Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.10.2007
Александр Бабаков: «Избиратели ценят нас за откровенность»
Как известно, Владимир Путин возглавит на парламентских выборах список «Единой России». По мнению политологов, по ближайшему конкуренту единороссов на властном пространстве «Справедливой России» был нанесен сильный удар. Однако один из лидеров эсеров, руководитель их думской фракции Александр Бабаков считает, что решение президента не скажется на перспективах «Справедливой России». Что же касается партийной системы в целом, она от этого только выиграет.
- На ваш взгляд, что означает решение президента возглавить список партии «Единая Россия» на выборах в Госдуму?
- Развитие политической системы в нашей стране перешло некий рубеж. Сегодня мы двигаемся по пути, когда значимость политических партий в жизни страны, их влияние на принятие тех или иных решений возрастает многократно. Приведет ли это к тому, что правительство станет партийным, покажет ближайшее время. Но ясно одно: мы движемся скорее к этому, чем к обратному. Тот факт, что в списке «Единой России» мы обнаруживаем присутствие не только практически всех губернаторов, мэров, но и членов правительства, фактически уже подтверждает такую тенденцию. Мы уходим от ситуации, когда общество было связано с наличием политических сил, в которых превалировали малоответственные партии, способные только поговорить, пообсуждать, покритиковать… Вспомним, например, ситуацию когда, коммунисты были у власти – они ничего не сделали, потому что не захотели. «Яблоку» неоднократно предлагалось делегировать своих кандидатов в члены правительства, они не смогли. Конечно, «Справедливая Россия» сегодня еще не обладает тем ресурсом власти, который наличествует у «Единой России», но у нас есть идеология, которая явно востребована в обществе. Причем сегодня даже более, чем раньше. Если раньше мы в России многого хотели, но не могли, то сейчас и можем, и хотим...
- Благодаря чему ситуация изменилась?
- Благодаря тому, что Владимиру Путину удалось выстроить вертикаль власти, укрепить государство. Сегодня мы наблюдаем позитивное влияние вертикали на все процессы в стране. И главное в том, что государство осознало необходимость как косвенного, так и прямого участия в экономике. Я говорю о реальном секторе экономики, ведь именно он и есть гарантия выполнения государством своих социальных обязательств сегодня, завтра, в ближайшие годы. Президент озвучил новые требования к членам правительства как к кабинету суперпрофессионалов. По-моему, это распространяется соответственно и на политические системы. Можно только приветствовать такой подход, потому что политические партии являются инструментарием, который благодаря региональным партийным организациям, разветвленности партийной структуры участвует в продвижении целевых проектов в обществе.
- Вы говорите об участии партий в целевых программах правительства и президента, о национальных проектах?
- Да, и я не раз предлагал, чтобы политические партии могли проявить себя именно в этом вопросе, забыв некие идеологические разногласия. И сосредоточили партийные усилия на том, чтобы пропагандировать, анализировать, передавать информацию о ходе национальных проектов и их реализации в правительство и тем самым фактически активно участвовать в этом деле. Масштабность задачи требует использования политических партий для мобилизации ресурсов, и мы готовы быть в структуре власти и брать на себя ответственность за реализацию той социально-ориентированной политики государства, которая сегодня принята на высшем уровне.
- Ваша позиция относительно государственного участия в экономике и социальной ответственности власти и бизнеса сильно коррелирует с коммунистической идеологией. Чем «Справедливая Россия» отличается от КПРФ?
- В отличие от компартии, мы не призываем взять все и поделить. Хотя это, вероятно, самый простой способ заявить о себе избирателю. Но соответствующая политика не предусматривает ответ на вопрос, что будет завтра. Она ведет в никуда. Мы же предлагаем сделать акцент на возрастающую социальную ответственность государства. Не на развитие экономики ради развития экономики, как это было в Советском Союзе, а на ее человечность. Экономика должна быть сориентирована на человека. И мы делаем все необходимое, чтобы была создана база для экономического развития, в которой человек оказался бы главным действующим лицом. В этом мы отличаемся, на мой взгляд, от всех политических партий в России.
- Решение президента возглавить список единороссов как-то повлияет на эволюцию идеологии «Справедливой России»?
