Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.10.2007 | Светлана Самойлова
Постсоветские институты: формула реформы
5-6 октября в Душанбе прошли сразу три саммита – СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, который фактически свелись к одному: новый, более тесный формат позволяет сконцентрироваться не на разногласиях, а на общих интересах. Проведение трех саммитов «оптом» во многом оправдано. Во-первых, саммит СНГ уже давно перестал быть реальной площадкой для обсуждения или тем более принятия каких-либо решений. СНГ находится в кризисе, что подтвердили и прошлый и нынешний саммиты. Например, на саммит СНГ не приехал президент Украины Виктор Ющенко, у которого проблемы формирования парламентской коалиции. Правда, это не остановило его от визита в Германию.
Зато на саммит приехал президент Грузии Михаил Саакашвили, который вновь попытался встретиться с российским лидером, и этого ему в очередной раз не удалось. До сих пор ему в этом праве отказывали, что было ясным сигналом неделания Кремля иметь дело с «антироссийским политиком». Сейчас российско-грузинские отношения продолжают оставаться в кризисе, и площадка саммита СНГ здесь бесполезна, что активно используется и самим Саакашвили с целью доказать недееспособность организации.
Во-вторых, число активных и «конструктивных» по отношению к России участников саммита СНГ почти идентично числу членов ОДКБ и ЕврАзЭС. Это Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и недавний новый член – Узбекистан, перешедший из ГУАМ к пророссийским организациям после событий в Андижане. В ЕврАзЭС не входит Армения, зато входит в ОДКБ. СНГ расколото на пророссийские организации в лице ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС и прозападные - ГУАМ и СДВ с участием Украины, Грузии, так и остающаяся проблемной Молдавии (вина так и не поступили на российские прилавки, несмотря на то, что об отмене ограничений Путин заявил в ходе прошлого саммита СНГ) и Азербайджана. Проведение сразу трех саммитов позволяет России усилить в расколом СНГ пророссийскую составляющую и подчеркнуть контраст с пока буксующей ГУАМ. Стоит заметить, что ЕврАзЭС и ОДКБ – это организации с реальной и конкретной повесткой дня, которая реализуется на практике.
В-третьих, есть две темы, интересные для Москвы и активно продвигаемые на постсоветском пространстве. Это проблема западного влияния (в более узком смысле, расширение НАТО на Восток) – сфера ведения ОДКБ, и экономическая интеграция – сфера ведения ЕврАзЭС. Обе темы не являются при этом консенсусными для стран СНГ, и соединение трех саммитов позволяет сформировать выгодную именно для России повестку дня. Кроме того, именно здесь Россия позволяет себе подчеркнуть привлекательность интеграционных процессов. Достаточно сказать, что по итогам саммита ОДКБ было принято решение о допуске всех членов этой организации к закупкам российского оружия по внутрироссийским ценам. Кроме того, было принято соглашение о сотрудничестве ОДКБ и ШОС, что сразу же было расценено на западе как прообраз восточного НАТО. Конечно, пока об этом не идет и речи, однако сам факт пристального внимания к данным организациям также свидетельствует об их жизнеспособности и востребованности.
Саммит СНГ на этом фоне казался весьма проблемным. Так, согласованию много лет не поддаются вопросы о реформировании СНГ. Новым поводом для конфликта стал вопрос об избрании исполнительного секретаря: стоит напомнить, что предложенная Россией кандидатура Александра Вешнякова была «забракована» президентом Белоруссии Александром Лукашенко. В итоге председателем Исполкома СНГ стала совершенно неожиданная фигура - Сергей Лебедев, работавший директором Службы внешней разведки (СВР). Очевидно, что в этом случае назначение обусловлено решением проблемы трудоустройства отставника, а не заполнением вакансии.
В преддверии саммита так и не было урегулирован вопрос о назначении нового председателя глав государств СНГ. Так, полномочия нынешнего главы Нурсултана Назарбаева истекают, а его «преемник» не определен. Как правило, назначения подобного рода носят политический характер, и Москва выпускала лидерство только по особым случаям. Несмотря на то, что Уставом СНГ срок руководства Содружеством ограничен одним годом, несколько лет пост председателя совета главы государства занимал Владимир Путин. Уступал лидерство он лишь дважды: в 2003 году – Леониду Кучме. Понятно, что тогда готовилась несостоявшаяся передача власти «преемнику» Виктору Януковичу, и Россия всячески этому помогала. После «революции» Путин вновь стал главой СНГ, но в 2006 году уступил место Нурсултану Назарбаеву: у него тоже были выборы. В итоге председателем стала Киргизия.Стоит отметить, что на саммите выявилась масса разногласий между странами. Так, концепцию развития СНГ на саммите Содружества в Душанбе не подписали Грузия и Туркмения, а Азербайджан подписал с особым мнением. Второй главный документ саммита СНГ по миграции, по информации этого источника, не подписали 4 страны: Туркмения, Молдавия, Грузия и Азербайджан. Кроме того, Азербайджан присоединился к документу о Концепции развития СНГ, подписал его, но зарезервировал по нему особое мнение. Это значит, что Баку будет участвовать в исполнении документа, но не по всем пунктам. Грузинский президент не подписал большую часть документов, принятых на саммите.
Главным событием стало подписание документов, позволяющих начать строительство Таможенного союза с участием России, Казахстана и Белоруссии: Договор о создании комиссии Таможенного союза, протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих правовую базу союза, и соглашение о единой тарифной политике. Ранее туда планировалось вхождение и Украины, однако там категорически выступают против Таможенного союза, призывая к созданию зоны свободной торговли. Это стало продолжением интеграционных процессов, которые получили стимул на прошлом саммите. Тогда было утверждено Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств – членов ЕврАзЭС. Как заявил Владимир Путин, «это первый этап формирования валютного союза». В рамках ЕврАзЭС был создан и Евразийский банк, уставный капитал которого формируется из вливания со стороны России и Казахстана.
Тем не менее, надо признать, что Таможенный союз далек от реализации из-за разногласий. Например, как стало известно «Коммерсанту» из протокола разногласий между Россией, Казахстаном и Белоруссией, последняя требует согласовывать со всеми участниками союза ставки всех экспортных пошлин. Другим требованием белорусской стороны является обеспечение внутри союза «недискриминационного доступа к товарам, производимым и реализуемым субъектами естественных монополий, и равности на эти товары». По сути, речь идет о попытке Белоруссии снизить свою энергетическую зависимость от России. РФ предлагает полностью исключить из рассмотрения союза эти вопросы: «Эти предложения не могут быть закреплены в качестве взаимных обязательств на этапе Таможенного союза». В действительности принятие декларации по Таможенному союзу является скорее декоративным шагом: в августе прошлого года три страны договорились согласовать все вопросы формирования таможенного союза к следующему саммиту, но сделать этого не удалось. Поэтому декларация, по сути, призвана спасти ситуацию от признания провала.
На саммите ЕврАзЭС также произошла смена руководителя – генеральным секретарём этой организации вместо Григория Рапоты (ставшего полпредом российского президента в Южном округе) был назначен представитель Казахстана Таир Максудов.
Россия пытается найти формулу постепенного переформатирования институтов на постсоветском пространстве, учитывая геополитический раскол среди стран СНГ и дееспособность региональных организаций, таких как ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Тем не менее, сегодня интеграционные процессы на постсоветском пространстве оказываются в значительной зависимости от характера растущей геополитической конкуренции между Россией и США, и их успех будет зависеть от баланса сил между двумя центрами влияния.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.