Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Взгляд
14.09.2007 | Сергей Романенко
Сербия по-прежнему на перепутье
Ситуация вокруг Косово и внутри Сербии вновь обостряется. На прошлой неделе высокопоставленными представителями правительства Сербии были сделаны несколько шагов и заявлений, которые свидетельствуют об ужесточении позиции самого Воислава Коштуницы и возглавляемой им Демократической партии Сербии (ДПС) не только по проблеме статуса Косово, но и по целому комплексу международных проблем, включая отношения с Черногорией, Боснией и Герцеговиной, а также США, ЕС и НАТО.
Громкое звучание получило заявление госсекретаря Сербии по делам Косово и Метохии, одного из известных приверженцев В. Коштуницы Душана Прокоповича. Словно возвращаясь во времена С.Милошевича, он заявил о том, что признание самопровозглашенной независимости Косово со стороны США и стран Западной Европы даст право Сербии вновь вести войска на территорию области, поскольку известное Кумановское соглашение Сербии с НАТО, подписанное в 1999 г., утратит свою силу. Кроме того, план Коштуницы предполагает в этом случае введение эмбарго и закрытие границ с Косово.Это заявление противоречит и одному из трех принципов урегулирования, согласованных еще в 1999 г. «тройкой» представителей России, ЕС и США, которая взяла на себя посредническую миссию между Белградом и Приштиной, – не допускать резких заявлений в адрес другой стороны. Оно противоречит и некоторому намеку на надежду, который прозвучал, в частности в заявлении представителя ЕС в «тройке» Вольфганга Ишингера, о том, что существуют большие трудности, однако если бы не было никаких шансов достичь согласия, то он не согласился бы войти в состав «тройку».К этому можно добавить и решение президиума ДПС внести в новую программу положение о том, что партия выступает против вступления Сербии в НАТО. ДПС предложила другим партия принят в Скупщине Сербии постановление о невозможности вступления Сербии в НАТО в случае, если страны–члены этой организации признают одностороннюю независимость Косово. Однако у партнеров ДПС по правительственной коалиции это предложение энтузиазма не встретило.
Однако «дипломатическое наступление» Коштуницы этим не ограничивается. Оскорбительные слова в адрес Черногории произнес помощник Коштуницы Александар Симич. По поводу конфликтной ситуации, сложившейся в связи с отказом черногорских властей впустить на свою территорию епископа Филарета, поскольку тот числится в списке Гаагского трибунала как особа, подозреваемая в укрывательстве военных преступников, Симич назвал Черногорию лжегосударством, которое не соответствует уровню цивилизации. После протеста Черногории министру иностранных дел Вуку Еремичу пришлось официально извиняться. Кроме того, извинился и вице-премьер Божидар Джелич. Однако бросается в глаза то, что ни сам автор скандального заявления, ни премьер-министр, ни один из высокопоставленных чиновников – членов ДПС никаких извинений не принес. Извинялись только министры – члены Демократической партии президента Бориса Тадича. Белградские аналитики считают, что данная линия Коштуницы свидетельствует о том, официальная политика государства во все большей степени испытывает на себе влияние Сербской православной церкви. Необходимо также упомянуть и о том, что Сербская академия наук и искусств вновь вернулась в политику после печально известного Меморандума 1986 г. и выразила свою поддержку позиции правительства – в первую очередь, самому Коштунице.
Министр иностранных дел Черногории Милан Рочен решил не углублять конфликт и не отменил поездку в Белград, заявив, что данное высказывание сербского чиновника, к счастью, не является официальной политикой Сербии. За это решение он подвергся критике части оппозиции в Черногории.Напряженности в сербско-черногорских отношениях добавили и угрозы со стороны лидера Сербской радикальной партии Томислава Николича в связи с вышеупомянутым отказом организовать блокаду транспортных путей с Черногорией, в том числе и на ее территории. Кроме того, без всякого объяснения министр инфраструктуры Сербии Велимир Илич без объяснения отказался от намеченных переговоров с министром транспорта Черногории.
В этом же контексте можно рассматривать и создание в Баня Луке – главном городе Республики Сербской в Боснии Совета по сотрудничеству Республики Сербии и Республики Сербской. В него входят президенты (Борис Тадич и Милан Елич) и премьер-министры (Воислав Коштуница и Милорад Додик) обоих субъектов. Совет создан на основе Соглашения об установлении особых и параллельных отношений РС и СР, которое было подписано осенью прошлого года в Баня Луке и которое восходит к соглашению между Белградом и Баня Лукой 1997 г. Хотя данное соглашение не нарушает Дейтонские соглашения, однако, по мнению аналитиков, в данном контексте оно может рассматриваться как намек на возможность в случае независимости Косово присоединения РС к Сербии.
В чем же причины этих шагов премьер-министра? Прежде всего надо иметь в виду внутриполитический контекст ситуации в Сербии. Коштуница во все большей степени стремится превратить свою партию из демократической и реформистской в консервативную, радикально-националистическую. Политически это можно трактовать по-разному. Либо он готовится к смене партнера по коалиции без развала коалиции и досрочных выборов – демократов на радикалов Николича. Либо же он мечтает на внеочередных выборах превратить свою партию в крупнейшую в Сербии, отобрав голоса у части электората СРС, социалистов – наследников С. Милошевича, и подготовить себе (или своему стороннику) базу для очередных президентских выборов. Кроме того, он стремится переложить всю ответственность за неизбежно болезненные в любом варианте для сербского общественного мнения решения по Косово на своего главного партнера по коалиции – ДП и лично на президента, пользующего значительной популярностью. При этом он играет на очевидных общественных настроениях – не только неприятии НАТО за бомбардировки 1999 г., но и на разочаровании «Европой» и США за то, что они после устранения С. Милошевича с политической арены осенью 2000 г. не оказали постмилошевичевской демократии ожидавшейся поддержки, прежде всего экономической, используя ее предоставление лишь в качестве рычага давления.
В этих условиях ДП и ее лидер президент Тадич вынуждены играть на поле этнического национализма, где у нее, очевидно, нет шансов на победу. Связанная соглашением и «министерской солидарностью», партия рискует потерять своих сторонников и не приобрести новых. Не только демократам, но и всей политической системе навязана проблематика Косово, увязанная с комплексами сербской «державности». ДС и более радикальные демократы, представленные в Скупщине в меньшинстве, не могут переломить тенденцию и поставить во главу угла давно назревшие и перезревшие социально-экономические реформы, которые только и способны на деле улучшить положение большинства граждан Сербии. К сожалению, проблема Косово остается самой главной в сербской политической жизни, а национализм – средством мобилизации масс.
Подобные шаги и заявления вызывают тревогу у соседних государств, поскольку могут быть истолкованы ими как средство их внутренней дестабилизации. А это может привести к новой изоляции и самоизоляции Сербии, которая окажется вне международных экономических и транспортных проектов.
Сергей Романенко - ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.