Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

15.01.2008 | Татьяна Становая

Кремль в советах не нуждается

Конфликт между Россией и Британией вокруг Британского совета продолжает набирать обороты. Лондон отказывается закрывать отделения Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, как того требует Москва. В ответ МИД России обвиняет Британию в «преднамеренной провокации» и грозит жесткими мерами. Для Кремля закрытие отделений Британского совета является принципиальным вопросом, и ожидать смягчения позиции вряд ли стоит.

Проблема, связанная с деятельностью Британского совета в России, старая: как только у Москвы и Лондона обострялись отношения, жертвой этого становился именно Британский совет. Впервые он столкнулся с давлением российских властей еще в 2004 году: его обвинили в ведении коммерческой деятельности на территории России и неуплате налогов (хотя ни в одной стране мира Британские советы не платят налогов). Реальной причиной было предоставление Великобританией политического убежища Борису Березовскому. Кампания против Британского совета стала возможностью показать Лондону недовольство принятым решением и предупредить о возможных рисках ухудшения отношений. Тогда ФСЭНП предъявил Британскому совету ультиматум: либо организация предоставит финансовую отчетность, либо она будет оштрафована. Совет пошел на сотрудничество, однако часть региональных отделений ему пришлось закрыть.

Рецидив произошел в 2006 году, когда требовалось ужесточение законодательства в отношении НКО. Дело против Британского совета было возобновлено на фоне «шпионского скандала»: ФСБ заявила об обнаружении «шпионского камня», на который, по версии российских спецслужб, сотрудник британского посольства «скидывал» секретную информацию. Это было широко освещено в СМИ с целью обосновать необходимость более жесткого контроля над связями российских НКО и иностранцев. Закон был принят, судьба людей, которых ФСБ обвинила в шпионаже, неизвестна. Скандал вскоре был замят.

В третий раз о Британском совете вспомнили в прошлом году. На этот раз поводом для очередного обострения отношений стало дело Литвиненко, отравленного полонием в Лондоне. Британское следствие подозревает в убийстве Андрея Лугового, требуя его экстрадиции. Россия летом прошлого года в этом отказала, что привело к обострению отношений. Именно тогда ситуация в двусторонних отношениях качественно изменилась. Если изначально Британия делала попытки деполитизировать убийство Литвиненко, сведя его к чисто уголовному преступлению, но с расчетом на содействие в расследовании (а значит, и выдаче подозреваемого) со стороны России, то после отказа Генпрокуратуры на обострение пошла и Великобритания. МИД этой страны назвал решение прокуратуры «неприемлемым», исключил возможность проведения судебного процесса на территории России, выразив сомнения в его честности, а также пригрозил свернуть сотрудничество по важнейшим направлениям межгосударственного сотрудничества. Ожидалось, что Британия может ввести и визовые ограничения для высокопоставленных официальных лиц России.

Возможно, политизация проблемы в Великобритании на тот момент была связана с приходом к власти нового премьер-министра Гордона Брауна, которому нужно было продемонстрировать решительность, заявить о себе. Вскоре стало понятно, что добиться от Кремля содействия в расследовании убийства Литвиненко невозможно, а дальнейшее упорство ни к чему, кроме обострения, не ведет. Одновременно конфликт Британии и России вокруг выдачи Лугового накладывался и на набор более глубоких проблем: Кремль видит в политике Лондона заведомо антироссийские мотивы, что, как считает Москва, выражено в предоставлении политического убежища Борису Березовскому. А это свою очередь ведет к проблеме отношения России и Запада в целом, что рождает самый неблагоприятный фон для перспектив российско-британского сотрудничества.

Таким образом, состояние дел Британского совета в российских регионах стало индикатором недовольства Кремля общеполитической позицией Британии в отношении России и ее интересов. Напомним, что 12 декабря российский МИД объявил о прекращении деятельности региональных отделений Британского совета, за исключением московского офиса. МИД заявляет, что для работы Совета нет правовых оснований. Основанием для требования внешнеполитического ведомства стало отсутствие двустороннего соглашения о культурных центрах. Как сообщает МИД, его принятие было отложено из-за «предпринятых британской стороной в июле этого года недружественных действий в отношении Российской Федерации, сопровождавшихся введением целого набора дискриминационных мер».

Британия, напротив, уверена в своей правоте: Лондон ссылается договор о культурном и научно-техническом сотрудничестве, заключенный в 1994 году. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге отделения совета стали функционировать как культурные отделы консульств Великобритании. Все остальные филиалы к концу прошлого года пришлось закрыть. Однако МИД посчитал «переименование» попыткой обойти запрет на работу.

Вчера ситуация резко обострилась. В МИД был вызван британский посол Энтони Брентон. В министерстве ему заявили, что готовят в отношении Совета ряд мер «административного и правового воздействия». Как рассказал официальный представитель внешнеполитического ведомства Михаил Камынин, «в ближайшее время будут осуществлены необходимые процедуры по взиманию налоговой задолженности отделения Британского совета в Санкт-Петербурге». Российская сторона также не будет выдавать визы новым сотрудникам, направляющимся на работу в генконсульства в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге для обеспечения деятельности культурного института, и продлевать аккредитацию нынешним работникам.

Конфликт вокруг Британского совета до сих пор был лишь следствием более глубокого конфликта в отношениях России и Великобритании, проявлением прежних неразрешенных вопросов. Сейчас, после того, как Кремль стал упорствовать в выдворении региональных отделений совета, а Британия – в их сохранении, ситуация вокруг Британского совета превращается в самостоятельную проблему. Она станет дополнительным фактором для раздражения руководства обеих стран. В то же время надо признать: российско-британские отношения настолько сложные, что нынешнее обострение не приведет к усугублению конфликта, а только выведет его на поверхность.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net