Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

29.10.2007 | Татьяна Становая

Судьба «Справедливой России»

Решение Владимира Путина возглавить избирательный список «Единой России» стало принципиальным не только для партийной жизни страны в целом, но и для партии «Справедливая Россия» в частности. Появившись на свет, «Справедливая Россия» претендовала на роль пропрезидентской альтернативы партии власти. Однако сейчас она теряет сторонников и ряд ключевых фигур. Но этот вовсе не означает, что проект потерпит сокрушительное поражение. Проблема в том, что и его появление, и его продвижение обусловлены более долгосрочными интересами власти, и поэтому в том или ином виде он или его аналог еще будут востребованы.

В целом можно обозначить два подхода к развитию партии власти. Первый подход предусматривает минимизацию политических рисков, безальтернативность одной партии власти и ее максимально возможное (с учетом проблемы репутации России в глазах Запада и сохранения управляемости) доминирование в российском парламенте.

У этого подхода есть свои плюсы для власти. Во-первых, он позволяет действительно снизить политические риски за счет снижения политической конкуренции. В условиях, когда для истеблишмента нет иной альтернативы, «Единая Россия» способна мобилизовать максимум ресурсов, привлекая практически всю элиту для обеспечения своего результата на парламентских выборах. Выстраивается партийная вертикаль, куда включаются и региональные власти, и крупные мэры. Бизнес также вынужден за отсутствием альтернативы поддерживать «ЕР» или вовсе отойти от политических инвестиций. В этих условиях для партии власти создаются максимально комфортные условия, позволяющие с наилучшим результатом победить на выборах.

Во-вторых, максимизация присутствия «Единой России» в Госдуме позволяет в наибольшей степени сохранить контроль над парламентом, а, значит, и преемственность курса. Не случайно, что именно этим Владимир Путин в ходе прямой линии с народом объяснил, почему возглавил партию власти. Наконец, в-третьих - отсутствие альтернативы позволяет сохранить управляемость самой партии: многие фигуры как в центре, так и в регионах, неудовлетворенные своими карьерными возможностями, будут вынуждены инерционно сохранить верность партии власти.

Все эти причины и легли в основу решения, которое принял Владимир Путин: скоро президентские выборы, и чем ниже конкуренция, чем меньше альтернатив для истеблишмента, тем надежнее будет политическое управление страной.

Однако есть второй подход. Он состоит в том, что существуют две стратегические проблемы. Первая проблема – это громоздкость и низкая дееспособность партии «Единая Россия», полностью зависимой от расположения к ней Владимира Путина, но при этом обладающей растущими амбициями. Инструментальный характер партии противоречит ее растущей значимости в системе политического управления страной. Отсюда вывод: со временем партийная бюрократия будет повышать требования по наращиванию ее влияния на принятие политических решений. До сих пор Кремль мог ей лишь обещать определенные привилегии. В частности, речь идет о праве предлагать президенту кандидатов на посты губернаторов, влиять на формирование правительства и подбор кандидатуры премьер-министра, быть одной из определяющих политических сил при принятии федерального бюджета и значимых законов. Однако в действительности эти «пряники» для партии в нынешнем режиме не могут быть доступны - даже рекомендация кандидатуры губернатора пока остается проформой. До сих пор ни одно ключевое решение в кадровой сфере не было принято по инициативе «единороссов». Для того, чтобы стать действительно влиятельным игроком, партия власти должна стать правящей, то есть превратиться в субъект принятия решений. Однако режим подразумевает наличие лишь одного субъекта, принимающего политические решения – президента.Все это означает, что разрастание «Единой России» и рост амбиций ее партийной бюрократии нуждается в дополнительных рычагах контроля.

Вторая проблема – это гарантированное обеспечение преемственности развития страны даже в условиях, если действующая партия власти при каких-либо условиях потерпит сокрушительное поражение. Это теоретическое на сегодня допущение, которое в действительности может стать реальностью в условиях социально-экономического кризиса и падения популярности Владимира Путина. В этом случае единственной альтернативой партии власти оказывается КПРФ.

