Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

27.08.2007 | Татьяна Становая

Россия решает проблему ПРО

На прошедшей неделе в Чехии прошли переговоры между начальником Генерального штаба вооруженных сил РФ генералом армии Юрием Балуевским и первым заместителем министра обороны Чехии Мартином Бартаком: Россия попросила Чехию отсрочить решение о размещении на своей территории элементов ПРО до выборов президента США, то есть больше чем на год. Одновременно Россия выдвинула на пост директора-распорядителя МВФ чеха Йозефа Тошовски. Судя по всему, Россия начала активно воздействовать на чешский истеблишмент с целью противодействия планам США по размещению в Чехии своего радара.

Россия расширяет набор методов сопротивления американской инициативе разместить в Восточной Европе элементы ПРО. Напомним, что ключевым элементом позиции России стало предложение по созданию совместной системы ПРО, которая предусматривает отказ США от планов использования территории Чехии и Польши. Предлагается совместное использование Габалинской РЛС в Азербайджане и, возможно, строящейся на юге России станции по предупреждению ракетных пусков. До сих пор США отрицали возможность использования предложений России в качестве альтернативы варианту размещения элементов ПРО в Чехии и Польше, хотя и согласились на проведение экспертных консультаций между военными двух стран. Однако очевидно, что США заняли принципиальную позицию, и компромиссные варианты уже де-факто отвергнуты, что заставляет Россию искать иные пути препятствования американским планам.

В первую очередь, Россия начала диверсифицировать отношения с Польшей и Чехией. Этому есть некоторые предпосылки. Во-первых, в Польше и Чехии по-разному относятся к историческим событиям советского периода. В отношениях с первой на данный момент можно констатировать глубокий кризис, который в нынешних условиях кажется непреодолимым: истеблишмент страны практически полностью занимает антироссийские позиции, а исторические разногласия крайне остры и сохраняют актуальность. В отличие от Польши, в Чехии историческая проблема 1968 года стоит менее остро и на официальном уровне это не актуализировано. Как говорил президент Чехии Вацлав Клаус в интервью «Коммерсанту», «столь глубокую рану нельзя и просто недопустимо стирать из народной памяти. Другое дело, должна ли она каким-либо значительным образом оказывать влияние на сегодняшние политико-экономические отношения двух стран? Для меня лично нынешняя Российская Федерация не является ни наследником, ни продолжателем брежневского Советского Союза». Все это значительно облегчает диалог между двумя странами, который нарушен с Польшей.

Во-вторых, в Чехии истеблишмент неоднозначно относится к размещению на своей территории элементов ПРО. Президент страны Вацлав Клаус предлагал проведение референдума в условиях, когда большинство населения выступает против радиолокационной станции (РЛС). При этом рейтинг доверия президенту составляет около 75% (около 70% населения выступает против системы ПРО на территории Чехии) по сравнению с 36% доверия премьер-министру страны Миреку Тополанеку (данные агентства STEM).

Неоднозначны и политические позиции самого правительства, которое было сформировано после многомесячного кризиса: по итогам парламентских выборов в прошлом году, консерваторы и левые получили в парламенте одинаковое количество мест (по 100 в 200-местном) и не смогли договориться о формировании кабинета. Новое правительство появилось только в январе этого года, после того, как два социал-демократа перешли на сторону правоцентристов: в него вошли 18 министров, представляющих три партии: Гражданскую демократическую партию, Партию христианских демократов и Партию зеленых. Социал-демократическая и коммунистическая партии остались в оппозиции. Лидер социал-демократов Иржи Пароубек выступал категорически против размещения элементов ПРО на территории Чехии, если они не будут переданы НАТО, что неприемлемо для США. Аналогичной позиции придерживается и часть правящей коалиции. Таким образом, в Чехии нет политического консенсуса в отношении ПРО.

