Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.10.2007 | Татьяна Становая
Саммит пессимистов
26 октября в Лиссабоне прошел саммит Россия-ЕС. В условиях моратория Польши на переговоры о новом соглашении и стратегическом партнерстве, саммит рисковал повторить провал мая 2007 года. Однако по своим итогам он оказался гораздо более насыщенным и продуктивным.
Учитывая мораторий Польши на ведение переговоров по подписанию нового соглашения, саммиту предрекалась судьба предыдущей встречи. Стоит напомнить, что в мае этого года переговоры России и ЕС оказались крайне сложными и безрезультатными. Тогда анонимный чиновник ЕС объясняя Financial Times, что никакой, даже итоговой декларации принять не удастся, заявил: «Дела по-настоящему плохи. Мы не должны скрывать этот факт, делая вид, что договариваемся, лучше просто не иметь результатов».
Нынешний саммит также проходил в атмосфере пессимизма. По целому ряду сложных вопросов, стороны лишь фиксировали свои позиции. Так, по проблеме польского эмбарго на переговоры о соглашении, Владимир Путин дал понять, что мораторий – это «внутреннее дело ЕС». В ЕС так не считают, указывая, что Россия должна договориться с Польшей на двусторонней основе. Но пока здесь нет прогресса. Заявление спецпредставителя президента РФ по вопросам развития отношений с ЕС Сергея Ястржембского о том, что Польша согласилась допустить российских инспекторов на свои предприятия, поставляющие мясо в Россию, было сразу опровергнуто польской стороной. Пока же принято решение о продлении существующего договора на год.
Россия также подтвердила свои позиции по таким острым проблемам, как иранская ядерная программа и Косово. Самой резонансной фразой стало сравнение сторонников жесткого подхода к Ирану с сумасшедшим, бегающим с бритвой в руках. «Зачем же сейчас заводить проблему в тупик, угрожать санкциями и военными действиями?! Совсем недавно казалось невозможным решить ядерную проблему Северной Кореи... Думаю, что бегать, как сумасшедшим, с бритвой в руке и размахивать ею в разные стороны - это не лучший способ решить проблему», - сказал Путин, явно намекая на позицию Соединенных Штатов. Относительно Косово российский президент предупредил Европу о рисках развития сепаратистских тенденций после отделения Косово от Сербии. «Вам что, мало проблем в Испании или проблем, которые могут возникнуть в Румынии? Или в Бельгии?», - спросил Путин.
Участники саммита не обошли вниманием и темы энергетического сотрудничества. В его преддверии в Москву приехал еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, который провел консультации на энергетические темы с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко. Главный предмет переговоров - это доступ «Газпрома» на европейский рынок в условиях либерализации газового рынка в ЕС. Стоит напомнить, что сейчас в ЕС обсуждается пакет нововведений, который запрещает добывающим компаниям владеть инфраструктурными сетями. «Газпром» в свою очередь, напротив, всячески стремится развить свое присутствие в газораспределительных активах европейских стран. В ЕС допускают это, но при условии допуска третьих стран в трубопроводную систему России: Кремль считает это недопустимым.
По данным «Коммерсанта», Пиебалгс допустил, что для «Газпрома» на несколько лет может быть сделано исключение, и он будет контролировать строящиеся газопроводы на территории ЕС. Более того, по мнению еврокомиссара, международные проекты в области газа, такие как Nord Stream, могут быть вообще выведены из-под действия новых правил. Однако сети все равно должны остаться независимыми. При этом, вероятно, нельзя исключать, что будет разрешена покупка миноритарных активов в газораспределительных сетях: именно этим и занимается «Газпром», не имея ни в одной стране ЕС контроля над сетью. Таким образом, уже сейчас видные некоторые контуры энергетического компромисса между Россией и ЕС.
Все эти темы скорее всего были предметами самого пристального обсуждения, однако в публичной сфере об этом ничего не говорилось, что свидетельствует об их непроработанности. Зато тема энергетической безопасности прозвучала четко: Европу беспокоит прежде всего риск новых «газовых войн» с Белоруссией и Украиной. Для снижения опасений Владимир Путин предложил создать механизм раннего предупреждения в отношении поставок и спроса на энергоносители из России в ЕС. «В его основу положен обмен информацией о потенциальных проблемных ситуациях и путях их разрешения», - пояснил Путин. Судя по всему, стратегические вопросы энергетического сотрудничества обсуждаются более кулуарно: во-первых, здесь пока сохраняется множество разногласий, а, во-вторых, ЕС заинтересован сделать эти переговоры частью переговоров о новом соглашении о стратегическом сотрудничестве.
