Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.12.2007 | Татьяна Становая

Призвание Тимошенко

18 декабря Верховная рада утвердила Юлию Тимошенко премьер-министром Украины. Одновременно был объявлен состав правительства. Партия регионов заявила о готовности уйти в оппозицию и создании теневого кабинета министров. Новый этап политической жизни в Украине начинается с попытки реставрации правления «оранжевой власти». Главная проблема коалиции – ее неустойчивость.

Юлия Тимошенко долго шла к своему возвращению на пост премьера: ее можно назвать одним из главных участников и победителей политического кризиса 2007 года. Именно она стала главным двигателем идеи роспуска парламента весной этого года, когда рухнуло ситуативное соглашение между Виктором Ющенко и Виктора Януковичем. Именно она сделала все, что было возможно, для того чтобы вновь попытаться создать «оранжевую коалицию» и не допустить так называемой «широкой коалиции» между «НУНС» и Партией регионов.

Тимошенко пришлось преодолевать две большие трудности. Первая – это наличие влиятельных конкурентов в окружении Виктора Ющенко, настаивающих на создании широкой коалиции и выступающих категорически против кандидатуры Юлии Тимошенко на посту премьера. В первую очередь, это Виктор Балога – глава президентского секретариата (аналог российской администрации президента), а также Юрий Ехануров (бывший премьер-министр) и экс-секретарь Совбеза Украины Иван Плющ. Всего им удалось собрать около семи противников создания коалиции с Тимошенко: у «оранжевой коалиции» всего 228 депутатов, то есть на два больше минимума.

Преодоление сопротивления кандидатуре Тимошенко помогло личное вмешательство Виктора Ющенко: по данным «Коммерсанта», он собрал всех противников и в жесткой форме потребовал проголосовать за премьера, что дало необходимый результат. После этого только Плющ продолжает занимать негативную позицию по отношению к Тимошенко, что сокращает ее базу поддержки в Раде до 227 депутатов.Несмотря на электоральное ослабление Виктора Ющенко, его решение признать право Тимошенко на пост премьера было в данном случае ключевым. И главной причиной такого согласия стала готовность Тимошенко провести государственную реформу.

Речь идет о принятии нового закона о кабинете министров. Действующая редакция была принята прежней «антикризисной коалицией» и предоставляла правительству Виктора Януковича расширенные полномочия, значительно урезавшие полномочия президента. Виктор Ющенко фактически утратил важнейшие рычаги влияния на принятие решений исполнительной власти, а премьер получал право даже отменять указы президента. Во внешней политике премьер-министр также теснил президента, что приводило к постоянным конфликтам между Ющенко и Януковичем.

Поэтому Ющенко, принимая решение о досрочном роспуске парламента, рассчитывал, в первую очередь, вернуть те полномочия, которые были у него до принятия закона о кабмине. Кроме того, он рассчитывал на отмену конституционной реформы, которая вводила элементы парламентской республики и значительно ослабляла роль президента в формировании правительства. Договориться об этом с Януковичем было практически невозможно. Более того, новая коалиция с Януковичем - главным политическим противником - на фоне отсутствия гарантий перераспределения полномочий могла стать убийственной для Ющенко и как президента, и как политика, будущего кандидата на пост президента – она была бы резко негативно воспринята и избирателями «Нашей Украины», и большей частью ее актива, исповедующего «оранжевые» политические взгляды. Второй раз на такие риски президент пойти не мог.Тимошенко, будучи также политически опасной для президента, отличалась тем, что предложила удовлетворительную «цену» за свое премьерство в виде реформы. Более того, ее назначение позволит Ющенко сохранить свою «оранжевую» идентичность, а значит, получить шанс на продолжение политической карьеры. Таким образом, лидер БЮТ, после кризиса сделки с Виктором Януковичем, оказалась для Ющенко меньшим злом.