В-третьих, с Чехией, в отличие от Польши, у России хорошо развиваются экономические двусторонние отношения, не отягощенные политическими проблемами. Напомним, что недавно состоялся относительно успешный визит президента Чехии Вацлава Клауса в Москву, несмотря на то, что он так и не сумел убедить Москву в безобидности ПРО. Чехия идет на важные для Кремля шаги в других сферах. Например, с «Газпромом» подписан долгосрочный контракт на поставку газа до 2025 года (Чехия покрывает три четверти своих потребностей в газе за счет «Газпрома»).

Таким образом, с одной стороны, Россия может использовать слабость правительства Чехии, которое вынуждено брать на себя ответственность за принятие непопулярного решения о размещении элементов ПРО в условиях явно недостаточной легитимности и низкого рейтинга доверия. С другой стороны, политике России в отношении Чехии не препятствуют исторические разногласия.

На прошедшей неделе в Чехию приехал начальник Генштаба России Юрий Балуевский, который провел переговоры с замминистра обороны Мартином Бартаком. На встрече Балуевский призвал чешское руководство подождать с принятием окончательного решения о возможности развертывания элементов американской ПРО на своей территории до октября-ноября 2008 года - президентских выборов в США. «Я назвал «большой ошибкой» возможное принятие решения чешским руководством о развертывании на своей территории элементов американской ПРО, потому что Россия просто будет обязана принять меры в этих условиях для своей безопасности», - заявил начальник российского Генштаба. В этой связи он высказал сожаление, что Чехия может быть затронута ответными российскими мерами военного характера.В российских СМИ сразу же появились сообщения о том, что Чехия откладывает решение о размещении элементов ПРО на год. В действительности же, как и планировалось, Чехия намерена в 2007 году закончить консультации с США, а в начале 2008 года выйти на соответствующее решение парламента.

Эти планы и озвучил Мартин Бартак по итогам переговоров. Никаких изменений после них не произошло, как представили российские СМИ, и произойти не могло. 23 августа уполномоченный чешского правительства по реализации планов создания РЛС Томаш Клваня заявил, что чешско-американские переговоры в политической плоскости начнутся в сентябре. А технические консультации продолжатся и должны завершиться к концу текущего года с тем, чтобы проект соответствующего соглашения поступил на рассмотрение парламента в начале 2008 года. Томаш Клваня также провел встречу с руководителями муниципалитетов близ полигона Брды, где предполагается дислоцировать РЛС. Он попытался убедить представителей местных властей в необходимости РЛС, пообещав им от имени правительства создание особых условий для этого района. Таким образом, в Чехии полным ходом идет подготовка в реализации планов США.

Однако целью Балуевского и не был пересмотр позиций кабинета. Глава Генштаба направился в Прагу для того, чтобы оказать достаточно жесткое давление, основанное именно на слабости политических позиций правительства, и усилить напряженность вокруг перспектив размещения ПРО. Одновременно с этим Кремль пытается использовать и «пряник», который предлагается чешскому истеблишменту.

Возможно, таким пряником стала достаточно сенсационная инициатива России выдвинуть на пост директора-распорядителя МВФ чеха Йозефа Тошовского. Он родился в 1950 г, в 1973 г. окончил Высшую экономическую школу в Праге по специальности внешняя торговля. До 1985 г работал в Госбанке Чехословакии и экономистом филиала чехословацкого «Живностенска банка» в Лондоне. Затем - помощником председателя Госбанка ЧССР. В 1989 г - замдиректора филиала «Живностенска банка» в Лондоне. С конца того же года - председателем Госбанка Чехословакии, председателем Нацбанка Чехии. В 1997-1998 гг. возглавлял правительство Чехии, а сейчас руководит Институтом финансовой стабильности Банка международных расчетов (BIS) в Базеле. Он «прошел опыт страны, которая смогла стабилизировать свою экономику», заявил Алексей Кудрин. Напомним, что Запад уже определился со своим кандидатом, которого традиционно определяет ЕС. Им стал выдвиженец нового президента Франции Николя Саркози французский экономист Доминик Стросс-Кан. Такую позицию ЕС выработал еще в июле, а США поддержали. В этом контексте появление иной кандидатуры может быть только символическим.