В условиях общего пессимизма в отношении повестки дня сотрудничества России и ЕС больше внимания было уделено политическим проблемам. Так, актуально стоял вопрос о причинах задержки приглашений для наблюдателей ОБСЕ на выборы депутатов Госдумы. В ОБСЕ и ЕС это рассматривают как попытку воспрепятствовать прибытию международных наблюдателей. Путин, судя по всему, обещал премьер-министру Португалии, с которым также велись переговоры как с председательствующей стороной в ЕС, обеспечить прибытие наблюдателей. Сокретеш заявил, что эта готовность российского президента – один из главных итогов двусторонних переговоров.
Тем временем Россия ищет свои пути дискуссии с Европой о правах человека. При этом все эти пути малоэффективны и носят скорее пропагандистский характер, а, значит, не снизят остроту претензий к внутриполитическим проблемам в России. Здесь важно отметить два события. Первое – это инициатива России создать Российско-Европейский институт свободы и демократии, который будет выполнять функции контроля за демократиями в странах ЕС по аналогии неправительственными западными фондами, действующими на территории России. «Евросоюз с помощью грантов помогает развитию институтов подобного рода в России. Думаю, что настало время, когда и Российская Федерация – имею в виду наш возросший финансово-экономический потенциал – может делать то же самое в Евросоюзе, внести свою лепту, в том числе и финансовую, в развитие этих диалогов», - заявил Путин. В ЕС Путину с этой идеей не отказали, хотя понятно, что создание такого института выгодно прежде всего Москве: это поможет более эффективно участвовать в дискуссии с Западом о проблемах демократии в самой России – при том, что принципиальные подходы ее участников носят диаметрально противоположный характер.
Вторым событием стала попытка России реформировать сам институт наблюдателей ОБСЕ. Представитель РФ в ОБСЕ Алексей Бородавкин официально объявил, что Россия и еще шесть стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) внесли в ОБСЕ проект резолюции, заметно ограничивающий работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. В основе этой реформы ликвидация категорий стран, в которых проходят выборы: в западных странах действовали малочисленные «миссии по оценке выборов», а в странах СНГ – «миссии наблюдателей». Так, по данным «Ведомостей», например, за выборами в Украине полтора месяца наблюдали 700 наблюдателей, а за президентскими выборами во Франции 11 человек в течение нескольких дней. Реформа также предусматривает запрет на публичную оценку выборов. Именно публичные оценки, по мнению Кремля, ранее активно использовались в ходе «цветных революций» для делегитимации итогов выборов. Таким образом, Россия добивается существенного сокращения возможностей наблюдателей и можно предположить, что именно из-за этой инициативы была задержка с приглашением для наблюдателей ОБСЕ. Скорее всего инициатива поддержана не будет, но так Россия создает для себя нужный фон, стремясь уже на своих условиях ограничить миссию ОБСЕ на выборах. Бородавкин пояснил: «Мы должны пригласить международных наблюдателей - и точка. А как будет организован мониторинг, обязательствами не предусмотрено. Россия вправе определить это сама, что и будет сделано. А БДИПЧ об этом будет своевременно проинформировано». Иными словами, Россия дает понять, что может в одностороннем порядке урезать возможности международных наблюдателей в период проведения выборов и после подведения их итогов.
Среди других острых политических проблем – проблема ПРО. Путин, демонстративно повышая ставки, сравнил нынешнюю ситуацию с «Карибским кризисом», но подтвердил готовность к сотрудничеству с США, назвав одно из главных условий выхода из конфликта - создание общей системы ПРО и демократический доступ к управлению этой системой. Для этого, например, Россия предлагает создать центр взаимной информации о пусках ракет в Брюсселе. Путин отметил, что США не дают ответ на российские предложения, но при этом впервые признал, что «американские партнеры думают, как нейтрализовать эти угрозы, которые, мы считаем, для нас создаются». Судя по всему, это является признаком некоторого роста эффективности российско-американского диалога.
По итогам саммита подписано два документа. Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Черкесов и исполнительный директор Единого центра мониторинга наркотиков и наркомании Вольфганг Гетц подписали меморандум о взаимопонимании. Министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Питер Мандельсон поставили подписи под соглашением между Россией и ЕС о торговле некоторыми изделиями из стали. Речь, по информации «Коммерсанта», идет прежде всего о том, что почти на треть повышаются квоты на экспорт в ЕС бесшовных труб, тросов, стальных канатов и трансформаторной стали из России.
В отличие от предыдущего саммита, который казался безнадежно провальным, нынешний саммит таковым назвать нельзя. И России, и ЕС нужно выдержать паузу в затянувшемся похолодании отношений, не делая акцент на разногласиях и стремясь «сохранить лицо». Этому, надо признать, помогает и пессимизм Европы в отношении России: он, по сути, снижает ожидания и накал страстей, что удобно и самой России, уставшей от давления со стороны западных партнеров.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.