Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.12.2007 | Татьяна Становая
Шварцман-гейт
В конце прошлой недели в «Коммерсанте» появилось интервью с главой ФПГ «Финансгрупп» Олегом Шварцманом. Оно стало скандальным: в нем открыто говорится об экономических интересах заместителя руководителя администрации президента Игоря Сечина, а также о весьма сомнительной, с точки зрения законности, деятельности самой ФПГ. Интервью, возможно, организовано для дискредитации Игоря Сечина (частично досталось и Сергею Чемезову) с использованием малоизвестной и периферийной фигуры, в той или иной степени причастной к силовым рейдерским захватам. Однако руководство ИД «Коммерсант» и автор материала это отрицают.
Место проведения интервью - Пало-Альто (США), где проходила конференция. Поводом стала победа «Финанс-транс» - дочерней компании ФПГ «Финансгрупп» в конкурсе Российской венчурной компании (РВК), дающая право претендовать на часть инвестиций в рамках бюджетного софинансирования. Действительно, начало интервью посвящено именно этой теме. Однако затем Шварцман говорит, что венчурные инвестиции не являются профильными, а предметом интервью становится деятельность самой ФПГ «Финансгрупп».
Как говорит Шварцман, «то, чем мы владеем и управляем, оценивается примерно в $3,2 млрд». Бизнесмен утверждает, что «мы очень тесно аффилированы с некоторыми политическими фигурами и управляем их активами. Имеем отношения и с администрацией президента, и с ее силовым блоком». Шварцман уточняет: «это не руководство администрации президента, это члены их семей, высокопоставленные люди. Есть и «физики» - физические лица, все близкие, фээсбэшники или эсвээровцы».
Однако Шварцман отмечает, что и бизнес не является его главным занятием. В первую очередь он занимается политическими и социальными проектами в рамках общественной организации «Союз социальной справедливости России». По его словам, она была создана в 2004 году «коллегами из ФСБ»: сразу после ареста Михаила Ходорковского и была призвана «Ходорковских всяких наклонять, нагибать, мучить, выводить на социальную активность». Шварцман признается, что «инструмент» «коллективного вымогателя» не смог работать: почти все бизнесмены имели те или иные связи в силовых структурах, и организация повязла в междоусобицах. Проект «коллективного вымогателя» оказался неэффективным.
Далее из высказываний Шварцмана становится понятно, что на основе Союза он получил шанс сделать что-то свое, получив санкцию ФСБ. Однако, кроме «крыши» он не получил ничего, в том числе и денег. Шварцману пришлось сколачивать свой бизнес с нуля, самостоятельно. За «прикрытие» со стороны «силовиков» Шварцман должен был осуществлять социальные проекты в отношении ветеранов, вдов офицеров и т.д. «Мы разработали концепцию, которая подразумевает создание партнерства с теми объектами, которые ранее предполагалось нагибать и наклонять. Например, Русская нефтяная группа - это результат альянсов с «Роснефтью», ТНК и ЛУКОЙЛом: сначала в трейдинге, потом мы стали покупать малые и средние нефтедобывающие предприятия». Шварцман признает, что рентабельность бизнеса весьма низка – около 7-10%. Похоже, что ему удавалось уговорить крупные нефтяные компании продать ему малоинтересные мелкие активы, которые не приносили серьезной прибыли. Более того, Шварцман был вынужден некую часть этой прибыли тратить на «социалку». Все это ставит под большое сомнение уровень его «политического прикрытия».
Одновременно ФПГ не оставила планов по «вымоганию» бизнеса. Причем ее действия основывались на некоей востребованной идеологической платформе, получившую название концепции «бархатной реприватизации». Под предлогом возвращения доходов в бюджеты дотационных регионов, производится «добровольно-принудительный» выкуп предприятий за минимальную рыночную цену. Шварцман не согласен с интервьюером, что это можно назвать рейдерством с использованием силового фактора. Но, по сути, признает, что используются «механизмы блокировки роста прибыли», административные вещи» для того, чтобы «забрать» предприятие. В качестве примера приводилась скупка активов «Рособоронэкспортом».
Вся эта деятельность, по словам Шварцмана, проводится в рамках государственной политики, определяемой непосредственно Игорем Сечиным. Инструментами здесь выступают ветеранские организации: совет ветеранов МВД, бывшие сотрудники ОБЭП, РУБОП. С их участием также создается и коллекторское агентство (сбор кредитной задолженности). «Передаточным звеном» между Шварцманом и Сечиным назван депутат Госдумы, бывший коммунист, участвовавший в ГКЧП, Валентин Варенников. На нынешних выборах он пытался баллотироваться от партии «Справедливая Россия» (первым номером по Саратовской области), однако снял свою кандидатуру: в СМИ писали, что это произошло под давлением Кремля, который не хотел усиления конкурентов «Единой России».
Набор высказываний Шварцмана выглядит очень странно, но позволяет сделать несколько обобщений. Во-первых, он откровенно «подставляет» Игоря Сечина, раскрывая незаконные схемы захвата экономических активов. Во-вторых, сам Шварцман – фигура очень периферийная: реальными крупными активами он не руководит, а принадлежность к команде Сечина вызывает большие вопросы. Варенников как «передаточное звено», мягко говоря, не обладает никаким политическим влиянием, а его «близость» к Сечину выглядит явным преувеличением. Известно, что вокруг высших чиновников существует масса общественных организаций, откровенно спекулирующих на близости к власти. Однако об их реальной включенности в крупные экономические или политические проекты говорить не приходится – скорее, они действуют «на подхвате». Структура Шварцмана – одна из них. В-третьих, описанная практика в России не является ни для кого секретом: использование силовиков в рейдерских захватах, наезды на слабых и конфликтных собственником и менеджеров – повседневная практика.
Отсюда возникает предположение, что интервью организовано исключительно для дискредитации Игоря Сечина (частично досталось и Сергею Чемезову) с использованием малоизвестной и периферийной фигуры, в той или иной степени причастной к силовым рейдерским захватам. За Шварцманом тогда могут стоять конкуренты Сечина, в том числе противники сценария «третьего срока», сторонником которого он, якобы, является (в чистом виде третий срок уже невозможен, но обсуждается его модифицированный вариант – отставка президента и его участие в мартовских выборах). В этом случае, появление интервью Шварцмана – знаковое событие, свидетельствующее о продолжающейся межклановой войне в ближайшем путинском окружении. Однако также нельзя исключать и того, что интервью не является заранее запланированной дискредитирующей акцией, а лишь свидетельствует о неискушенности Шварцмана в общении с прессой. Частично это подтверждает автор интервью в своем блоге: Максим Кваша уверяет, что интервью было абсолютно рутинным и специально не подготовленным. Гендиректор ИД «Коммерсант» Демьян Кудрявцев отметил, что сам формат интервью исключал возможности спланировать «наезд» на Сечина.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.