Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.02.2008
Алексей Арбатов: «Россия больше не будет следовать в фарватере Запада»
Цель России – трансрегиональный центр влияния на территории постсоветского пространства, в Европе и на Дальнем Востоке. По ряду ключевых вопросов: позиции Совета безопасности ООН по применению силы, международные конвенции и договоры, связанные с новыми угрозами (международным терроризмом, климатическими изменениями, оружия массового уничтожения) Россия выполняет роль глобальной державы, но не сверхдержавы, в силу ее статуса и положения в Совбезе.
Положение России в мире
Основные достижения России во внешней политике я вижу в возобновлении серьезного диалога с США и НАТО по оборонительным вооружениям. Это было сделано на последней встрече «восьмерки» в Германии и на последней двусторонней встрече Путина и Буша в США. До недавнего времени эта тема оставалась в тени, и ее обсуждали от случая к случаю. Сегодня же эта тема требует особого обсуждения и новаторских предложений, необходимо вернуть ее на повестку дня в отношениях России и Запада.
Роль России в современном мире сейчас весьма позитивна. Россия выступает за международную стабильность, за объединение в борьбе с новыми угрозами, прежде всего с распространением оружия массового уничтожения и международным терроризмом. Россия выступает за то, чтобы новые инициативы не дестабилизировали региональный баланс сил и региональную обстановку. Например, односторонняя военная интервенция, которую США осуществили в Ираке, привела к тому, что они теперь сами не знают, как из этой ситуации вырваться. Если расширять НАТО на постсоветское пространство, то это может вызвать цепь непредсказуемых последствий.
Россия также выступает за то, чтобы все действия на международной арене, прежде всего великих держав, оставались в рамках международного права и осуществлялись (особенно силовые акции) только с разрешения Совета безопасности ООН. Только он уполномочен давать санкции на подобные действия, кроме случаев самообороны. Россия выступает за сохранение международных договоров, в частности за сохранение обычных вооружений в Европе, за новый договор, который грядет на смену СНГ-1 после истечения его срока, за договоренности по весьма противоречивым темам, как противоракетная оборона.
Т.е. в целом Россия играет конструктивную роль. Другой вопрос, что не всегда действия России идут в общем русле этой политики. Экономические возможности России, ее политическое влияние в мире пока еще недостаточно велики. Но в международной дипломатии страна в целом играет конструктивную роль.Цель России – трансрегиональный центр влияния на территории постсоветского пространства, в Европе и на Дальнем Востоке. По ряду ключевых вопросов: позиции Совета безопасности ООН по применению силы, международные конвенции и договоры, связанные с новыми угрозами (международным терроризмом, климатическими изменениями, оружия массового уничтожения) Россия выполняет роль глобальной державы, но не сверхдержавы, в силу ее статуса и положения в Совете безопасности ООН.
Многовекторная внешняя политика России
Что касается основного вектора внешней политики, то у России его сейчас нет. Россия преследует многовекторную политику: это официальное определение. Россия по разным направлениям пытается поддерживать сбалансированные и взаимовыгодные отношения с различными центрами силы. Она не определилась с тем, кто ее ближайшие союзники и вероятные противники. С точки зрения России, это все достаточно непредсказуемо. Надо быть готовыми к худшему, но стараться добиться лучшего.Существует общий негласный принцип внешней политики России, который нельзя назвать вектором, и состоит он в том, что Россия не будет больше следовать в фарватере Запада, как она это делала в 90-е годы. Россия будет отстаивать свои собственные интересы, прежде всего на постсоветском пространстве. Там, где это возможно, на взаимной выгоде будет сотрудничать с Западом и другими странами. Это не вектор, а скорее принцип, он достаточно важен и сильно отличается от того, что Россия делала в 90-е годы, когда она вяло чему-то возражала, но при этом продолжала следовать в фарватере США.