Вторая проблема, которую пришлось решать Тимошенко – это высокая степень уязвимости парламентского большинства. Это создает большие риски для едва не распавшейся коалиции. Достаточно было видеть, с каким трудом удалось избрать нового спикера Верховной рады - им стал бывший министр иностранных дел Анатолий Яценюк. Однако его избрание сопровождалось громкими скандалами: Партия регионов не признала законности голосования и в знак протеста покинула зал заседаний. Очень непростым было и избрание самой Тимошенко. Первое голосование оказалось провальным из-за сбоя в системе электронного голосования. Партия регионов ссылается на вмешательство «сил свыше», а БЮТ обвинила ПРУ в провокации. Дело в том, что до избрания нового руководства Верховной рады именно они контролируют аппарат, что, по мнению БЮТ, могло позволить им настроить систему голосования на некий результат. Тимошенко получила 225 голосов, хотя известно, что за нее проголосовали все члены «оранжевых» фракций, кроме Ивана Плюща, то есть 227 человек. Второй раз, 18 декабря, избрание было проведено традиционным способом – поднятием рук, и Тимошенко получила 226 голосов. Один из членов «оранжевых» находился в больнице, Плющ вновь воздержался.Таким образом, в Украине Тимошенко второй раз стала премьер-министром при президентстве Виктора Ющенко.

Теперь важнейшей интригой политической жизни Украины станет проблема выживания коалиции. Здесь можно выделить несколько главных рисков.

Главный «технический» риск – это сохранение слишком небольшого перевеса «оранжевой коалиции» в парламенте. Если правительство Юлии Тимошенко будет не в состоянии принимать законы, вопрос о дееспособности коалиции встанет очень быстро. Однако опыт украинской политики показывает высокую степень договороспособности основных игроков. По большому счету, Тимошенко, а вместе с ней и Ющенко, могут привлекать в свои союзники (конечно не без торга) Блок Литвина и коммунистов. Именно после формирования коалиции их роль значительно вырастет, так как Партия регионов будет пытаться играть на развал коалиции и также заигрывать с малыми фракциями.

Главный политический риск – это слишком высокий потенциал конфликта между Ющенко и Тимошенко. Оба политика являются наиболее опасными друг для друга конкурентами. Известно, что в перспективе Тимошенко намерена занять пост президента (именно поэтому она легко согласилась на реформу). Она известна своим популизмом. За время премьерства Тимошенко ее рейтинг вырос до 70% - на призывах к реприватизации и попытках контроля над ценами. Сейчас она предлагает выделить непредусмотренные бюджетом огромные средства на возврат вкладов СССР ($26 млрд) и досрочно перейти к полностью контрактной армии. В этой ситуации Ющенко рискует очень сильно: помимо того, что правительство будет находиться под контролем амбициозной и часто неуправляемой фигуры, он будет фактически нести ответственность за социально-экономические последствия ее деятельности. Это риски прекращения экономического роста, всплеска инфляции, передела собственности, возникновения дефицита значимых товаров (как это было с бензином весной 2005 года).

Таким образом, есть два измерения возможных конфликтов между Тимошенко и Ющенко: политическое и институциональное. В политической сфере Ющенко будет пытаться уравновесить ее влияние в правительстве «своими» людьми. Так, он добился, что все силовые министры (по Конституции Ющенко назначает лишь министра обороны и министра иностранных дел) будут назначены по президентской квоте. Министром обороны стал Юрий Ехануров, министром внутренних дел останется Юрий Луценко (хотя он сейчас, по некоторым данным, политически более ориентирован на Тимошенко). Также на пост вице-премьера придет Иван Васюник, занимавший до этого должность первого заместителя главы секретариата президента. Первым вице-премьером стал Александр Турчинов, правая рука Тимошенко. Еще одним вице-премьером стал депутат от БЮТ Григорий Немыря.

Институционально конфликт связан с отсутствием четкого разграничения полномочий между президентом и премьером, подготовкой реформы, наличием большого числа «серых пятен» в законодательстве, которое само по себе пока остается весьма сырым и неустоявшимся. Ющенко намерен как можно быстрее переиграть ситуацию в свою пользу, приняв новый закон о кабмине. Изначально планировалось, что коалиция должна будет сначала утвердить соответствующий пакет законопроектов, а затем уже голосовать по кандидатуре Тимошенко. Однако этот вариант был вскоре отвергнут из-за серьезных рисков. Ющенко может рассчитывать, что Тимошенко сдержит свое обещание «продавить» реформу. Ведь на данный момент именно она в среде «оранжевых» является фаворитом избирательной гонки-2009 за пост президента.