А это означает, что в условиях управляемой демократии (или, как говорит Владимир Путин, «ручного управления») есть принципиальная потребность создать другую партию - левоцентристского толка, социал-демократическую, которая станет исторической заменой КПРФ. Кремль понимает, что рано или поздно режим «ручного управления» себя исчерпает, а партию власти ждет эрозия. Тогда для предотвращения политических катаклизмов, желательно иметь другую дееспособную партию, которая может при необходимости прийти на смену нынешней партии власти.

Эти две причины и являются главным мотивом, который лежал в основе решения о поддержке проекта «Справедливая Россия». Интерес власти совпал с интересами спикера СФ Сергея Миронова, который, по сути, получил от президента санкцию на реализацию этого долгосрочного проекта. Можно предположить, что еще в конце прошлого года второй подход был принят на вооружение президентом. Причем Кремль допускал наличие тех рисков, которые несла в себе «СР»: это и пересечение электоратов с «ЕР», и риск диверсификации политических интересов и инвестиций со стороны истеблишмента.

Однако к осени этого года стало очевидно, что решение пересмотрено. На это есть несколько причин. Они связаны как с недостаточно адекватным, с точки зрения Кремля, опытом политической деятельности со стороны «СР», так и с предвыборными страхами самого Кремля.

Во-первых, политические мотивы создателей партии «Справедливая Россия» вошли в противоречие с политическими интересами Кремля. Для успешного участия в избирательных кампаниях использование популизма, критика власти и «Единой России» практически неизбежны. Однако, с точки зрения Кремля, они деструктивны. Неслучайно в ходе «прямой лини» с народом Владимир Путин особенно жестко заявил о недопустимости популизма в новой Думе, объясняя решение возглавить список «ЕР». Популизм, помноженный на пропутинскую позицию, создавал ту самую нишу, в которой «СР» становилась вдвойне опасной для партии власти. Притом что сама партия власти более чем ограничена в продвижении тех или иных популистских идей.

Во-вторых, «Справедливая Россия» самим фактом своего появления также неизбежно спровоцировала конкуренцию с «Единой Россией» за узнаваемых и влиятельных политических фигур, особенно на региональном уровне. Сюда можно отнести и чиновничество, и бизнес, и влиятельных политиков, многие из которых нашли в «СР» возможность продолжения карьеры. Достаточно вспомнить, насколько острой была политическая борьба на выборах мэра Самары или ЗАКСа Ставропольского края. На региональном уровне конкурировать в управляемом режиме двум партиям оказывается невозможным. Конкуренция партий могла ощутимо ограничить ресурсы партии власти - и прежде всего на уровне местной власти: «СР» успешно вступила в борьбу за симпатии мэров. Все это означало одно: риск размывания административного ресурса партии власти, эрозии поддержки со стороны истеблишмента, и как итог – раскол элит. Следовательно, результат «Единой России» подвергался значительным политическим рискам.

В-третьих, «СР» стала привлекать далеко не однозначные, с точки зрения Кремля, фигуры на ключевые позиции в списке. С одной стороны, это использовалось сторонниками первого подхода как аргумент против проекта «СР». С другой стороны, действительно «качество» списков у «СР» далеко не лучшее. Миронов вынужден опираться на тех, кто остался в публичной политике, но не вписался по тем или иным причинам в партию власти. По сути, здесь не было большого выбора. При этом одни фигуры могли раздражать Кремль своей одиозной репутацией, другие - невыстроенными отношениями с АП.