На сегодняшний день российско-американские отношения должны развиваться по принципу реальных дел. Не надо нам учить друг друга жизни. России хватит кричать на каждом углу о своей самобытности. Это пустое теоретизирование, не имеющее ничего общего с реальностью. А США хватит экспортировать свою модель экономического и политического устройства. Необходимо строить свою политику, исходя из реалий и национальных интересов. В этом смысле между Россией и Америкой возможны компромиссы. Например, если мы видим общую угрозу в распространении ракетного оружия, то мы можем создавать совместную систему противоракетной обороны или национальные системы, которые будут иметь несколько общих соединений, центров обмена данными, другие технические элементы.
Нам необходимо договориться с США, что мы будем им содействовать в тех вопросах, которые для них важнее всего, а именно: выпутаться из трясины в Ираке, предотвратить приближение Ирана к созданию ядерного оружия, обеспечить обратный ход Северной Кореи, превращение ее из ядерной в неядерную державу через переговоры. Американцы не будут нам ставить палки в колеса в тех ситуациях, где мы преследуем свои законные интересы, не будут пытаться расширять НАТО на Украину, Грузию.Если говорить о взаимоотношениях России и Европы, то Россия не просто должна воспринимать себя как часть Европы, она объективно является частью европейского мира. Россия не единый фигурант, а совокупность разных политических сил, между которыми идет постоянная дискуссия и даже острые дебаты. В отличие от США, где у нас может быть сотрудничество по ряду направлений, Европа – наш долгосрочный ориентир. Мы должны возвращаться в Европу, из которой нас на столетие вырвали объективные события в ХХ веке. Но возвращаться достойно, не с протянутой рукой, а со своими средствами и ресурсами пытаться стать ведущей европейской страной, вместе с Европой стараться стать глобальным центром силы. Сложение наших ресурсов может обеспечить наше влияние как глобального и мощного центра силы, мощнее даже по сравнению с Америкой и Китаем. Порознь ЕС и Россия всегда будут оставаться региональными, в лучшем случае, трансрегиональными центрами силы, но не глобальными.
Отношения России и США – это сотрудничество, отношения России и Европы – это постепенная интеграция. Это два принципиально разных типа отношений. Например, наши отношения с Китаем являются сотрудничеством, но ни о какой интеграции не может быть и речи. Если такая интеграция пойдет, то от России очень скоро ничего не останется. С Европой иная ситуация: здесь имеет место долгосрочный курс сотрудничества. Россия – часть Европы, это не требует доказательств. Самый главный фактор – это культура. В этом плане русская культура – неотъемлемая часть европейской. Европейская культура не может существовать без Толстого, Чехова, Чайковского и т.д. Точно также российская культура не может существовать без Шекспира, Моцарта, Баха, Леонардо да Винчи и т.д. Это все – единая культура. А Китаю, например, перечисленные гении европейской культуры всегда будут чужды, при любом строе.
Россия и страны БРИК
Никаких стран БРИК не существует! Это выдумка. Кто-то сложил Бразилию, Россию, Индию и Китай и сказал, что это БРИК. Это пустое словосочетание. Ни Индия, ни Китай, ни Бразилия никогда про такое объединение не слышали и даже не понимают, что это такое. Это выдумка наших политтехнологов, которые указывают, что есть еще якобы один центр силы. Это искусственное построение. Да, взаимодействие в виде торговли существует. Но ни о каком центре силы здесь речи идти не может. Бразилия вообще находится на другом континенте, у них своя экономика и интересы. Китай и Индия – в Азии. Здесь интеграция невозможна просто в силу различия политического и экономического развития, культуры и прочих интересов.
