Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.12.2007 | Георгий Ковалев
Выборы как чистилище
При всей предсказуемости результатов прошедших в минувшее воскресенье выборов, вопрос о том, что будет представлять собой российская партийная система образца середины декабря 2007 года, все же оставался открытым. Разумеется, в СМИ велись дискуссии о двух- или даже полуторопартийной системе, которая должна якобы сложиться наконец-то в России по результатам парламентских выборов. Все к этому шло: последние опросы ВЦИОМ свидетельствовали, что в Госдуму попадает одна – максимум две партии. Однако, нижняя палата парламента вновь четырехпартийная. Вновь те же лица, причем примерно в тех же пропорциях. А что с остальными? Их нет. О них можно забыть.
И все же нужно отдать должное Кремлю: при всех тех манипуляциях итогами голосования и злоупотреблениях админресурсом, власти все же удалось сохранить некие нормы приличия при замещении депутатских мандатов аутсайдерами предвыборного, да и политического процесса.
В первую очередь это относится к КПРФ, искус «почикать» электоральное ядро которой, наверняка, был очень велик. Не «разрешив» набрать 17-20%, на что, собственно, так рассчитывали коммунисты в связи растущим недовольством «партией власти», но и не «опустив» КПРФ ниже 10%, Кремль указал Зюганову на его реальное место в современном политическом поле. Отказаться от теплых депутатских кресел, несмотря на уже прозвучавшие пламенные речи, лидеры КПРФ не смогут - тем более, представительство коммунистов в Госдуме несколько увеличилось. Публично их все же никто не унизил: свое «законное» второе место по итогам выборов они сохранили, Жириновский остался третьим, хотя, чем черт не шутит, мог бы оказаться и вторым. Но и КПРФ теперь нечем: несколько обновленная стилистика ведения избирательной кампании, с формальной точки зрения, не прибавила сторонников коммунистам, которые остались представителями интересов «вечно вчерашнего».
Что же касается двух оставшихся парламентских партий, то вряд ли ЛДПР и «Справедливая Россия», которую по праву можно назвать «партией одномандатников», претендовали на большее. По крайней мере, на данном этапе. В будущем же от эсеров вполне можно ожидать претензий на представление интересов всех тех избирателей, которым близки левые идеи. Не исключено, что это и есть их историческая миссия. И уже прозвучавшие предложения справороссов об объединении с КПРФ – первые тому подтверждения.
Другое дело – те политические «силы», которые остались за порогом Государственной думы. То есть – все остальные партии, принимавшие участие в выборах 2 декабря. Все они получили менее 3% голосов, а значит, уже в самом ближайшем будущем понесут значительные финансовые потери. Прежде всего, это суммы, которые они должны будут уплатить средствам массовой информации в качестве компенсации за бесплатно предоставленное эфирное время и печатные площади. По словам члена ЦИК Елены Дубровиной, речь может идти о суммах в 60-90 млн рублей для каждой партии. «В 2003 году размер этих сумм составлял 30-32 млн рублей от каждой партии. В настоящее время размер сумм, которые партии должны будут заплатить СМИ увеличится, как минимум в 2-3 раза», - пояснила Дубровина.
Но и это еще не все. Семь партий, не пошедших в Госдуму, будут лишены возможности получать ежегодную государственную поддержку в размере 5 рублей за один голос избирателя, как это предусматривает закон «О политических партиях». Кроме этого, зарегистрированные Центризбиркомом на основании внесения избирательного залога в размере 60 млн. рублей «Яблоко», СПС и «Патриоты России» - лишаются и этих денег.
Таким образом, шестые выборы в Госдуму для этих политических сил, по сути, стали чистилищем, очередным этапом вроде как эволюционного развития партийной системы России. Здесь стоит напомнить, что из 15 партий, зарегистрированных Минюстом, четыре – не принимали участие в прошедших выборах («Партия мира и единства», «Зеленые», «Народный союз», «Партия возрождения России»). А значит, и партиями, по сути, уже не являются. Из семи участвовавших в парламентской гонке партий, четыре - «Гражданская сила», Демпартия России, «Патриоты России» и Партия социальной справедливости - в той или иной степени являются «спойлерами», которых Кремль использовал по назначению. Политическими партиями в подлинном смысле этого слова они, разумеется, не являются, и их будущее зависит исключительно от их же хозяев, как административных, так и финансовых.
Совершенно иным образом обстоят дела с СПС и «Яблоко». Не исключено, что прошедшие выборы являются финальным аккордом их политической жизнедеятельности, которая еще будет тлеть до тех пор, пока существуют соответствующие фракции в местных региональных парламентах. И если лидеры «правых», по крайней мере, на словах – не унывают и не закрывают «проект», чем, собственно, и является СПС на самом деле, то и в без того многофракционном «Яблоке» дела обстоят куда хуже. Судя по всему, партийные лидеры вновь повелись на обещания Кремля, если не пропустить в Госдуму, то посадить «Яблоко» на госфинансирование, и вновь, как и в 2003-м, обожглись. Впрочем, с поставленной задачей и Явлинский, и Митрохин, и Арбатов, и Ковалев справились: из «Яблока» получился, пожалуй, наилучший «спойлер» для СПС. В этой связи не исключено, что уже в ближайшем будущем Григорий Явлинский потеряет рычаги управления партийной структурой, которая начнет рассыпаться на глазах.
Таким образом, итоги и смысл прошедших выборов заключаются в том, что они стали очередным этапом реформы партийного спектра в России, своеобразным чистилищем, пройдя которое, 4 политические силы попали в райские сады государственной власти, а остальные 7, по сути, обречены на исчезновение, что сродни мучениям в геене огненной.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.