Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

23.01.2008 | Татьяна Становая

Познакомьтесь: Дмитрий Медведев

Вчера кандидат на пост президента России Дмитрий Медведев выступил с речью на втором Гражданском форуме в Москве. Выступление восприняли как предвыборную программу, хотя в действительности ничего программного там не было: это была чисто предвыборная речь, содержательно полностью основанная на «путинском курсе», но имеющая подчеркнуто иные акценты и более мягкую риторику. Все острые углы были сглажены. Дмитрий Медведев, тем самым, начал свою избирательную кампанию, которая будет принципиально отличаться от путинской: в отличие от нынешнего президента, который строил свою кампанию на противопоставлении и конфронтации (с Западом, «шакалами» от оппозиции, «врагами народа»), Медведев не намерен никого ни в чем убеждать. Его главная задача – всего лишь представиться элите и населению, минимизировав все факторы, которые могли бы насторожить или раздражать. Ведь он уже гарантировано получает более 70%.

Выступление Медведева на Гражданском форуме было очень положительно воспринято элитой и СМИ: в нем увидели, прежде всего, либерала. Учитывая, что либеральная составляющая в российской политике на протяжении последних лет постоянно сужалась, в выступлении Медведева можно было усмотреть возвращение к прежним приоритетам.

Однако в действительности это не совсем так. Преемник Путина показал, что содержательно его позиции практически ничем не отличаются от позиции Путина по всему набору проблем: начиная с вопросов становления в России демократии и отношений с Западом и заканчивая выбором экономической модели развития страны. Принципиальная разница состояла лишь в форме и акцентах подачи этой позиции. Медведев подчеркнул «либеральную рамку» своих установок, а его риторика была существенно смягчена.

Так, он согласился с Путиным в оценке 90-х годов, но при этом признал заслугой российских властей того времени предотвращение распада страны. Напомним, что приблизительно в том же духе не раз высказывался и Путин, признавая заслуги Бориса Ельцина в завоевании свободы. Действующий президент также говорил, что сам не знает, как бы он действовал на месте руководителей того времени. Однако в отличие от него, Медведев не стал говорить о негативных сторонах «лихих 90-х» и противопоставлять себя тому времени и элитам 90-х, сказав лишь о социальных, но не политических и внешнеполитических проблемах (обнищание население, снижение рождаемости и т.д.). Медведев, в отличие от Путина, говорил: «МЫ прошли испытания» и «МЫ совершили много ошибок».

В действительности идентична путинской и позиция Медведева в оценке демократического развития страны. Как и Путин, Медведев подчеркивает, что Россия идет и будет идти по пути демократии, но при этом не намерена «слепо копировать» западные стандарты. «У нас уже есть собственный и очень ценный, пусть и противоречивый, опыт жизни в условиях реальной демократии. Демократии и политической, и экономической. А сформированные за это время демократические институты успели доказать свою состоятельность, несмотря на проблемы в их развитии», - сказал Медведев, ранее заметив, что демократические ценности должны быть гармонизированы с российской национальной идентичностью. Здесь он практически ничем не отличается от Путина, кроме одного: общий удельный вес рассуждений о демократии и ее ценностях ощутимо выше, чем в заявлениях Путина (хотя тут важно иметь в виду, что содержательно речь Медведева определяло место выступления). «Главное, что мы сегодня как нация стали не просто одним из свободных народов, мы стали ответственным и знающим цену этой свободе обществом», - говорил Медведев. Разве это сильно отличается от путинского призыва развивать «свободную страну свободных людей»?

Очень важно, что Медведев публично и очень четко согласился со всеми спорными политическими переменами, которые произошли в стране на протяжении последних 8 лет. «Всё, что делалось в стране в последние восемь лет, имело целью дать России длительную перспективу успешного развития. Подчеркиваю, всё: начиная от мер по наведению конституционного порядка и сохранению целостности страны до восстановления элементарных социальных гарантий для людей», - сказал Медведев, очевидно, имея в виду и отмену губернаторских выборов, избирательную реформу и реформу партийной системы, а также правку законодательства об экстремизме. Чуть ниже он обосновал формирование Общественной палаты и реформирование политического законодательства именно приоритетной задачей развития демократического общества. Заметим, что Медведев выбрал наиболее мягкую и лаконичную форму поддержки всех этих преобразований, также указав, что они внесли «административную ясность» в работу власти. Это подтверждает, что в отличие от Путина он начал строить свою кампанию на консолидации, а не противопоставлении «либеральных» и «патриотических» интересов. Иными словами, он предпочитает пока говорить о достоинствах реформ, а не клеймить их противников. Таким образом, риторика Медведева отличается лишь по форме, но никак не по содержанию. Его слова о том, что «выборы превращались в ярмарку популистских обещаний «одноразовых» партий и блоков, не способных предъявить людям какие-либо реальные результаты работы», можно было бы с одинаковым успехом услышать и от Путина.

Это очень важно, потому что одно из главных отличий Медведева от Путина состоит в том, что он не имеет персонального конфликта с либералами и правозащитниками. Он получает шанс начать выстраивать отношения с этой группой. Неслучайно его первая предвыборная речь состоялась именно на гражданском форуме и была подчеркнуто либеральной по своим акцентам. Путин, в отличие от Медведева, уже не имеет возможности выстроить эти отношения, отрезав себя практически от всей либерально-правозащитной общественности, автономной от власти.

Выступление Медведева в действительности показало, что он практически не расходится с Путиным ни в оценках событий и реформ, ни в видении будущего пути развития страны. Однако Путин может позволить себе резкую и жесткую риторику, не опасаясь испортить отношения с либеральным сообществом.

Медведев, напротив, способен быть гораздо большим либералом по форме своих выступлений и акцентам: ему пока нельзя и не за чем портить отношения с либеральным сообществом, которое пока воспринимает его весьма и весьма позитивно. Все это дает Медведеву шанс выстраивать свою кампанию более мягко и спокойно, отказавшись от слишком сильного давления на общество, как это было с Путиным в период думской кампании. Он также может заплатить достаточно низкую цену за свою победу: уже сейчас она ему гарантирована. Но все это вовсе не означает, что со временем Медведев не будет эволюционировать по пути Путина, становясь с каждым годом все более жестким руководителем и все менее отличимым от своего предшественника. Это ведь не вопрос личной либеральной или силовой идентичности, это вопрос его нынешних возможностей. Пока они ограничены, но перспективы его весьма определенны. Если не будет серьезных неожиданностей, он сумеет стать полноценным президентом, таким же как Путин.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net