Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

27.12.2007 | Николай Пахомов

Мир в 2007-м стал ещё сложнее

Уходящий год показал, где в мировой политике ближайших десятилетий будут проходить основные линии напряжения. Уже лет пять назад стало совершенно понятно, что значение отдельных государств определяется их экономическим весом. Теперь же всё более очевидно, что глобальная повестка дня зависит не столько от потепления климата и существующего разрыва между лидерами и беднейшими странами, а от проблемы дефицита ресурсов на планете, особенно энергетических. Именно поэтому России удалось вернуть себе место в кругу ведущих держав. Именно поэтому самое сильное государство планеты, Соединённые Штаты Америки, продолжают терять способность в одиночку решать судьбы мира.

Спорить не приходится: Альберт Гор и экспертная комиссия ООН по вопросам изменения климата недаром получили Нобелевскую премию. Нынешнее потепление через некоторое время изменит жизнь буквально каждого жителей Земли. Но пока решающее влияние на всех оказывает дефицит ресурсов. Не то, чтобы их не хватало – до сих пор предложение нефти, газа, питьевой воды, пищи, угля, металлов и других ресурсов так или иначе спрос удовлетворяют. Однако от количества, качества и стоимости этих ресурсов зависит функционирование хозяйственных систем отдельных стран и глобальной экономики в целом. Чем дольше продолжается экономический рост в странах «третьего мира», сумевших вырваться из нищеты, тем больше им нужно ресурсов, тем активнее и успешнее они пытаются конкурировать за них с государствами развитого Запада. Именно здесь экономика смыкается с политикой. По уже устаревшей привычке европейцы и североамериканцы свою потребность в ресурсах увязывают с собственной внешнеполитической линией. А этот подход очевидно устарел — сегодня тот, кто имеет ресурсы, может разговаривать на равных с Вашингтоном, Брюсселем, Москвой, Пекином и Токио.

Но самое интересное даже не в этом. Самые влиятельные мировые игрока, недовольные таким положением вещей, изменить могут немногое. Подводя итоги года в «Ведомостях», эксперт Центра Карнеги Лилия Шевцова указала, что российским властям неплохо бы понимать — провоцирование Запада на конфронтацию чревато. «Никакие прирученные западные политики и бизнесмены не смогут сдержать западный каток, если он вдруг начнет движение», - пишет Лилия Фёдоровна. Возникает вопрос, а с чего это западные политики и бизнесмены «приручились»? Много ли им заплачено? Или дело в другом?Нельзя исключать, что «приручились» они, основываясь на опыте эффективного сотрудничества с Россией и осознавая простую вещь: если «западный каток» поедет, неясно, кому от этого будет хуже. В любом случае, плохо будет всем. Причем подобная ситуация возникнет и уже возникает не только в отношениях Запада с Россией. Например, только сейчас иракская нефтедобыча понемногу восстанавливается на довоенном уровне. Уроки извлечены - о нападении на Иран не помышляют даже вашингтонские «ястребы»; суданский президент Башир эффективно мешает выполнению резолюций ООН касательно своей страны; США пытаются тесно подружиться с авторитарным Туркменистаном. Примеры можно продолжать. Итог везде один: войны для западного общественного мнения неприемлемы. Да они и вообще малоэффективны. А экономические средства давления - это всегда палка о двух концах. Вот и приходится самым сильным державам во главе с США прислушиваться к тем, кому есть что предложить на мировых рынках сырья.

Конечно, хорошо бы иметь некий всемирный политический орган, который справедливо решал бы любые проблемы. Или, на худой конец, заменить эту институцию неким государством, «всемирным жандармом». Но именно последнее и невозможно по причине ослабления влияния ведущих держав, среди прочего вызванного растущими дефицитом ресурсов и появлением новых игроков из числа наиболее успешных стран развивающегося мира. Окончательно признано это будет, по всей видимости, на грядущих президентских выборах в Америке, а регион, где эта тенденция проявляется очевиднее всего, — Ближний Восток.

Сразу нельзя сказать, хуже или лучше стала здесь обстановка за минувший год. Мира как не было так и нет, хотя, с другой стороны, ситуация в Ираке и не обернулась полной катастрофой. Обнадёживающая информация пришла из региона в самом конце года — даже американские официальные лица стали заявлять, что заслуга в стабилизации положения в Ираке принадлежит и Ирану (к слову сказать, богатому нефтью и во многом потому столь упрямому в диалоге с Западом). Следующим логичным мыслительным ходом будет вспомнить, что Иран занял конструктивную позицию после принятия Вашингтоном решения начать прямые переговоры с Исламской республикой.

Один этот пример подталкивает к мысли, что нарастающая сложность в международных отношениях, наличие в них многих участников, от мнения которых что-то зависит, широта представленного спектра таких мнений – все это способно пойти на благо мировой политике. С данной точки зрения, рост влияния России, ставший таким заметным в минувшем году, можно рассматривать как положительный фактор для всего мира. Инициируемые Москвой дебаты с США по различным вопросам международной повестки дня могут способствовать конструктивному решению этих вопросов.

Но есть для нас здесь и личная польза. Обнародованный в конце уходящего года доклад американских спецслужб, в соответствии с которым опасения по поводу якобы имеющей место иранской военной атомной программы надуманы, сыграл на руку российской дипломатии. Ведь именно Москва и Пекин традиционно занимали умеренную позицию, в то время как Вашингтон чуть ли не грозился скорым началом войны против Ирана.

При этом о каких-то особенных успехах российской дипломатии говорить пока всё-таки преждевременно. Спорить не будем — укрепление российской экономики произошло, появились средства для поддержания имиджа великой державы (от организации Олимпийских игр до разработки новых ракет). Но учиться ещё предстоит очень многому. Главное здесь — умение эффективно пользоваться экономическими инструментарием для защиты национальных интересов. Причём и интересы эти надо понимать правильно: как обеспечение безопасности, создание условий для процветания всех россиян.

Николай Пахомов - публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net