Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.02.2008 | Татьяна Становая
«Нафтогаз» взяли в долю
Как и ожидалось, переговоры президентов России и Украины Владимира Путина и Виктора Ющенко закончились в Москве успешно. Сторонам удалось договориться по принципиальным вопросам цены и схемы поставок газа. Несмотря на то, что формально речь идет о полной замене посредников, в действительности схема, по сути, остается прежней. Впервые с момента «оранжевой революции» в Украине можно говорить о реальном успехе в отношениях лидеров двух стран. Для этого потребовалось только одно условие – чтобы внутри страны появилась гораздо более влиятельная и гораздо менее конструктивная по отношению к России политическая сила, в данном случае – Юлия Тимошенко.
Напомним, что действующая до сих пор схема поставок газа в Украину была фактически навязана этой стране по итогам газовой войны в конце 2005 года. Тогда речь шла о повышении цен на газ (Россия отказывалась «субсидировать экономику Украины», хотя в действительности до сих пор продает газ ниже европейской цены), отделения вопроса о транзите от вопроса о покупке газа, а также об изменении ее схемы. Вопрос о цене и тогда, и сейчас, является достаточно периферийным, хотя именно вокруг него столько споров. Дело в том, что Кремль прекрасно понимает, что Украина не может платить среднеевропейскую цену, а значит, ей придется «оплачивать» газ иными средствами. Важнейшим успехом стало снятие зависимости между контрактом на поставку газа и контрактом на транзит – это позволяло снизить зависимость экспортных контрактов «Газпрома» с европейскими потребителями от политических рисков в стране-транзитере. Наконец, главным «гвоздем» «газовой войны» была именно схема поставок. Кремлю нужно было добиться монополии над импортом газа Украиной. Для этого была создана компания «РосУкрЭнерго» (RUE), которая в действительности стала преемницей старого посредника, обеспечивающего закупку газа в Центральной Азии, прежде всего, в Туркмении. Тем самым, Россия пресекала попытки Украины напрямую договориться с Туркменией.
Оборотной стороной этой схемы была ее непрозрачность. RUE создавалась формально на паритетных началах с украинской стороной. Еще 50% контролировалось «Газпромом». Однако кто стоял за украинцами, долго было неясно, при том, что официальные власти в Украине всегда отвергали наличие в RUE украинских акционеров. Сейчас известно, что 45% принадлежит Дмитрию Фирташу и еще 5% Ивану Фурсину. Также активно фигурировала информация о том, что за ними стоит криминальный авторитет Семен Могилевич, арестованной недавно в Москве. Непрозрачность посредника рождала понятные вопросы с украинской стороны. Об изменении схемы говорила не только Тимошенко, но и Виктор Ющенко, и премьер-министр Виктор Янукович. Схемы ценообразования, «смешивания» российского и азиатского газов, получения прибыли и вывода финансовых ресурсов за продажу газа Украине оставляли много вопросов и в России. В частности, часть газа RUE закупала у «Газпрома» по низким ценам, продавая затем его в Европу. Именно это и позволяло компании оставаться рентабельной.
К изменению схемы поставок газа Россию толкнули два обстоятельства. Первое – по данным СМИ, между «Газпромом» и Фирташем возникли некие конфликты, затрудняющие дальнейшее сотрудничество. Возможно, в рамках этого можно трактовать и арест Могилевича. Однако фактом остается заявление первого вице-премьера России и преемника Путина Дмитрия Медведева, заявившего несколько месяцев назад о готовности «Газпрома» сменить посредника, создав с «Нафтогазом Украины» новую компанию на паритетных началах. Таким образом, RUE как посредник, возможно, перестал устраивать сам «Газпром».
Вторым обстоятельством стал приход на пост премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, которая была заинтересована не только в смене посредника, а в снижении зависимости от России. По сути, она претендовала на прямые контракты с Туркменией, а также на участие близких к ней компаний в импорте газа. Именно это и стало главным риском для России, готовой пойти на ликвидацию RUE, но при этом кровно заинтересованной в сохранении монополии на поставки газа.
В итоге все, что оставалось сделать «Газпрому», это дождаться резкого обострения отношений Ющенко и Тимошенко, чтобы договориться с более конструктивным политиком на своих условиях. Для этого также пришлось пригрозить отключением газа – иначе выйти на прямые договоренности с Ющенко без чрезмерного политического давления со стороны Тимошенко было бы затруднительно. Еще до начала переговоров в Москве она была готова сдать те позиции, которые якобы отстоял в Москве Ющенко.
На самом деле принципиально схема поставок газа в Украину не меняется. Посредник остается. Вместо RUE им будет совместная компания «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», которые получат в ней доли на паритетных началах. Источникам «Коммерсанта» в «Газпроме» даже стало известно, что со стороны монополии в новых компаниях-посредниках (они заработают в марте-апреле) будут работать те же люди, что и в Rosukrenergo, - например, член правления «Газпрома» Константин Чуйченко.
Вместо «УкрГазЭнерго», занимающейся сбытом, появится также совместная компания «Газпрома» и «Нафтогаза». Таким образом, «Газпром» сохранит доступ к непосредственным потребителям, от которых он был отодвинут после начала ликвидации «УкрГазЭнерго». Одновременно сохраняется и фактическая монополия на поставку газа в Украину, ведь новый посредник в итоге все равно будет закупать газ у того же «Газпрома» и «Газэкспорта». Газовая монополия фактически просто занимает место ликвидируемого трейдера.
Пока в полной мере оценивать новую схему нельзя. Неясными остаются вопросы о том, по каким формулам и какой будет поставляться газ в Украину. Сегодня цена останется на уровне 179,5 долларов, что пока свидетельствует только об одном: Кремль политически удовлетворен сделкой. Удовлетворены и украинские власти, которым теперь предстоит бороться между собой за контроль над «Нафтогазом».
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.