Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

14.09.2007 | Сергей Романенко

Сербия по-прежнему на перепутье

Ситуация вокруг Косово и внутри Сербии вновь обостряется. На прошлой неделе высокопоставленными представителями правительства Сербии были сделаны несколько шагов и заявлений, которые свидетельствуют об ужесточении позиции самого Воислава Коштуницы и возглавляемой им Демократической партии Сербии (ДПС) не только по проблеме статуса Косово, но и по целому комплексу международных проблем, включая отношения с Черногорией, Боснией и Герцеговиной, а также США, ЕС и НАТО.

Громкое звучание получило заявление госсекретаря Сербии по делам Косово и Метохии, одного из известных приверженцев В. Коштуницы Душана Прокоповича. Словно возвращаясь во времена С.Милошевича, он заявил о том, что признание самопровозглашенной независимости Косово со стороны США и стран Западной Европы даст право Сербии вновь вести войска на территорию области, поскольку известное Кумановское соглашение Сербии с НАТО, подписанное в 1999 г., утратит свою силу. Кроме того, план Коштуницы предполагает в этом случае введение эмбарго и закрытие границ с Косово.Это заявление противоречит и одному из трех принципов урегулирования, согласованных еще в 1999 г. «тройкой» представителей России, ЕС и США, которая взяла на себя посредническую миссию между Белградом и Приштиной, – не допускать резких заявлений в адрес другой стороны. Оно противоречит и некоторому намеку на надежду, который прозвучал, в частности в заявлении представителя ЕС в «тройке» Вольфганга Ишингера, о том, что существуют большие трудности, однако если бы не было никаких шансов достичь согласия, то он не согласился бы войти в состав «тройку».К этому можно добавить и решение президиума ДПС внести в новую программу положение о том, что партия выступает против вступления Сербии в НАТО. ДПС предложила другим партия принят в Скупщине Сербии постановление о невозможности вступления Сербии в НАТО в случае, если страны–члены этой организации признают одностороннюю независимость Косово. Однако у партнеров ДПС по правительственной коалиции это предложение энтузиазма не встретило.

Однако «дипломатическое наступление» Коштуницы этим не ограничивается. Оскорбительные слова в адрес Черногории произнес помощник Коштуницы Александар Симич. По поводу конфликтной ситуации, сложившейся в связи с отказом черногорских властей впустить на свою территорию епископа Филарета, поскольку тот числится в списке Гаагского трибунала как особа, подозреваемая в укрывательстве военных преступников, Симич назвал Черногорию лжегосударством, которое не соответствует уровню цивилизации. После протеста Черногории министру иностранных дел Вуку Еремичу пришлось официально извиняться. Кроме того, извинился и вице-премьер Божидар Джелич. Однако бросается в глаза то, что ни сам автор скандального заявления, ни премьер-министр, ни один из высокопоставленных чиновников – членов ДПС никаких извинений не принес. Извинялись только министры – члены Демократической партии президента Бориса Тадича. Белградские аналитики считают, что данная линия Коштуницы свидетельствует о том, официальная политика государства во все большей степени испытывает на себе влияние Сербской православной церкви. Необходимо также упомянуть и о том, что Сербская академия наук и искусств вновь вернулась в политику после печально известного Меморандума 1986 г. и выразила свою поддержку позиции правительства – в первую очередь, самому Коштунице.

Министр иностранных дел Черногории Милан Рочен решил не углублять конфликт и не отменил поездку в Белград, заявив, что данное высказывание сербского чиновника, к счастью, не является официальной политикой Сербии. За это решение он подвергся критике части оппозиции в Черногории.Напряженности в сербско-черногорских отношениях добавили и угрозы со стороны лидера Сербской радикальной партии Томислава Николича в связи с вышеупомянутым отказом организовать блокаду транспортных путей с Черногорией, в том числе и на ее территории. Кроме того, без всякого объяснения министр инфраструктуры Сербии Велимир Илич без объяснения отказался от намеченных переговоров с министром транспорта Черногории.

В этом же контексте можно рассматривать и создание в Баня Луке – главном городе Республики Сербской в Боснии Совета по сотрудничеству Республики Сербии и Республики Сербской. В него входят президенты (Борис Тадич и Милан Елич) и премьер-министры (Воислав Коштуница и Милорад Додик) обоих субъектов. Совет создан на основе Соглашения об установлении особых и параллельных отношений РС и СР, которое было подписано осенью прошлого года в Баня Луке и которое восходит к соглашению между Белградом и Баня Лукой 1997 г. Хотя данное соглашение не нарушает Дейтонские соглашения, однако, по мнению аналитиков, в данном контексте оно может рассматриваться как намек на возможность в случае независимости Косово присоединения РС к Сербии.

В чем же причины этих шагов премьер-министра? Прежде всего надо иметь в виду внутриполитический контекст ситуации в Сербии. Коштуница во все большей степени стремится превратить свою партию из демократической и реформистской в консервативную, радикально-националистическую. Политически это можно трактовать по-разному. Либо он готовится к смене партнера по коалиции без развала коалиции и досрочных выборов – демократов на радикалов Николича. Либо же он мечтает на внеочередных выборах превратить свою партию в крупнейшую в Сербии, отобрав голоса у части электората СРС, социалистов – наследников С. Милошевича, и подготовить себе (или своему стороннику) базу для очередных президентских выборов. Кроме того, он стремится переложить всю ответственность за неизбежно болезненные в любом варианте для сербского общественного мнения решения по Косово на своего главного партнера по коалиции – ДП и лично на президента, пользующего значительной популярностью. При этом он играет на очевидных общественных настроениях – не только неприятии НАТО за бомбардировки 1999 г., но и на разочаровании «Европой» и США за то, что они после устранения С. Милошевича с политической арены осенью 2000 г. не оказали постмилошевичевской демократии ожидавшейся поддержки, прежде всего экономической, используя ее предоставление лишь в качестве рычага давления.

В этих условиях ДП и ее лидер президент Тадич вынуждены играть на поле этнического национализма, где у нее, очевидно, нет шансов на победу. Связанная соглашением и «министерской солидарностью», партия рискует потерять своих сторонников и не приобрести новых. Не только демократам, но и всей политической системе навязана проблематика Косово, увязанная с комплексами сербской «державности». ДС и более радикальные демократы, представленные в Скупщине в меньшинстве, не могут переломить тенденцию и поставить во главу угла давно назревшие и перезревшие социально-экономические реформы, которые только и способны на деле улучшить положение большинства граждан Сербии. К сожалению, проблема Косово остается самой главной в сербской политической жизни, а национализм – средством мобилизации масс.

Подобные шаги и заявления вызывают тревогу у соседних государств, поскольку могут быть истолкованы ими как средство их внутренней дестабилизации. А это может привести к новой изоляции и самоизоляции Сербии, которая окажется вне международных экономических и транспортных проектов.

Сергей Романенко - ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net