Постсоветское пространство: перспективы развития
На постсоветском пространстве потенциальными партнерами России являются все страны СНГ, а также страны Балтии. Наша роль состоит в том, чтобы четко определить свои интересы к каждой стране, которые можно реализовывать через экономические, военные и финансовые проекты. США – огромная держава, но они не определяют политику для Канады, Мексики и всей Латинской Америки. США строят конкретно свою политику и не считают, что должны доминировать на этих пространствах. Россия должна избавиться от имперского идеализма и понять, что наши отношения с Латвией и Эстонией будут совсем другими, чем отношения с Таджикистаном и Казахстаном. В каждом конкретном случае мы должны четко определить свои интересы и их отстаивать, исходя из принципов равной выгоды. После истории ХХ века любая наша попытка заявить себя доминирующей страной будет встречать противодействие, будет сплачивать против нас силы внутри этих стран. Этого надо избегать.
Перспективы СНГ весьма путаные. Эта организация была создана для того, чтобы обеспечить неконфликтный и некризисный развод после распада СССР. В чем-то этого достичь удалось, в чем-то нет. СНГ уступает свое место новым организациям, которые ориентируются не на синдром нео-империи, не на фантом утраченной империи, а на конкретные интересы.
В ЕвраЗЭС объединяются страны, которые имеют общие экономические интересы. Тоже непростой процесс, но вокруг этого строятся конкретные решения и проекты. Это отражает новую реальность. У этой организации хорошее будущее, при условии, что Россия будет продолжать курс экономических преобразований, начнет отходить от экспортно-сырьевой модели экономики и переходить на высокотехнологичную модель. Экспортно-сырьевые модели не могут интегрироваться.
Высокотехнологичные модели могут интегрироваться между собой. России надо идти по этому пути. Я думаю, что Казахстан со временем к этому пути присоединится, Украина хочет идти по этому пути, Белоруссия пойдет при смене политического режима. Это все создает хорошие основы для сотрудничества.
ОДКБ создана вокруг конкретной проблемы: борьбы с экстремизмом и международным терроризмом, прежде всего в Центральной Азии. К ОДКБ примкнули две страны, которые ощущают внешнюю угрозу: Армения, которая ощущает угрозу со стороны Турции и Азербайджана, поэтому держится России, а также Белоруссия, которая осталась в Европе изгоем и которая держится за Россию, чтобы сохранить свой внутренний режим.
Центральная Азия – перспективы хорошие. Армения – хорошие перспективы. Россию с Арменией кроме исторических и культурных связей объединяют вопросы безопасности. Армения – единственная страна, которая с удовольствием держит наши войска и наши базы, платит за них и готова принять еще. С Белоруссией взаимоотношения искусственные в связи с расширением НАТО. Но в связи с тем, что Белоруссия постоянно чувствует угрозу своей безопасности, временно отношения России и Белоруссии укрепились. В конечном итоге Россия и Белоруссия будут интегрироваться в большую Европу при условии определенных политических изменений в той и в другой стране.
Вхождение стран СНГ в евроатлантические структуры
Вхождение Грузии в НАТО крайне нежелательно и может стать источником обострения конфликтов в Южной Осетии и Абхазии. Грузия именно с этой целью стремится в НАТО, чтобы попытаться решить силовым путем свои проблемы. Россия этого не допустит, и это может привести к конфронтации между Россией и НАТО. Вступление Грузии в НАТО – опасная перспектива, которой нужно серьезно противодействовать.
Вступление Украины в НАТО для России более чем критично. Украина объявила себя нейтральной страной, и Россия изменила свою позицию по отношению к ней. Если до этого заявления еще наблюдались заигрывания на счет воссоединения, реинтеграции Украины в Россию, то теперь Россия считает, что это не нужно. Россия сегодня хочет, чтобы Украина оставалась нейтральным и дружественным государством, связанным с Россией миллионом уз (личных, исторических, экономических). Если Украину будут подталкивать к вступлению в НАТО, то не исключается раскол Украины, а также раскол между Россией и Западом, что нанесет огромный ущерб и создаст большую опасность и для России, и для Запада. Поэтому вступление Украины в НАТО для России абсолютно неприемлемо.
Арбатов А.Г. - заведующий Центром международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.