Одна из задач России при выдвижении кандидатуры Тошовски (помимо стремления показать свою самостоятельность), - это попытка сыграть на амбициях истеблишмента Чехии, при этом не рассчитывая на поддержку правительства.

Тем не менее, кандидатура Тошовского в этом контексте имеет свои существенные ограничители.Во-первых, его выдвижение воспринимается как конфронтационный жест России, направленный на самоутверждение страны в условиях непростых отношений с США и Западом в целом и налаживание контактов с развивающимися странами, которые могут поддержать кандидатуру Тошовского в рамках «торга» с Западом. Чешские интересы оказываются в этом контексте периферийными по отношению к геополитическому интересу России.

Во-вторых, выдвижение Тошовского означает противопоставление интересов чешских элит общеевропейскому выбору. Министр финансов Чехии Мирослав Калоусек заявил, что «этот чешский гражданин не является кандидатом республики». Министр подчеркнул, что «Чехия будет руководствоваться рекомендациями совета министров финансов и экономики государств-членов ЕС».В-третьих, одним из существенных репутационных изъянов Тошовского являются данные из рассекреченных архивов, которые были опубликованы несколько лет назад в чешских СМИ, о том, что он в коммунистический период сотрудничал со спецслужбами (хотя и делал это в рамках своих служебных обязанностей в Нацбанке). В Чехии после этого к нему сложилось неоднозначное отношение, а теперь оно может усугубиться. Уверенность в том, что Тошовский является «агентом», получит более широкое распространение и за пределами страны.

Россия практически поставила крест на попытках договориться с США, и все меры, которые принимаются в отношении сопротивления планам ПРО, носят лишь косвенный характер. Так, Россия не только апеллирует к чешскому истеблишменту, но уже открыто делает ставку (и публично об этом заявляет) на проигрыш республиканцев в президентских выборах. Напомним, что Конгресс сокращает финансирование проектов размещения элементов ПРО в Восточной Европе, обосновывая это, в том числе, и нежелательным накаливанием отношений с Россией. Ставка Кремля на демократов может усугубить похолодание между администрацией Буша и Россией.

Попытки «договориться» с Чехией также являются политическими: речь идет о стремлении донести свою позицию не до чешского кабинета министров, а до всего чешского истеблишмента в целом, расшатав позиции первого.

Такая политика может иметь свои негативные последствия. Например, Россия, выдвигая Тошовского на пост директора-распорядителя МВФ, преподносит неприятный сюрприз президенту Франции Николя Саркози, с которым Кремлю, казалось, удалось найти общий язык. Подтверждением этому стала договоренность России и Франции о совместной разработке «Газпромом» и Total Штокмановского месторождения: это стало большим успехом Саркози. Однако новый французский президент показал себя прагматиком и не стал распространять этот успех на политические отношения двух стран. Для Кремля стала неприятной новостью поддержка Францией запроса Великобритании об экстрадиции в отношении Андрея Лугового, обвиняемого в убийстве Александра Литвиненко. Теперь, когда Россия отказалась поддерживать выдвиженца Саркози на пост главы МВФ, положительный эффект от сделки с Total может еще более ослабнуть.

Тем не менее, Россия использует максимум возможностей, которые у нее имеются, учитывая жесткую позицию США в отношении планов по размещению элементов ПРО в Восточной Европе. Кремль пытается освоить новый инструментарий, которым ранее пренебрегал. И хотя он имеет чисто символическое значение, сам факт диверсификации методов внешней политики показателен. Давление на Чехию, угрозы принятия «адекватных» мер, обращение к истеблишменту и другим странам Европы, неоднозначно относящихся к ПРО (например, Австрия назвала на прошедшей неделе планы США «провокацией»), а также игра на противоречиях между ЕС и США повышают шансы на затягивание развертывания ПРО. США сейчас крайне важно как можно скорее договориться с Польшей и Чехией, в то время как для России, напротив, важно затянуть время, используя внутриполитические и геополитические противоречия. Кроме того, Россия заранее снимает с себя ответственность за нагнетание военной напряженности в Европе, возлагая ее на политические силы в Европе и США, продвигающие идею размещения ПРО.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net