- Нет. «Справедливая Россия» - одна из самых последовательных политических сил. Мы последовательно вскрывали все недостатки, которые были в нынешней Думе, и не только указывали на них, но и предлагали свои способы решения. Наши предложения по решению проблемы пенсионного законодательства, повышению заработной платы, подхода к развитию экономики, развитию реального сектора – все это в той или иной степени сегодня реализуется на высшем государственном уровне. И мы в данном случае более последовательны, чем кто-либо еще. Мы начинали с этого в 2003 году и продолжаем об этом говорить сегодня. Решение президента возглавить партийный список ни в коей мере не заставляет нас менять свою идеологию. Наши позиции по-прежнему связаны с социальной сферой, с социальной ответственностью государства и бизнеса, мы продолжаем отстаивать в любой ситуации интересы человека.
- Изначально «Справедливая Россия» позиционировалась как социальная, лево-ориентированная партия, конкурирующая с КПРФ и иже с ними. Но в последнее время некие политологи или политтехнологи увели риторику партии в другое русло: в борьбу двух партий власти – «Справедливой России» и «Единой России». Разъясните, пожалуйста, с кем вы все-таки конкурируете?
- С единороссами мы конкурируем в одном - в том, что мы не всегда одинаково смотрим на происходящие в жизни страны процессы. Мы понимаем, что есть как серьезные успехи, так и колоссальные ошибки, которые были допущены в ходе законодательной деятельности нынешней Госдумы. Что касается борьбы, то это борьба идеологий, борьба взглядов на происходящее, на достижение той цели, которая в принципе у всех одинаковая – строить процветающее государство, граждане которого гордятся своей страной.
Что касается компартии, то, на мой взгляд, нужно разделять самих коммунистов и руководство КПРФ. Руководство компартии занимается тем, что спекулирует на ностальгических воспоминаниях наших граждан. За то время, которое КПРФ находится в политике, ничего нового, связанного с адаптацией коммунистической идеологии к реальной жизни, не произошло. Нельзя постоянно призывать людей к советскому прошлому. Надо напоминать о прошлом для того, чтобы наше настоящее и будущее было лучше. Очень удобно говорить, что да, в Советском Союзе были такие-то цены, такие-то условия жизни и труда. Это негатив, который никогда не приведет общество к позитиву. Следует, даже указывая на советские реалии, предлагать пути решения сегодняшних проблем.
Поэтому мне кажется, что мы в данном случае более откровенны перед избирателями. Со временем, причем очень скоро, это осознают и коммунистические избиратели, которые уже сейчас переходят к нам по той простой причине, что мы последовательны и с 2003-го продолжаем выбранную нами риторику. Мы принимаем многое из того, что есть, и даем собственную трактовку социалистических идей. «Справедливая Россия» - более открытая партия, с признанием как собственных недостатков, так и недостатков истории. Но мы уважаем эту историю и не боимся ее. Поэтому я уверен, что наша дискуссия с коммунистами не совсем правильно трактуется. Мы не боремся с коммунистами, мы даже не боремся с идеологией, потому что на самом деле мы более левые, чем коммунистическая верхушка, которая лишь спекулирует на великом прошлом нашей страны. Но так вот просто взять бренд компартии и, продолжая им спекулировать, обманывать своих избирателей – это несправедливо.
- Сегодня главная тема политической жизни страны - «концепция преемников» и текущие изменения в ней. В числе главных вероятных преемников назывались Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Потом Путин озвучил свою готовность стать «премьер-министром при достойном президенте». Исходя из чего многие решили, что преемником может стать сегодняшний премьер Виктор Зубков. Ваше мнение на этот счет.
- Я всегда отвечаю на подобные вопросы так: мне импонирует одно из заявлений самого президента, который как-то сказал, что «некорректно говорить о преемниках, а правильно говорить о преемственности». На мой взгляд, мы должны говорить о кандидатах в президенты, которые попытаются своей политикой, своей деятельностью сохранить преемственность курса. Это не значит, что они будут дословно повторять заявления Путина. Но в принципиальных вещах, в важнейших направлениях экономического, социального, политического устройства нашей страны необходимо продолжение взятого им курса. И весь вопрос в том, какой из кандидатов в президенты, за которого будет голосовать народ, предложит программу по сохранению преемственности курса, в которой мы увидим наиболее наиболее эффективный механизм достижения этой цели. Я считаю, это более правильно. Какой смысл рассуждать, кто именно будет преемником? Вокруг много уважаемых людей. Время покажет…
Беседовал Георгий Ковалев
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.