Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.02.2008 | Татьяна Становая
Инфляция: социально-политические риски
31 января правительство и крупные ритейлеры подписали новое соглашение о замораживании цен на основные продукты питания на уровне 28 января (цены будут подняты до среднерегиональных). Прежнее соглашение было подписано в октябре, его срок истекал 1 февраля. Тем самым, власть пытается предпринять меры против ощутимого роста цен во время президентской избирательной кампании. Однако пока такая тактика приносит лишь весьма ограниченные результаты, а социально-политические последствия таких мер могут значительно поднять риски для постпутинского периода.
Тема резкого роста темпов инфляции возникла осенью прошлого года – как раз в преддверии крайне важного для Кремля очередного избирательного цикла. По итогам 2007 года инфляция на 4% превысила прогноз и составила 11,9%. Глава Росстата Владимир Соколин заявил, что, по всей видимости, в январе инфляция составит 2,3-2,4%, что значительно больше январских цифр 2007 года – тогда было 1,7%. По данным вице-премьера и министра финансов РФ Алексей Кудрина, темпы инфляции составят 2,2%. Таким образом, инфляция продолжает сохранять очень высокие темпы. Принятые в прошлом году меры ощутимого эффекта не дали. Тогда правительство продолжило зерновые интервенции, снизило импортные пошлины на молочную продукцию, масло, капусту, морковь и свеклу, повысило экспортные пошлины на ячмень и пшеницу. 31 января на заседании правительства был одобрен антиинфляционный план, который включал в себя мониторинг внешних заимствований госкомпаний, более пристальное внимание к процессам монополизации в продовольственной сфере, развитие производственной базы, проведение проверок на всех сегментах рынка, где цены выросли более всего. Часть этих мер носит лишь косметический характер, другая часть – даст эффект далеко не сразу.
Рост цен – одна из самых острых проблем, которая может привести к социальной напряженности и снижению доверия к власти. Тем более что борьба с инфляцией и повышение уровня жизни – это главный приоритет «путинского курса». Ситуацию усугубляет тот факт, что правительство и ЦБ на протяжении уже нескольких лет не могут найти консенсусный механизм снижения инфляции без серьезных последствий для экономики и финансовой стабильности. Кроме того, ряд ключевых причин роста инфляции не находится в ведении монетарных властей. В первую очередь это конъюнктурные факторы (рост цен на зерно, масло и другую сельхозпродукцию из-за отмены госсубсидий в Европе; рост цен на энергоносители). Во вторую - политические факторы: Кремль вынужден делать ставку на значительный и постоянный рост социальных расходов, что создает дополнительное инфляционное давление. Это одно из условий выполнения контракта доверия между Путиным и обществом (а на нем фактически держится сам режим), и он не может быть подвергнут пересмотру ради снижения инфляции на 2-3%. Одной из главных причин роста инфляции также называют беспрецедентный приток капитала - по итогам 2007 года - 82,3 млрд. долларов. Значительно затрудняет борьбу с инфляцией и кризис ликвидности в банковской сфере, это впервые публично признал первый заместитель председателя ЦБ России Алексей Улюкаев. По его словам, теперь ЦБ вынужден кардинально пересмотреть свои приоритеты, и вместо борьбы с инфляцией на первый план вывести поддержание стабильности банковского сектора.
Власти вынуждены бороться с инфляцией «симптоматично», то есть воздействовать не столько на ее причины, сколько на последствия. В октябре крупнейшие производители и ритейлеры договорились о замораживании цен до 1 февраля 2008 года. Однако эти меры были более чем ограничены: договоренности касались очень узкой категории наиболее востребованных продуктов питания (хлеб, яйца, подсолнечное масло, кефир и молоко). Фиксированные цены действуют только в отношении определенных артикулов товара, а не на весь ассортимент. В итоге в целом по группам произошло подорожание: за ноябрь - декабрь подсолнечное масло выросло в цене на 3%, молоко - на 6,2%, хлеб - на 1%. Более того, замораживание произошло уже на высоком уровне цен, что не несло в себе никакого положительного социального эффекта – скорее лишь останавливало дальнейшее углубление недовольства общества. Одновременно производители компенсировали вынужденные издержки повышением цен на другие группы товаров. Ситуацию во многом удавалось сгладить за счет публичного внимания власти к проблеме: к этому подключился лично президент, который раскритиковал министра сельского хозяйства и региональные власти.
Тот факт, что цены будут «заморожены» вновь уже после 1 февраля, был ожидаем. Еще осенью один из участников «замораживания», глава компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили заявил, что по политическим мотивам цены будут «придерживаться» до окончания избирательной кампании по выборам президента. В соответствии с подписанием соглашения цены замораживаются до 1 мая – примерно в этот время должна состояться инаугурация нового главы государства. Тем самым, можно прогнозировать, что наиболее острые последствия роста инфляции население не будет ощущать в полной мере в ближайшие месяцы. Значительные и негативные социально-политические последствия роста цен и их «замораживания» будут ощутимы после того, как Дмитрий Медведев вступит в свою должность. Именно после того как «замораживание» будет снято, эксперты ожидают резкий скачок цен.
Во-первых, это будет его первым и очень трудным испытанием на посту президента. В отличие от Путина он не обладает пока «тефлоновостью», набором общепризнанных заслуг, которые могли бы компенсировать общественное недовольство ввиду роста цен. Медведеву придется выбирать между дальнейшим наращиванием социальных расходов, что поможет сгладить социальную напряженность и компенсировать удорожание жизни, либо непопулярными мерами жесткой экономии. Оба варианта политически рискованны. В первом случае инфляционное давление будет расти, а рубли продолжат обесцениваться. Сдерживание цен путем договоренностей с бизнесом может привести к дефициту товаров. Во втором случае Медведев должен будет идти на снижение темпов роста социальных расходов, социальные реформы, а значит - на риск потерять значительную часть доверия, полученного на выборах. Отсюда возникает и другая проблема – как поведет себя Путин, который не исключает, что возглавит правительство. Ведь именно глава правительства несет ответственность за социально-экономическую ситуацию в стране.
