Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.10.2007 | Татьяна Становая
Чтобы не последняя
18 октября президент России Владимир Путин в прямом эфире ответил на вопросы российского населения. Нынешнее общение президента с народом носило особый характер. Во-первых, оно являлось последним для Путина в качестве действующего главы государства. А это рождало целый комплекс вопросов, связанных с его преемником, трудоустройством бывшего президента, конфигурацией системы власти в «постпутинский» период. Несмотря на то, что ответы на эти вопросы не прогнозировались (это может повредить самому президенту, превращая его в «хромую утку»), интрига вокруг последнего общения была очень мощной.
Однако Путин не только не ответил на эти вопросы, как и ожидалось, но и практически полностью проигнорировал политические темы, которые, в отличие от последних «прямых линий», были для населения актуальными. По подсчетам «Ведомостей», накануне «прямой линии» поступило много вопросов, связанных с предстоящими парламентскими и президентскими выборами. Население и элиты ощущают обеспокоенность в связи с уходом Путина с поста президента и неизвестностью имени его преемника. Кроме того, людей интересовало: что такое «План Путина» и почему отменена графа «против всех».
Можно предположить, что политические вопросы подверглись жесткой цензуре. Было отобрано только два вопроса, на которые Путин не мог не ответить, но которые были прокомментированы максимально осторожно и «скупо». Так, Путин рассказал, почему он возглавил список «Единой России». Он отметил, что нужно сохранить преемственность курса, а «Единая Россия» является для этого самой дееспособной силой. Стоит заметить, что «дееспособность» - единственное качество партии, отмеченное Путиным. Это можно расценивать как некоторое максимально возможное в данной ситуации дистанцирование Путина от партии власти в условиях, когда он не мог заниматься прямой агитацией, и одновременно – ее явная поддержка.
Второй политический вопрос касался «Плана Путина». Проигнорировать его Путин также не мог, так как для широкой аудитории этот план остается откровенно непонятным. Путин заявил, что план включает в себя все задачи, которые ставились в ежегодных посланиях Федеральному собранию. Он также призвал не сводить его исключительно к его персоне, дав понять, что над «планом» работало много экспертов. Тем не менее, Путину пришлось ответить на ряд политических вопросов после «прямой линии», уже в общении с журналистами. Он заявил, что считает правильным прохождение в парламент всех политических сил - и левых, и правых. Но при этом оговорился, что итоговое решение за избирателями. Кроме того, Путин высказался против «обрезания» полномочий президента в пользу правительства, что можно расценивать как попытку опровергнуть возможное проведение конституционной реформы. Он напомнил, что «у нас не два центра власти, а один - глава государства вместе с парламентом». Тем самым Путин еще сильнее «закрутил» интригу: ожидается, что после его ухода с поста президента формирование (по крайней мере, временно) двух центров принятия решений неизбежно.
Президент также дал понять, что существующий моноцентрический режим будет сохранен, а реальная демократия возможна только через 15-20 лет. Фактически речь идет о сохранении системы управляемой демократии, которую он по-своему называет «ручным управлением». Путин напомнил о том, что, когда Соединенные штаты Америки выходили из «великой депрессии», президент Рузвельт разработал план развития страны, который был подвергнут критике местной элитой. «Но в конечном итоге оказалось, что реализация плана пошла на пользу всем гражданам страны и привела США к тем позициям, которые они занимают в мировой экономике и политике», - отметил Путин. В то же время стоит заметить, что Рузвельту приходилось каждые четыре года выдерживать реальную конкуренцию с республиканскими кандидатами, а его возможности были ограничены как сильным и влиятельным Конгрессом, так и Верховным судом, эффективно использовавшим свои прерогативы.
Во-вторых, Путин проводил «прямую линию» как лидер избирательного списка «Единой России». В этой связи эффект от выступления президента в любом случае носит предвыборный характер. Поэтому содержание общения было определено не только его форматом (ориентировано на самые массовые аудитории), но и контекстом.
Контекст состоит в том, что в последнее время появился набор острых проблем наравне с уже существующими социальными проблемами. В первую очередь, это резкий рост цен на самые необходимые продовольственные продукты. Путин фактически снял ответственность за рост цен с федеральной власти, указав на неблагоприятные внешние факторы (отмена субсидий сельскому хозяйству в Европе, использование альтернативного топлива) и неэффективность местных властей. Их Путин обвинил в «крышевании» монополистов и перекупщиков, искусственно поднимающих цены на важнейшие продукты. Он рассказал о принимаемых правительством мерах и уточнил: «Сейчас сельхозпроизводители РФ опасаются снижения ряда барьеров на импорт некоторых продуктов питания, мы понимаем, что это тонкая вещь, но сделаем все, чтобы не пострадал российский производитель. Надеюсь, что эти меры помогут», - сказал Путин.
Не менее важными социальными темами остается уровень жизни населения, бедность, рост пенсий и заработных плат, проблемы трудоустройства, образования и лекарственного обеспечения. Социальные проблемы были в центре внимания «прямой линии», а президент был вынужден формировать позитивную повестку и раздавать громкие обещания. Он заявил, что федеральный центр возьмет на себя программу дополнительного лекарственного обеспечения, сделает перерасчет по северным пенсиям, увеличит пенсии военнослужащим и проведет индексацию вещевого довольствия, поможет регионам обеспечивать достаточное количество детских садов. Путин также пообещал, что не будет повышения пенсионного возраста и дефолта. Наконец, он дал слово увеличить МРОТ. Но главной и самой громкой сенсацией стало обещание Путина подписать указ, обязывающий правительство выплатить долги военным пенсионерам с 1994 года в размере 40 млрд. руб. «Это решение было несправедливым, и справедливость должна восторжествовать», - отметил Путин.
