Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.01.2008 | Татьяна Становая
Новый национальный лидер или путинский преемник?
Стремительный рост рейтинга кандидата на пост президента Дмитрия Медведева заставил говорить о рисках появления двух могущественных фигур в российской власти, между которыми будет неизбежно возникать конкуренция. Как сегодня пишет «Коммерсант», возникает вопрос, кто в действительности – Медведев или Путин - является национальным лидером. Очевидно, что таким лидером может быть только один из них. Однако в действительности пока для таких опасений нет оснований. Высокий рейтинг Дмитрия Медведева означает лишь одно: население поддерживает решение Путина. Риски появятся тогда, когда Медведев получит автономный от Путина рейтинг. В этом случае и рейтинг Путина будет снижаться.
Последние данные «Левада-центра» принесли сенсационный результат. Президентский рейтинг Дмитрия Медведева превысил 80% и составил 82%. Это рекордный рост его популярности, позволивший обогнать даже Владимира Путина, который в последнее время очень активно продвигался как фактически безальтернативный национальный лидер.
Исходя из этого, рождаются ощущения, что Медведев постепенно превращается в самодостаточного политика, претендента на роль нового национального лидера. Как пишет сегодня «Коммерсант», «фактически у Дмитрия Медведева появится свой политический ресурс… Сегодня на смену сверхпопулярному Владимиру Путину идет сверхпопулярный, как оказывается, Дмитрий Медведев». Самодостаточность в этом случае будет означать значительные риски для модели диархии, которая якобы создается при Медведеве–президенте и Путине–премьере.
Однако, возможно, все эти опасения пока напрасны. Ожидания в отношении диархической модели несколько завышены. Считается, что создаваемая система неизбежно будет состоять из двух центров влияния. При этом главным окажется центр в правительстве во главе с Владимиром Путиным. Он будет опираться не только на свою сверхпопулярность, но и на «путинскую элиту», которая практически монополизировала управление в стране. Второй центр в лице Дмитрия Медведева будет опираться преимущественно на Владимира Путина, который окажется заведомо слабее и более ограниченным в свободе принятия политических решений. При этом институционально Медведев будет полноценным главой государства, имеющим огромный потенциал и возможности для политической экспансии. Безусловно, он станет к этой экспансии стремиться вне зависимости от того, будет ли это гармонизировано (скорее всего) или войдет в противоречии (маловероятно) с Владимиром Путиным.
Все это верно. Но насколько в действительности Путин заинтересован в слабом президенте? Насколько он опасается роста его популярности? Насколько он будет стремиться ограничить его в свободе принятия решений? Можно предположить, что Путин не станет препятствовать развитию Медведева как самодостаточной и полноценной политической фигуры, президента России. И это будет происходить не только и не столько потому, что Путин готов отказаться от монополии на принятие политических решений и впоследствии уйти из большой политики (либо вернуться - все средние состояния могут быть только временными). Это будет происходить потому, что для Путина и его безопасности, для безопасности всей созданной им системы крайне рискованно иметь слабого президента.
Путину нужен дееспособный и полноценный президент (при условии, что в итоге он сам собирается уйти из политики через пару-тройку лет), способный обеспечить баланс интересов в элите, гарантировать отсутствие «войны всех против всех». Конфликтный потенциал может появиться только тогда, когда Медведев начнет набирать собственные, независимые от Путина политический вес и популярность, а Путин при этом (обязательное условие) не примет ситуацию, при которой его влияние будет девальвироваться. Иными словами, он откажется постепенно отходить от дел по мере того, как Медведев будет вырастать до статуса полноценного главы государства, не зависимого от Путина.Скорее всего, действующий президент готовится к отходу от дел, поэтому конфликта не возникнет. Судя по всему, это наиболее оптимальный способ сохранить себе гарантии безопасности по окончании президентского срока. Были другие варианты - например, третий срок либо технический преемник. Однако только сейчас приходит понимание, что как такового технического преемника быть просто не могло по той простой причине, что не может быть технического преемника в ситуации, когда президент институционально является главным центром принятия политических решений и обладает возможностями порвать любые договоренности в любой момент. Гораздо более разумным, видимо, было реально постепенно передать власть своему доверенному лицу, а чтобы избежать с ним конфликта, со временем отказаться от претензий на власть.
Возвращаясь к рейтингу, можно сказать, что сейчас Медведев не обладает самодостаточным электоральным ресурсом. Его 82% - это не просто готовность избирателей поддержать Медведева, это готовность поддержать решение Путина. Точно такой же рейтинг мог быть у любого другого кандидата. Тот факт, что рейтинг оказался выше, чем путинский, связан не с тем, что Медведев в глазах избирателей, грубо говоря, лучше Путина. Феномен Медведева связан с тем, что его фигура является наименее «конфронтационной» для всех групп избирателей. Путин за последние годы значительно осложнил свои отношения с идеологизированным левым и правым электоратами. Для определенной части населения он оказался неприемлемым. Медведев же имеет возможность строить отношения с правыми с чистого листа. Он также может оказаться интересен левым (которые тоже, надо сказать, устали от Геннадия Зюганова) благодаря сильной социальной риторике.
Однако без путинской поддержки его рейтинг будет значительно ниже. Как написал «Коммерсант», «после обнародования данных президентских выборов отделить путинские голоса от «медведевских» будет невозможно». Скорее все-таки не «невозможно», а очень трудно. Однако это вовсе не означает, что, получив 80%, Медведев сам станет национальным лидером, низвергнув Путина. Он будет лишь преемником Путина, и именно в таком качестве за него голосует избиратель. Другой вопрос, что постепенно он будет набирать собственный вес, и тогда его отношения с Путиным будут во многом зависеть от планов самого Путина остаться или постепенной уйти из политической жизни страны.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.