Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.11.2007 | Татьяна Становая
Избирательная кампания: радикализация оппозиции
Жесткие условия проведения выборов для оппозиции привели к радикализации последней: речь идет о системной оппозиции, допущенной для участия в избирательной кампании. КПРФ намерена активизировать уличные акции в знак протеста против нарушения ее прав в СМИ. СПС приняла решение участвовать в «Марше несогласных» 24-24 ноября. «Яблоко» обещает также пересмотреть предвыборную тактику и «перейти к акциям протеста».
Стоит напомнить, что ранее СПС уже говорил о готовности уйти в более жесткую оппозицию к власти. Поводом для этого стало изъятие по десяткам регионов в России более 15 млн экземпляров предвыборной и зарегистрированной в ЦИК газеты «Проблема №1». В СПС считают, что это не могло произойти без политического решения в Кремле, а само изъятие было четко скоординировано и проводилось под контролем министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Предполагалось, что радикализация позиции СПС повлечет за собой лишь ужесточение риторики партии.
Однако СПС приняла решение об участии в «Марше несогласных», который «Другая Россия» намерена провести 24 ноября в Москве и 25-го – в Санкт-Петербурге. Стоит заметить, что весной этого года Кремль добился очень четкого разделения между системной и внесистемной оппозицией. К последним относятся «Другая Россия» и НДС Михаила Касьянова. К системной же оппозиции - СПС, «Яблоко» и КПРФ, которые дистанцировались от «маршей несогласных», проводимых «Другой Россией». Это было одним из негласных условий нормального политического существования, которое предполагает и возможность участия в выборах. Иными словами, между Кремлем и системной оппозицией была достигнута неформальная, как минимум, молчаливая договоренность, контракт, в соответствии с условиями которого оппозиция отказывается от солидаризации с внесистемной оппозицией, а Кремль дает возможность ей участвовать в выборах.
Проблемы же избирательной кампании дают оппозиционным партиям основания считать, что контракт не выполняется. Все участники выборов столкнулись с сопротивлением региональных властей, СМИ, рекламных агентств и бизнеса, который отказывается выполнять ранее данные обязательства по поддержке кампании. Более того, огромное давление оказывается на участников избирательных списков: откуда десятками уходят кандидаты.
В этих условиях у партий теоретически только два выхода: первый - инерционный. Он означает принятие как должного сложившейся ситуации и попытку продолжить избирательную кампанию. Второй выход – радикализация кампании. Однако в реальности выбора не было: власть скрупулезно выталкивает СПС в радикальную оппозицию. Происходит это потому, что роль правоцентристской партии отведена «Единой России» и претензии СПС на либерального избирателя в итоге отнимают голоса и у партии власти.
На прошедшей неделе лидер СПС Никита Белых заявил, что партия готова сделать главным лозунгом кампании «За Россию – против Путина». Кроме того, партия примет участие «Марше несогласных»: это прямой вызов Кремлю и фактический переход во внесистемную оппозицию. Члены совета, занимающегося организацией марша, распространили заявление, в котором призвали все оппозиционные силы «без деления на «системных» и «внесистемных» принять участие в маршах, чтобы сказать нет «путинскому режиму и его неотъемлемой части – «Единой России», которые «толкают страну в пропасть». В то же время СПС идет на этот шаг очень осторожно, сохраняя автономию от «Другой России». Во-первых, речи не идет о вхождении в коалицию «Другая Россия», что вполне естественно – правые не хотят оказаться в зависимости от Гарри Каспарова. Во-вторых, партия дистанцируется от слишком антилиберального Эдуарда Лимонова.
Радикализация также коснулась «Яблока» и КПРФ. Последние обвинили «Первый канал» в негативной агитации против КПРФ. Зампред ЦК КПРФ Иван Мельников предупредил, что партия за последние 20 дней до выборов намерена «перестроить свою кампанию на жесткий агрессивный лад». Если «ложь не прекратится, а ЦИК будет бездействовать», то коммунисты не обещают власти «спокойных выборов с соблюдением корректности». КПРФ грозит выведением на улицу своих сторонников на акции протеста.
О радикализации объявило и «Яблоко». Как пишет «Коммерсант», представители партии утверждают, что бизнесмены и фирмы, которые прежде спонсировали ее предвыборную кампанию, стали отказывать в финансировании. Напрямую их никто не принуждал к отказу, но в фирмах, которые перечисляли деньги в избирательный фонд «Яблока», начинались налоговые, финансовые и иные проверки. Плюс к тому стали отказывать в своих услугах и рекламные агентства, занимающиеся наружной рекламой в крупных городах. Появились у «яблочных» кандидатов и проблемы с размещением бесплатных материалов в государственных и муниципальных газетах. Зампред партии Сергей Митрохин заявил, что руководство партии пересмотрит предвыборную тактику: «Пора переходить к акциям протеста».
Радикализация оппозиции – неприятное для Кремля явление: оно негативно сказывается на уровне легитимности выборов, а также повышает общие политические риски. Властям придется предпринимать больше усилий для препятствования протестам, а напряженность в оппозиции будет расти, хотя и вряд ли «обвальными» темпами – так, коммунисты и «Яблоко» продолжают отказываться от участия в акциях радикалов. Можно констатировать, что кампания против СПС будет набирать обороты, а ее суть лежит не только в предвыборной логике, но и в логике управления партийной системой: в соответствии с ней либерального избирателя должна представлять «Единая Россия», а СПС будет и дальше вытесняться с легитимного политического поля. Для партии это может оказаться решающим: без шанса на вхождение в парламент она значительно теряет привлекательность для регионалов и перспективы сохранить партийный статус.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.