Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.10.2007 | Андрей Максимов

Кто займет второе место?

Обсуждение последствий решения Владимира Путина лично вести на выборы «Единую Россию» в последнее время совершенно оттеснило дискуссию о том, кто придет к финишу вторым в начавшейся избирательной гонке. Традиционно считалось, что за второе место поспорят КПРФ и «Справедливая Россия». Представляется, однако, что если убедительная победа «Единой России» не вызывает сомнений, то в этом вопросе результат выборов может оказаться совершенно иным, нежели его прогнозируют.

Общепризнано, что группу «вторых» российских партий составляют КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

Практически очевидно, что в нынешних условиях позиции «Справедливой России» ослабли. Теперь она вряд ли может претендовать более чем на простое преодоление 7-процентного барьера. Решение президента возглавить список «Единой России» поставило эту партию в очень неудобное положение. С одной стороны, эсеры теряют умеренно лояльный электорат, ведь теперь «Единая Россия» соберет под свои знамена практически всех, кто готов проголосовать за «партию власти» и «партию Путина». А это не менее трети ядерного электората партии Миронова и, что еще важнее, как раз тот потенциал роста поддержки за счет не определившихся в своем партийном выборе граждан. С другой стороны, у «Справедливой России» теперь еще более связаны руки в отношении критики «политики партии и правительства», она еще более ограничена в возможности позиционирования себя в качестве оппозиционной политической силы.

Кроме того, эсеры сегодня лишились значительной части финансовой и административной поддержки, ведь вся региональная элита себя «под Путиным чистит», а многие из тех ресурсных людей, кто рассчитывал на получения депутатских мандатов, теперь могут расстаться с такой надеждой.Однако вряд ли пока можно говорить о полном фиаско партии «Справедливая Россия». Со стороны Кремля наверняка последует определенная поддержка этой партии. Риск того, что «Единая Россия» может остаться в новой Думе наедине с КПРФ, которая как единственная парламентская оппозиционная партия наверняка получит дополнительный информационный и агитационный ресурс, вряд ли кого обрадует. Неслучайно прямо накануне съезда «Единой России» президент в очередной раз высказался в поддержку развития конструктивной левой партии, а на самом съезде подчеркнул сохранение своего беспартийного статуса.

Вряд ли можно исключать и такое развитие событий, при котором В.Путин лишится беспартийного статуса после выборов, но уже в объединенной партии, контролирующей даже не 2/3, а ¾ мест в парламенте. При этом «ЕР» с 60-70 процентами голосов объединится с набравшей 7-8% «СР», как в свое время слились «Отечество», «Единство» и «Вся Россия», только с другим балансом внутренних сил.Нынешнее положение «Справедливой России» создает дополнительные опасности и угрожает, прежде всего, положению КПРФ.

Сегодня в «Справедливой России» осталось довольно много потенциально проходных политических лидеров, которых расставили во главе партсписков крупных регионов и которые обладают определенными политическими, медийными и финансовыми ресурсами. Они теперь крайне заинтересованы в том, чтобы подвинуть КПРФ с ее нынешнего поля. Ничего другого эсерам просто не остается.

Очевидный левый крен, обозначенный на съезде «Справедливой России», создает для этого определенные стартовые условия. С.Миронов прямо назвал свою партию социалистической (а не какой-нибудь социал-демократической или умеренно левой), величал коллег титулом «товарищи» и даже указал на необходимость научной разработки теории нового социализма. Думается, очень неплохо воспринимается традиционным электоратом КПРФ Светлана Горячева. Даже появление в первой тройке самого молодого кандидата привлечет не столько молодежную аудиторию, сколько пенсионеров, коих много среди коммунистов и которые как раз часто поддерживают омоложение политрядов (особенно симпатизируя «правильным» молодым людям). Все это, вероятно, было учтено еще до того, как В.Путин стал кандидатом в Госдуму.

Сегодня оказавшиеся в невыгодном положении эсеры объективно заинтересованы в жесткой кампании против КПРФ. Опыт выборов 2003 года показал, что она вполне может дать эффект, оставляющий КПРФ только со своим базовым электоратом (который тогда составлял 11-12 процентов, а сегодня скорее уменьшился).

