Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

18.12.2007 | Татьяна Становая

Едины в двух лицах

Вчера прошел съезд «Единой России», на котором партия власти официально выдвинула первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева кандидатом на пост президента России. Одновременно действующий президент Владимир Путин принял предложение Медведева возглавить правительство. Путин подтвердил, что никакого перераспределения полномочий не произойдет, а значит, проблема разделения центров принятия решений будет в ближайшее время одной из самых интригующих.

На съезд Дмитрий Медведев приехал вместе с Владимиром Путиным, что демонстрировало готовность работать «в паре». Первым выступил российский президент. Его речь во многом была традиционной. Первая часть выступления адресовалась активу «Единой России» как партии, победившей на выборах, которой предстоит теперь много работать. Путин говорил как президент, который обращается именно к парламентскому большинству, которому выпала честь стать именно «единороссами». Он ставил задачи и призывал как можно скорее вступить в работу. Тем самым, Путин лишь закрепил свою дистанцию от партии власти.

Президент также поблагодарил российский народ за поддержку его курса и выразил надежду на то, что «Единая Россия» будет прислушиваться к мнению и других фракций, сформированных в Госдуме. Чуть ниже Путин скажет, что «Единая Россия» должна не определять, а лишь задавать тон в принятии всех важнейших законодательных решений. При этом саму партию власти президент призвал меняться, участвовать в открытой дискуссии, вырабатывать собственную идеологическую платформу и «избавиться, если нужно, от случайных людей». Мягкая критика на съезде ЕР выглядела далеко не как разговор лидера со своей партией, а как размышления управленца о повышении эффективности своих ресурсов.

Не обошлось и без популизма. Путин предложил увеличить фонд оплаты труда работникам бюджетных учреждений не на 7 процентов, как планировалось ранее, а на 14 процентов. И не с 1 сентября 2008 года, а уже с 1 февраля 2008 года. А денежное довольствие военнослужащим поднимут в 2008 году на 18 процентов, в два этапа. И начнут не с конца сентября 2008 года (как планировали раньше), а также с 1 февраля следующего года. Соответственно должны произойти и перерасчеты пенсий военных пенсионеров. По словам Путина, настало время и выработать предложения по изменению самих подходов к формированию денежного довольствия военнослужащих. Обещал президент также индексировать детские пособия. Одновременно появились новые амбициозные задачи: например, ликвидировать бедность среди пенсионеров в среднесрочной перспективе путем проведения пенсионной реформы. Понятно, что с такими планами ни одна политическая сила не может даже близко стоять с «путинским курсом». Отдельно Путин похвалил национальные проекты и демографическую программу, которые курирует Дмитрий Медведев. «Нужно выполнять данные обещания. Надо быть последовательными, честными и не экономить на людях», - сказал президент.

Были посланы, хотя и более абстрактные, но все-таки важные сигналы для делового сообщества. Путин заявил, что нужно в целом работать над созданием более комфортной деловой среды, совершенствовать корпоративное и налоговое законодательство, укреплять гарантии прав собственников.

Однако все это было лишь прелюдией к главному событию съезда. Сначала Путин напомнил, что четыре партии нашли консенсус в отношении единой кандидатуры на пост президента. «Этим кандидатом назван Дмитрий Анатольевич Медведев. Считаю этот выбор наиболее оптимальным», - сказал Путин. Он напомнил, что с Медведевым знаком уже более 17 лет. «За эти годы у нас сложились действительно хорошие деловые и доверительные личные отношения. Дело не только в этом, а в том, что Дмитрий Анатольевич Медведев является человеком исключительно честным и порядочным. За последние годы, работая на разных, весьма ответственных участках, которые на первый взгляд казались абсолютно запущенными и неподъёмными (а вы знаете, что именно он возглавляет и ведёт работу по приоритетным национальным проектам и демографической программе), Дмитрий Анатольевич превратился из хорошего юриста и эксперта в отличного, волевого администратора с государственным мышлением. Могу с полной ответственностью сказать, что его главными жизненными приоритетами являются интересы государства и его граждан. В руки такого человека не стыдно и не страшно передать основные рычаги управления страной, судьбу России», - сказал Путин.

Однако и это было лишь подступом к главной новости. Выдвижение Медведева было предсказуемо по содержанию и практически не содержало в себе особой интриги. Главным же событием стало согласие Владимира Путина возглавить правительство.

