Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.11.2007 | Татьяна Становая
От «Единой России» к единству ветвей власти
Вчера президент России Владимир Путин встретился с автодорожниками, занятыми на строительстве участка объездной магистрали вокруг Красноярска, и ответил на ряд интересных вопросов. В их числе был и, как ни странно, вопрос о причинах поддержки президентом партии «Единая Россия». Ответ Владимира Путина на этот вопрос оказался настолько загадочным, что ему можно посвятить отдельный текст, так и не поняв, что же имел в виду президент.
Один из рабочих на вчерашней встрече решил проинформировать президента о намерении проголосовать за «Единую Россию» и задал вопрос о том, кем же, если не главой государства станет Владимир Путин в 2008 году после президентских выборов. Интересным был не только сам ответ Путина и его содержание: комментарию первой реплики рабочего президент уделил почти 80% своего времени, лишь одной фразой ответив на сам вопрос. Это и понятно: ведь главная мысль, которую должен был донести Путин до своего, путинского большинства – это поддержать «Единую Россию», как бы не было это противно. Именно противно - в этом признался сам Путин, давая понять, что теперь критики партии власти, но одновременно и его поклонники будут вынуждены сделать такой же непростой выбор и проголосовать за неприемлемую для них партию.
А начал президент свой ответ издалека, с неожиданных рассуждений о недостаточной роли советов в Советском Союзе. «Мы все считали, что советы – ключевое звено прежней власти. На самом деле это было не так», - сказал президент, открыв своим слушателям глаза и назвав реальной властью в СССР – власть партийную. «Советы были вспомогательной ветвью власти, а по сути-то это была партийная власть, потому что основные решения принимались в горкомах, райкомах, обкомах, в ЦК. Кто видел этих людей? Никто и никогда, только по телевизору», - сказал Путин. Судя по всему, основная мысль президента состояла в том, что управление страной с помощью внегосударственной партийной «вертикали» неправильно, реальная власть должна сосредотачиваться в реальных государственных институтах, которые должны работать не только на бумаге, то есть в Конституции. Таким образом, Путин фактически выразил свое личное отношение к правлению КПСС, что является очень важным свидетельством негативного отношения президента к гипотетическому превращению действующей партии власти в некий аналог компартии.
Это плохая новость для «Единой России». Вообще весь ответ Путина на заданный рабочим вопрос – сплошные плохие новости для партии власти, которая очень рассчитывает в связи с уходом Путина с поста президента кардинально изменить свое положение в системе власти. Сейчас она остается лишь инструментом в руках Кремля, используемым с целью легитимации в парламенте принимаемых решений. Партия власти, в этом случае, лишена возможности самостоятельно принимать решения по государственным и по кадровым вопросам. Понятно, что «Единую Россию» это не устраивает: центр принятия политических решений находится за ее пределами.
Выхода из этого положения может быть два. Первый – превращение «ЕР» в правящую партию, которая, как в парламентских республиках развитых демократий, будет формировать правительство на основе созданной в парламенте коалиции. Этот вариант на сегодня невозможен, так как требует кардинального переписывания Конституции. Да и сам Путин не раз говорил, что в России должна быть сильная президентская власть. Еще со времен питерской мэрии Путин очень не полюбил «балаган» в парламенте и мысль о вероятности передачи реальной власти законодательной ветви, приводит его в ужас. Это было видно и из его вчерашнего ответа рабочему: Путин привел начало 90-х в России как доказательство «негативного примера демократического устройства, к сожалению», «перенесенного и на нашу почву». «Довели до гражданской войны, поставили вообще страну на грань развала», - сказал Путин, фактически поставив кризис 90-х в вину существовавшему тогда политическому режиму.Таким образом, вариант передачи реальной власти «Единой России» и превращение ее в опять же реальную правящую партию в нынешних условиях невероятен.
Если первый выход – это превращение партии власти в правящую в рамках конституционно прописанных государственных институтов, то второй выход – это превращение партии в де-факто правящую при переносе внутрь нее политического центра принятия решений, но без институционального оформления. Иными словами, Конституция не переписывается, но Владимир Путин как «национальный лидер» с безальтернативным рейтингом возглавляет «ЕР» и тем самым, делает ее субъектом политического процесса.