Во-вторых, в случае резкого роста цен может значительно обостриться внутриэлитная политическая борьба. Большая инфляция может стать фактором размежевания элит. Это в принципе можно наблюдать уже с октября, когда неспособность обуздать инфляцию стала поводом для атак на правительственных «реформаторов». На одном из осенних заседаний правительства Виктор Зубков фактически обвинил в росте цен на сельскохозяйственную продукцию «предшественников» министра экономического развития и торговли РФ Эльвиры Набиуллиной. Зубкова поддержал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, заявивший, что виноваты «реформаторы», которые «все эти годы сельское хозяйство держали в черном теле и недофинансировали». Тогда же арбитром выступил Путин, заявив что «недорабатывает» именно Минсельхоз.
Сейчас ситуация воспроизводится. Зубков создал специальную группу по борьбе с инфляцией, которую возглавил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. С одной стороны, это поднимает его статус и может помочь в продвижении своих инициатив по борьбе с инфляцией. Однако с точки зрения интересов Зубкова, это позволяет подчеркнуть персональную ответственность Кудрина за негативные явления в стране. Более того, формально руководство группой не подразумевает дополнительных аппаратных возможностей у Кудрина.
По сути, он был поставлен в заведомо сложные условия, не позволяющие доказать свою эффективность быстро и полноценно. Да и все инициативы Минфина, по сути, носят политический характер и не пользуются особой поддержкой президента - речь идет о введении ограничений на внешние заимствования госкомпаний (ограничить приток капитала в страну), увеличении налогообложения газовой отрасли (пока все усилия Минфина в этом направлении были тщетными), ограничении расходов бюджета. Разработанный в конце прошлого года антиинфляционный план впервые содержал достаточно жесткие меры денежно-кредитной политики и регулирования товарных рынков. Предлагалось вводить ограничения на внешние заимствования госкомпаний и госбанков, а также начать борьбу с де-факто существующими картелями в экономике.
Однако этот документ не был одобрен Зубковым, что стало полной неожиданностью для Кудрина, находящегося на Всемирном экономическом форуме в Давосе и заявившего, что предложенные меры были одобрены. На очередном заседании правительства 31 января Зубков вновь отклонил предложенные меры. «Что это? Или это недостаточное качество экономического планирования и неадекватная внешним рискам денежно-кредитная политика? Или неэффективная реализация намеченных мер и планов действия?» - задался вопросом премьер-министр. Наконец, группа Кудрина была поставлена в крайне жесткие временные рамки. Очевидно, что принятие антиинфляционных мер, не говоря уже об их последствиях, требует как минимум нескольких месяцев, а результат в любом случае будет «отложенным».
Таким образом, борьба с инфляцией, а точнее, невозможность в очень ограниченных политических рамках полномочий монетарных властей справиться с ней, становится поводом для атаки премьера на своего конкурента – главу Минфина. После президентских выборов, даже если будет разрешен конфликт между Зубковым и Кудриным, конфликт между сторонниками «партии экономического роста» (сейчас к ней относится не только Зубков, но и весь «отраслевой» блок) и «партии реформаторов», которая будет наставать на ограничении притока капиталов и структурных реформах, вокруг подходов к снижению инфляции сохранится. Также как и сейчас перед новым кабинетом останется прежняя дилемма: каким образом можно использовать находящиеся в распоряжении правительства ресурсы (нефтегазовые доходы) и при этом не разогнать инфляцию. По сути, в условиях, когда масштабность притока нефтегазовых средств сохраняется, институциональный и часто совмещенный с политическим институциональный конфликт «отраслевиков» с Минфином запрограммирован. Уже сейчас можно наблюдать значительную активизацию дискуссии о проблемах борьбы с инфляцией - часть влиятельной либеральной элиты (Е.Гайдар, А.Чубайс, Р.Варданян) публично разделила позицию Минфина на форуме «Россия».
Высокие темпы инфляции провоцируют и вертикальный конфликт во власти. Против экономической политики правительства и политики «замораживания цен» выступил мэр Москвы Юрий Лужков. Он фактически солидаризировался с Зубковым в критике монетарных властей. «Вопросы о регулировании роста цен вовсе не сводятся к тому, чтобы что-то заморозить. Местный наркоз обернется новым всплеском инфляции, ведет к вымыванию ассортимента товаров в магазинах, провоцирует торговлю к перекладыванию издержек в связи со сдерживанием цен на стоимость других товаров», – заявил Лужков. «Мы не можем все время надеяться, что нас накормят американские фермеры. У нас некоторые либералы буквально сошли с ума от цены в 100 долларов за баррель нефти. Они считают, что мы все купим, и нам все привезут», – заявил московский мэр.
Наконец, в-третьих, рост цен на инфляцию станет подстегивать социальную напряженность, которая будет накладываться на ряд других социальных реформ в здравоохранении и образовании, а также жилищной сфере. Постоянный рост пенсий и заработных плат уже не создает эффекта новизны, а напротив, усугубляет действие так называемого закона Токвиля, согласно которому население начинает воспринимать повышение своих доходов как должное, а набор требований к власти при этом расширяется. На фоне обесценивания денег и удорожания жизни (с учетом постепенной легализации платных социальных услуг) это может создавать негативный социальный фон уже в самом начале президентства Дмитрия Медведева. А это в свою очередь будет очень провоцировать политико-аппаратную активность противников Медведева.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента ЦПТ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.