Тем не менее, очевидно, что даже при более узких возможностях, институциональный конфликт между Ющенко и Тимошенко будет иметь место. В этой связи наблюдатели предсказывают недолгую жизнь коалиции: по разным оценкам, от полугода до года. Однако это не будет полным провалом для Ющенко: ведь для него в нынешних условиях самым главным является реформа. Более того, важно отметить, что в отличие от ситуации прежнего конфликта между премьером Виктором Януковичем и президентом Виктором Ющенко, у последнего не было собственной опоры в парламенте. Сейчас же он совместно с Тимошенко имеет опору в виде парламентской коалиции, а сама Тимошенко не будет дееспособным премьером без поддержки пропрезидентского блока. Это значительно улучшит ее договороспособность.

Приход Тимошенко на пост премьера имеет огромное значение для российско-украинских отношений. Тимошенко давно обещает порвать все газовые договоренности и отказаться от услуг посредника. Однако сразу после избрания она заметно смягчила свою позицию, заявив, что ее кабинет будет выполнять все достигнутые соглашения прежним правительством. Это относится и к газовым договоренностям. Не исключено, что и в самой Москве активно ищут замену ныне работающему посреднику в лице «РосУкрЭнерго», принадлежащему «Газпрому» и украинским бизнесменам Дмитрию Фирташу и Ивану Фурсину. По данным СМИ, в «Газпроме» неудовлетворенны характером сотрудничества, и сейчас идет поиск новой формулы сотрудничества с Украиной, позволяющей сохранить монополию на закупку туркменского газа.

Однако, несмотря на то, что факторов, способствующих обострению пока нет, сам факт избрания на пост премьера Юлии Тимошенко является предпосылкой для обострения отношений с Москвой. Это связано, прежде всего, с персональным отношением Кремля к фигуре Тимошенко, а также с ее более жесткой ориентированностью на Запад. В связи с этим нельзя исключать, что в следующем году переговоры о ценах на газ могут оказаться более болезненными и конфликтными. В то же время последнее поведение Тимошенко показывает, что она может начать действовать вопреки ожиданиям и, как очень прагматичный политик, не пойдет на бессмысленное обострение.

Существуют опасения и российских инвесторов, работающих в Украине. Тимошенко не раз делала их участниками политических баталий. Будучи в 2005 году премьером, она обвинила российских нефтяников в сговоре и монопольном повышении цен на бензин, что привело к бензиновому кризису. Недавно после взрыва бытового газа в одном из домов, Тимошенко обвинила в произошедшем российского бизнесмена Виктора Вексельберга и потребовала выплатить жителям компенсацию. Правда, в пользу потепления в отношениях Тимошенко и российского бизнеса говорит последняя сделка: сталелитейная группа «Евраз» приобрела у группы «Приват» Игоря Коломойского несколько предприятий на Украине в обмен на 9,72% своих акций. «Приват» - это одна из самых приближенных групп к Тимошенко и, возможно, это станет некой подушкой безопасности в действиях нового премьера в отношении российского бизнеса.Несмотря на то, что проблема стабильности для «оранжевой коалиции» является ключевой, присутствует и набор факторов, которые могут сделать эту коалицию достаточно жизнеспособной. Ни Ющенко, ни Тимошенко не выгодна сейчас конфронтация, и каждый будет вести свою игру без риска развала «оранжевых» сил. Тимошенко, несмотря на то, что фактически уже ведет свою избирательную президентскую кампанию, будет во многом бессильна без поддержки блока «Наша Украина». После проведения реформы она также окажется в большей институциональной зависимости от Ющенко. При этом сам Ющенко рассчитывает, что сумеет на этот раз выработать такую схему работы с Тимошенко, при которой ее деятельность была бы подконтрольна и не столь успешна с точки зрения получения политических дивидендов. Таким образом, «оранжевая коалиция» хотя и будет весьма непрочной, но гипотетически может проработать до президентских выборов.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net