Однако «СР» оказывается далеко не единственным прямым конкурентом КПРФ. На этом поле работает сегодня добрая половина из 14 партий, списки кандидатов которых заверил Центризбирком: АПР, «Патриоты России», «Народный союз», Партия социальной справедливости, Партия мира и единства.Аграрная партия оказывается в близком к «СР» положении. Сегодня к «ЕР» на селе уходит почти весь лояльный власти электорат. Однако то, что аграрии способны привлечь немалую долю прокоммунистических жителей деревни, они доказали всей своей электоральной историей. Да и Василий Шандыбин вместе с дояркой Ниной Брусниковой, вошедшие в первую тройку АПР, могут сильно тому поспособствовать.

«Патриоты» опираются на довольно мощную региональную сеть, состоящую преимущественно из бывших партфункционеров КПРФ (зачастую обиженных этой партией), которые годами «прикармливались» Г.Семигиным, нередко имеют высокий авторитет среди активистов компартии и способны перетянуть часть из них под свои знамена.

«Народный союз» Сергея Бабурина и ПСС Алексея Подберезкина способны «отщипнуть» хотя бы около 1% национал-патриотически настроенных избирателей КПРФ.

В то же время ЛДПР сегодня остается практически единственным игроком на своем поле. Электоральное ядро партии Жириновского не так велико – в пределах 3-5 процентов. Однако обычно ЛДПР привлекает на свою сторону весьма подвижный электорат, который ориентируется на ярких лидеров, интересные заявления и необычные действия политических акторов. Особенностью нынешних выборов является практическое отсутствие и тех, и других, и третьих (если не считать собственно президента Путина). Во всех списках сплошь традиционные политические игроки (Светлана Конеген у «зеленых» и Мариэтта Чудакова в СПС также в зачет не пойдут).

Сама по себе предсказуемость результатов выборов делает ее для едва ли не большей части именно такого подвижного электората заведомо неинтересной, скучной. Это либо серьезно снизить явку избирателей, либо сыграет на руку опять же ЛДПР. Жириновский способен оживить предвыборную площадку и притащить на выборы тех, кто часто просто не ходит голосовать. Его электорат – это преимущественно молодые мужчины (а, как известно, женщины у нас участвуют в голосовании охотнее, чем мужчины, а люди старшего поколения – охотнее, чем молодежь). Значительную часть успеха Жириновскому дают 18-20-летние, которые, начиная с него свой путь на выборах, по мере взросления переходят в группы поддержки других политических сил.

Наблюдения социально-политических событий последних лет показывают, что со времени прошлых выборов в Госдуму скорее усилились группы умеренно националистических - антизападно и антимигрантски настроенных граждан. Сегодня на этом поле у Жириновского не просматривается конкурентов («Родина» идеологически полностью переформатирована в «СР»). А сенсационное включение Андрея Лугового вторым номером в список ЛДПР стало очень ярким ходом, резко усилившим потенциал этой партии.Сегодня ЛДПР предсказывают ослабление позиций. Однако традиционно Жириновский берет больше, чем ему прогнозируют (зачастую «выстреливает» неожиданно для всех). Думается, в условиях высокой конкуренции на левом поле КПРФ вполне может остаться со своими базовыми 8-11 процентами, «СР» набрать процентов 7-8 или того меньше, а ЛДПР при удачном стечении обстоятельств обогнать их на уровне 10-12 процентов. В этом случае именно ЛДПР и возьмет «серебро» в новой Государственной Думе.Однако этот возможный успех ЛДПР целиком зависит от двух факторов. Первое: главный актер должен действительно ярко и в нужном русле проявить свое мастерство. Но даже у Жириновского с этим бывают сбои.

И второе: блестящую актерскую игру должны показать по телевизору, а партии – дать зеленый свет на высшем уровне. С этим могут быть проблемы. Сегодня ЛДПР уже не нужна «партии власти» в качестве группы поддержки в Госдуме, а приходящие на выборы впервые молодые избиратели могут «как все» проголосовать за партию Путина, а не за ЛДПР.

Против второго места ЛДПР может сыграть и другой фактор. В условиях контрастной «черно-белой» картинки выборов («поддерживаешь Путина или нет») КПРФ как единственная реальная парламентская партия, не входящая в кремлевский пул, может резко усилить свои позиции. Она способна аккумулировать (даже невольно) значительную часть оппозиционных голосов избирателей, не испытывающих особой симпатии к коммунистическим идеям. В этом случае становится реальностью двухпартийный парламент с «единороссовским» конституционным большинством и заметной коммунистической фракцией оппозиции.

В любом случае, сегодня результат выборов еще не является предрешенным. Многое (особенно в части распределения мест, которые достанутся не «Единой России») будет зависеть от поведения самих политических игроков. Так что поживем – увидим.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net