В итоге, несмотря на то, что конкуренция двух партий и двух спикеров на федеральном уровне была введена в управляемое русло, а сам Миронов сосредоточился на борьбе с КПРФ, в Кремле победил первый подход. Это означает четкое разведение краткосрочных и долгосрочных задач. В первом случае речь идет о максимально возможном успехе «Единой России» на выборах в Госдуму и участие «СР» как спойлера КПРФ. Последствиями этого стало «сужение» содержания и возможностей «СР» до поставленных перед ней рамок.

Во-первых, из списка были удалены все так или иначе значимые или опасные с точки зрения их неподконтрольности фигуры. Например, планировалось, что московский список возглавит Александра Лебедев – давний критик московских властей. Однако он будет лишь «сотрудничать» с партией на выборах. Не вошел в список Сергей Глазьев – как наиболее узнаваемая и политически опытная фигура. Наконец, в Свердловской области в список не попал Евгений Ройзман.

Здесь важно уточнить, что выход одних фигур был обусловлен политическими интересами Кремля не допустить слишком острой конкуренции с партией власти. Именно по этим мотивам в список не вошли Ройзман и Лебедев и был исключен Валентин Варенников (формально - по собственной инициативе, выраженной в нежелании покидать КПРФ, членом которой является). Однако были и другие мотивы, связанные непосредственно с нежеланием давать «СР» политически интересных фигур. Именно поэтому Кремль убедил Миронова вычеркнуть из первой тройки лидера молодежного движения «Ура» Сергея Шаргунова. Шаргунов в свое время критиковал президента, и это было использовано против «Справедливой России». Исключение молодого писателя вызвало конфликт, как и многие другие решения руководства партии.

«Сжимание» изначальной публичной роли «СР» как второй партии в будущей двухпартийной системе до партии-спойлера КПРФ на нынешних выборах привело к цепочке конфликтов, которые стали очень серьезным ударом по партии. Евгений Ройзман назвал «позором» нахождение в «СР», Сергей Шаргунов объявил, что за его добровольный уход Миронов предлагал миллионные суммы. Кроме того, в этих условиях периферийные фигуры из «Справедливой России», не удовлетворенные своим положением в партии, решили демонстративно покинуть ее, получив возможные политические дивиденды, фактически оказав помощь «единороссам». Последний скандал разразился в Санкт-Петербурге. Депутат питерского ЗАКСа Алексей Тимофеев призвал партию к самороспуску, заявив, что ее существование в условиях решения Путина возглавить список «ЕР» бессмысленно. Тимофеев за это был исключен из партии. Как сообщают «Ведомости», 22 октября заявление о выходе из списка эсеров в партию и Центризбирком направила лидер новосибирского отделения эсеров Тамара Шароглазова. Тогда же по собственному желанию список кандидатов в депутаты покинули тверской банкир Василий Урбан, депутат Госдумы от Пермского края Валентина Савостьянова и бывший зампредседателя пермской гордумы Денис Ушаков. Написал заявление о выходе из партии бывший зампредседателя областного отделения «Справедливой России» мэр Воронежа Борис Скрынников.

Все это свидетельствует о разочаровании истеблишмента в проекте «СР». Именно это и нужно сейчас Кремлю, который сделал однозначную ставку на «Единую Россию». Таким образом, краткосрочные цели оказались более приоритетными.

Однако у Кремля остаются долгосрочные задачи. Есть большая потребность в перспективе создать двухпартийную систему с правоцентристской и левоцентристской партиями, готовыми бороться за одни и те же стратегические государственные задачи, но различными методами. Кроме того, есть потребность вытеснить КПРФ как в действительности единственную оппозиционную партию за пределы реальной политической жизни. С одной стороны, создание такой двухпартийной системы возможно только при «ручном управлении» или управляемой демократии. Однако, с другой стороны, функционирование реально двухпартийной системы возможно только в условиях развивающихся демократических процессов; в противном случае появление другой «партии власти» оказывается деструктивным. Из этого следует, что проект левоцентристской партии не закрыт, а лишь отложен, и в перспективе он может быть вновь поддержан на самом высоком уровне.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net