Оба вариант – мечта «Единой России» (хотя во втором случае партийные деятели не понимают, какого масштаба чистка их ждет). Однако, судя по всему, Путина не устраивают оба варианта. В своем вчерашнем историческом ответе рабочему, Путин заявил: «Теперь что же такое «Единая Россия», является ли она идеальной структурой? Конечно, нет. Там пока нет устойчивой идеологии, устойчивых принципов, за которые подавляющее большинство в этой партии готовы бороться и положить свой авторитет», - сказал президент. На самом деле в этом трудно с ним согласиться: очень многие деятели «Единой России» уже давно положили свой авторитет на благо «вертикали власти». Однако и Путина можно понять: ведь этого мало. Более того, и отсутствие принципов и готовность «положить авторитет» (очень занятная, на самом деле оговорка Путина) – это главный критерий годности для партии власти. И получается большая проблема: авторитет свой «положили», от принципов отказались, в андроидов превратились, а теперь за ЭТО надо убедить избирателя проголосовать. А он не хочет.Точно также как и не хочет сам Путин вставать во главу этой партии. «К таким структурам, как правило, стараются примазываться всякие проходимцы. И часто им это удается. Цель у таких людей не благо народа, а личное обогащение. И, конечно, такой деятельностью они только компрометируют власть и саму партию», - пошел в разнос Путин, показывая, какой он видит свою партию власти на самом деле.
«Возникает вопрос: зачем тогда мне нужно было возглавлять список «Единой России»?», - задался главным вопросом Путин во всей этой истории. «Да потому что лучше все равно у нас ничего нет», - ответил он. «В значительной степени» многое «удалось только потому, что я опирался в своей практической деятельности на «Единую Россию» в парламенте. Потому что там была консолидированная сила, которая помогала мне не только принимать решения, но и проводить их в жизнь», - сказал Путин.
Этот ответ – яркий показатель той роли, которую Путин отводит «Единой России» в системе принятия политических решений. Это инструментальная роль, та самая, которую сейчас «ЕР» играет в политической жизни страны и за рамки которой так сильно хочет выйти. Однако ради выборов, можно и приврать: «в «Единой России», принимались решения по так называемым общенациональным приоритетным проектам: развитие образования, здравоохранения, сельского хозяйства. По сути, там же, в «Единой России», принималось решение о развитии обороноспособности и о планах переоснащения Вооруженных Сил. Они же, по сути, приняли трехгодичный бюджет на ближайшие три года, где все это прописано, каждая строчка. Проходило это в трудной борьбе с Правительством, несмотря на то, что это считается партия власти», - рассказывал Путин, старательно умалчивая о реальной роли «ЕР» в этих процессах.
«Именно поэтому, несмотря на все издержки, я все-таки принял решение встать во главе «Единой России». Чтобы убедить людей все-таки проголосовать за эту партию и помочь сформировать большинство в Государственной Думе, которая считала бы себя единомышленником с исполнительной властью, с Правительством», - заявил Путин. Это одно из главных событий избирательной кампании – Путин вынужден убеждать избирателей голосовать за неприятную им партию (и Путин тут с ними солидаризируется) ради той самой «стабильности».
Заканчивает президент уже ответом непосредственно на сам вопрос: кем он станет после выборов. Конечно, он не сказал кем…Однако дал понять, что большинство «Единой России» в Госдуме должно обеспечить «единство между исполнительной властью и законодательной». Сейчас такое «единство» существует за счет того, что в Кремле Путин с высоким рейтингом. Однако каким образом будет обеспечено единство потом, так и остается непонятным. Сам Путин говорит о неком «моральном праве», которое даст ему возможность «спросить всех, кто будет и в Думе работать, и в Правительстве, за исполнение этих решений, которые намечены сегодня». Впервые Путин сказал, что будет не влиять, а фактически руководить исполнительной и законодательной властью. «В какой форме я это сделаю – я пока воздержусь от прямого ответа. Но существуют различные варианты, и если это произойдет, тот результат, на который я рассчитываю, то у меня такая возможность появится», - заявил Путин, снова запутав аудиторию и показав, что до сих пор не знает сам, какая форма будет выбрана. Факт состоит в том, что такой формы нет, а появиться она может только в одном случае – если произойдет значительное ужесточение режима, а фактическая власть будет формироваться за рамками государственных институтов. Путину это не нравится, но он об этом думает.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.