«Всем нам нужно просто засучить рукава и работать. Работать без всякого чванства и амбиций, с полной отдачей сил. Это относится к каждому из нас, в том числе, конечно, и ко мне», - сказал Путин, отвечая заранее на все вопросы, возникающие вследствие его согласия возглавить правительство. Очевидно, что мало кто себе сегодня представляет, как Путин будет вписываться в эту роль главного ответственного за все происходящее в стране (в том числе за негатив), главного исполнителя непопулярных решений и чиновника, которого в любой момент может уволить президент. Путин своим ответом пытается показать, что готов попробовать. «В связи с этим считаю необходимым сказать, что если люди наши граждане России окажут доверие Дмитрию Анатольевичу Медведеву и изберут его новым Президентом России, то и я буду готов продолжить нашу общую работу, в этом случае в качестве Председателя Правительства Российской Федерации, без изменения властных полномочий между институтом Президента и самим Правительством», - сказал президент.

Это означает, что решение о назначении Путина премьер-министром принято. На выборах Медведев пойдет на пост президента в паре с Путиным, и избирателям фактически предлагается новый плебисцит – проголосовать за Путина–премьер-министра. Только в бюллетене полномочным представителем Путина будет не сам Путин, а его доверенное лицо – Дмитрий Медведев.

Это также означает, что никакого перераспределения полномочий в пользу премьер-министра не будет. Путин рассчитывает, что постепенная девальвация его политического веса будет компенсирована гарантией сохранения неформальной коллегиальности правления совместно с Медведевым, а также рядом уже существующих ограничителей. Во-первых, это ориентированность всей правящей элиты на Путина. Медведеву понадобится несколько лет для того, чтобы выстроить отношения с элитами или собрать и усилить свою команду. Во-вторых, Путин опирается на поддержку «Единой России» в Госдуме. Это менее надежный ограничитель, потому что неизбежен процесс двойной лояльности партии власти: как Путину, так и Медведеву. В случае возникновения гипотетического конфликта между премьером и президентом неизбежен будет и раскол партии власти. Наконец, в-третьих (возможно, это главное), Путин намерен опираться на свой высокий рейтинг, который будет защищен от снижения рядом «громоотводов», например, многоуровневой системной правительства.

Тем не менее, все эти защитные механизмы не дают абсолютной защиты Путину как лидеру нации. Неизбежно, хотя и очень медленно, он будет терять свои ресурсы: и в сфере отношений с элитами, и в сфере поддержки граждан. Все происходящее сегодня имеет для Путина позитивное значение только в том случае, если он имеет амбиции вернуться на пост президента. А это означает, что он покинет пост премьера, если риски для его рейтинга станут слишком велики. Однако если Путин принял решение затем уйти из большой политики, девальвация его популярности не имеет для него никакого значения. Возможно, он и сам пока не принял решения, уйти ему или остаться…

Президентом же становится Медведев, который будет обладать всей полнотой президентской власти, а его следование рекомендациям Путина станет носить исключительно добровольный характер. Принцип добровольности здесь главный, так как Путин в предложенной схеме не будет иметь достаточных ресурсов для быстрой и безоговорочной победы над Медведевым. Обратного пути после его избрания не будет.

Важно также отметить, что Медведев может оказаться далеко не слабым президентом. Он пока отличается в своей стилистике от Путина, однако в действительности очень похож на раннего и достаточно либерального Владимира Путина образца 2000 года. Исключительность Путина была во многом выстроена на контрасте с поздним, слабым Борисом Ельциным. Медведева же сравнивают с Путиным, уже обретшим силу и уверенность.

Пока есть основания для оптимизма в отношении слаженности и низкой конфликтности пары «Медведев-Путин». В любом случае проблематика их взаимоотношений будет далеко не главной интригой ближайшего времени. Главной интригой станет поведение путинского окружения и путинской команды, которая внутренне крайне конфликтна и конкурента. Появление двух центров принятия решений (даже если они работают как один) рождает возможность альтернативного арбитража. Учитывая, что Путин уже сейчас испытывает сложности в разрешении межэлитных конфликтов, в дальнейшем ему будет еще сложнее. Помимо этого, часть арбитражных функций возьмет на себя Медведев. Впервые за восемь лет у режима появится другой, не менее легитимный, чем Путин, центр влияния, к которому можно апеллировать. И впервые сложится такая ситуация, при которой решение Путина может быть не последним, не решающим. Динамика этой внутриэлитной плюрализации будет напрямую зависеть от степени сплоченности двух фигур – Путина и Медведева. Причем речь идет не просто о возможности приходить к единому мнению, а о полной тождественности понимания. Реально ли такое, покажет время.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net