Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.12.2007 | Николай Пахомов
Как глобализация дипломатам жизнь усложняет
Норвежский институт международных отношений, ведущее в скандинавской стране учреждение подобного рода, в конце ноября выпустил любопытную статью профессора Ивера Нойманна, который попытался разобраться в том, как глобализация меняет дипломатическую работу, её суть и задачи. При том, что автор не торопится списывать государственных служащих-дипломатов в архив, в исследовании показано, насколько сложнее быть представителем своей страны в современном мире.
Лет десять-двенадцать назад среди специалистов было много оптимистов, с энтузиазмом предрекавших не только «конец истории» из-за торжества демократических идей, но и коренное изменение сути международных отношений, нарастающий уход из них государства, способствующий демократизации международной жизни. Как известно теперь, многое из этого не случилось, а Нойманн и вовсе старается найти сходство между нынешней ситуацией и разными предшествовавшими историческими периодами (средневековой феодальной раздробленностью, международными кризисами 18-го века, рубежом прошлого и позапрошлых веков).
Работы для дипломатов по-прежнему много, роль их велика, утверждает исследователь. Вот только быть ими гораздо сложнее — слишком ко многому нужно привыкать. Во-первых, от дипломатов требуется быстрота реакции — информация распространяется гораздо быстрее, растёт скорость принятия решений контрагентами. Во-вторых, сама суть глобализации заключена в интенсификации международной деятельности всех видов. С этой точки зрения, больше всего растёт нагрузка на консульскую службу, отделы министерств иностранных дел, занятые международным экономическим сотрудничеством, информационные департаменты, которые вынуждены отслеживать всё большие потоки информации.
Однако особенная нагрузка выпадает на современных дипломатов из-за возросшей сложности работы с общественным мнением. Это раньше было достаточно одного официального пресс-секретаря, который зачитывал умеренные по объёму пресс-релизы перед заинтересованными журналистами. Теперь же зачастую необходимо напрямую работать с важными для общественного мнения группами, быть готовым отвечать на возросшее число вопросов, а то и вовсе первому проявлять активность («спрашивать, а не отвечать», как формулирует это Нойманн). Понятно, что в этих условиях серьёзно меняются отношения журналистов и дипломатов. Минуло время, пишет Нойманн, когда журналисты смотрели на дипломатов с почтением как на уникальный источник важнейшей информации. Сейчас всё чаще повторяются случаи, когда журналисты буквально загоняют внешнеполитические ведомства, столь зависимые от своего, создаваемого СМИ имиджа, в оборонительную позицию. А сама эта зависимость возникает из-за возросшей прозрачности многих общественных и международных процессов. Особенно заметно это в парламентских республиках Запада, где народные избранники активно вовлечены в определение и осуществление дипломатического курса, оставаясь при этом в фокусе внимания СМИ.
Ещё больше сложностей возникает у дипломатов, служащих в зарубежных представительствах. В числе основных из задач — работа с зарубежным общественным мнением и сбор информации о положении в стране пребывания. Внешнеполитические решения сейчас столь разнообразны, что в процессе их принятия участвует много самых разных групп, значение каждой из которых сразу определить зачастую не представляется возможным, а значит, и выбрать объект информационной обработки и сбора сведений находящимся за пределами родины дипломатам крайне затруднительно.
В качестве решения, облегающего борьбу со всеми этими трудностями, автор статьи предлагает внешнеполитическим ведомствам большую открытость. Традиционно присущие этим учреждениям иерархичность и закрытость в эпоху глобализации, когда значение мировой политики растёт, резко понижают эффективность работы министерств иностранных дел. Правда, ясно, что Нойманну такой совет дать гораздо легче, чем дипломатам даже в ведущих государствах мира ему последовать.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.