Таким образом, в целом «прямая линия» свелась к решению локальных, точечных проблем социального характера, но при этом имеющих огромное значение для текущей жизни значительной части населения. С учетом предвыборного контекста главной задачей Путина было показать, что государство дееспособно, а альтернативы президентскому курсу нет. При этом социальная проблематика стала главным содержанием избирательного процесса, и здесь ни одна политическая сила не в состоянии составить конкуренцию «путинскому плану». Интересно отметить, что за все годы правления Путина «повестка дня» «прямых линий» постоянно сужалась. В 2001 и 2002 годах было много острых политических и социально-экономических вопросов, 2003 году - много политики, а также тем, связанных с проблемами борьбы с олигархами и справедливым перераспределением ресурсов. В 2004 году «прямой линии» не было из-за Беслана. В 2005 году произошел перелом: на фоне реформ проблемы социальной сферы вышли на первый план. Ответом на них стали национальные проекты. Однако тренд крайней актуальности социальных тем был закреплен, и уже в 2006 и 2007 годах уже ни одна другая тема не могла составить им конкуренцию. Это означает, что власть вынуждена все больше внимания уделять непосредственно социальной проблематике и нести за ее разрешение полную ответственность: сильное государство выстроено, «олигархи» побеждены, а влияние Запада на внутриполитические процессы минимизировано. Следовательно, постепенно население все более четко начнет проецировать свои проблемы на действующую власть.
В-третьих, впервые в ходе «прямой линии» Владимир Путин отказался как-либо оценивать деятельность чиновников, критиковать кого-либо или активно «продвигать». Самые общие положительные оценки получили премьер-министр Виктор Зубков, а также министры здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова и экономического развития и торговли РФ Эльвира Набиуллина. Зубкова Путин похвалил за успехи в выстраивании финансовой разведки и положительно оценил его возможности в борьбе с коррупцией. Министры же получили лестные оценки скорее по гендерному признаку: Путин особо подчеркивал, что в правительстве женщин стало больше и они высокопрофессиональны.
Стоит заметить, что в ходе прошлых «прямых линий» Путин очень активно оценивал работу правительственных чиновников. Одни подвергались критике, а другие, напротив, получали самую живую поддержку. Например, в ходе прошлой «прямой линии» президент уделил центральное внимание национальным проектам Дмитрия Медведева. Это было явным знаком в пользу Медведева как потенциального преемника Владимира Путина. Президент не только хорошо отзывался о нацпроектах, но и ставил их во главу угла успешного развития России. Положительной оценки за преодоление проблем в российской армии удостоился тогда и другой возможный преемник – Сергей Иванов. Тогда казалось, что Путин раздает авансы своим возможным преемникам, накачивая их ресурсом собственной поддержки.Однако сейчас Путин не сказал ни слова о Медведеве или Иванове. Нацпроекты упоминались вскользь.
Военная тематика хотя и поднималась, но не была для этого использована. Путин отметил, уже отвечая на вопросы журналистов по итогам «прямой линии», что правительство стало эффективнее, и, следовательно, по его мнению, смена кабинета министров оправданна. Однако в целом создавалось впечатление, что президент не хочет кому-либо давать авансы, но при этом не желает никого и критиковать. Это, судя по всему, сделано по трем причинам. В первую очередь, Владимир Путин не может пока оценивать работу нового правительства - слишком мало прошло времени с момента назначения последнего. Отсутствие явных авансов также призвано снизить накал внутриэлитных конфликтов в связи с приближающимися выборами. Наконец, третья и самая главная причина: Путин остается единственным игроком на политическом поле и максимально укрепляет самого себя как безальтернативного и самодостаточного политика.
Еще одной важнейшей особенностью нынешней «горячей линии» стал отказ от политизации темы «коррупции». Стоит напомнить, что, по мнению ряда экспертов, борьба с коррупцией по аналогии с 2003 годом (когда министр внутренних дел Борис Грызлов разогнал «оборотней в погонах») должна была стать главным мотивом избирательной кампании. Однако этого не произошло. По словам Путина, Зубков, как бы ни был эффективен, но не сможет один побороть коррупцию: для этого нужно создавать атмосферу нетерпимости к коррупционерам внутри самого общества и корректировать законодательство. Тем самым Путин отказался от кампании по борьбе с коррупцией как центрального предвыборного приоритета.
Судя по всему, и нежелание Путина давать оценки (и политические, и отрицательные) крупным чиновникам, и отказ говорить о кампании по борьбе с коррупцией является свидетельством его стремления вывести правящую элиту из предвыборного контекста.
Не стал Владимир Путин публично вмешиваться и в межгрупповые споры, которые есть между силовиками и внутри правительства. Путин лишь очень мягко и спорно поддержал консервативную бюджетную политику, проводимую вице-премьером правительства Алексеем Кудриным, выступив против «разбазарирования» накопленных средств внутри страны. Это произошло в рамках обоснования Путиным необходимости сохранения преемственности проводимого им курса, частью которого является и кудринская политика. Однако Путин при этом говорил не о стабилизационном фонде, а о золотовалютных резервах, делая ситуацию двусмысленной. Понятно, что о трате золотовалютных резервов сегодня никто не говорит. Речь идет именно о средства фонда национального благосостояния (ФНБ) – преемнике Стабфонда, который разделен на ФНБ и резервный фонд.
Характер последней «прямой линии» президента говорит о том, что Путин сделал все от него зависящее, чтобы она не казалась «последней». Содержательно Путин закрепил собственное абсолютное политическое доминирование, при котором нет альтернативы как его курсу, так и ему самому - и в публичном пространстве, и в аппаратных вопросах.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.