Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.02.2008 | Татьяна Становая
Президентские выборы в Армении
19 февраля в Армении прошли президентские выборы. По данным ЦИК Армении, новым президентом в первом туре избран премьер-министр Серж Саркисян, набравший 52,86% голосов избирателей. Его главный соперник бывший президент Армении Левон Тер-Петросян получил 21% голосов. Третье место занял Артур Багдасарян (16,66%), на четвертом - Ваан Ованесян (6,12%). Остальные кандидаты смогли набрать чуть более 2%. Оппозиция не признает результатов выборов, что привело к серьезному политическому кризису.
От действующей власти на пост президента был выдвинут премьер-министр Армении, лидер Республиканской партии Серж Саркисян, который тем самым стал преемником Роберта Кочаряна, отработавшего последний президентский срок (в Армении нельзя баллотироваться на высший пост более двух раз подряд). Саркисян известен как давний и ближайший соратник президента Кочаряна, возглавляющего республику с 1998 года. Оба политика – выходцы из Нагорного Карабаха. В середине 1990-х годов он руководил армянскими спецслужбами и объединенным министерством внутренних дел и национальной безопасности. А уже после избрания Роберта Кочаряна президентом Саркисян занимал пост руководителя аппарата главы государства, а затем стал совмещать должность министра обороны и секретаря Совбеза.
Главной задачей Саркисяна была победа в первом туре. В противном случае у оппозиционного лидера появились бы значительно большие шансы на победу, а в правящей элите началось бы брожение. В Армении существует достаточно значительная часть избирателей, не желающая голосовать за Саркисяна, но опасающаяся слишком революционных преобразований, которые затеяла бы оппозиция. Во втором туре эти голоса, аккумулированные лидером умеренной оппозиции Артуром Багдасаряном («Оринац еркир»), сыграли бы против преемника Кочаряна. После первого тура Багдасарян, занявший третье место, выступил на стороне оппозиции.
В этой связи главной задачей оппозиции было не допустить победы Саркисяна в первом туре. Накануне выборов ситуация была достаточно неоднозначной. Основным соперником Саркисяна стал бывший президент Армении Левон Тер-Петросян, который в условиях крайней разобщенности оппозиции сумел превратиться в консолидирующую фигуру для большинства оппонентов Кочаряна и Саркисяна. Еще полгода назад такое казалось невозможным: на прошедших в мае прошлого года парламентских выборах оппозиционные силы так и не сумели объединиться и потеснить провластные партии. По итогам выборов коалиция из трех лояльных власти партий-победительниц получила в парламенте конституционное большинство.
Возвращение на политическую арену Левона Тер-Петросяна, еще недавно считавшегося политически безнадежной фигурой, стало достаточным для сплочения оппозиции. Его поддержали 16 оппозиционных партий, объединившихся в движение «Легитимный президент-2008». На протяжении осени и зимы оппозиция активно проводила акции протеста, делая ставку именно на уличное противостояние с властью. Несмотря на то, что представители оппозиции особенно тщательно подчеркивали намерения бороться только законными методами, общий настрой свидетельствовал о готовности к самым решительным действиям. Появились и новые методы: с учетом того, что оппозиция лишена возможности быть широко представленной в СМИ, агитматериалы и митинги записывались и затем распространялись на DVD. Оппозиция сознательно играет на аналогиях с «цветными революциями», также позиционируя себя как в целом прозападная сила.
Таким образом, логика оппозиции фактически сводилась к стремлению действовать по «оранжевому сценарию». Но изначально этот сценарий был крайне сомнительным.
Во-первых, оппозиция попыталась не только объединиться, но и мобилизовать своих сторонников. На площади в центре Еревана удается удерживать по разным оценкам от 30 тыс. до 100 тыс. человек. Одним из существенных факторов такой мобилизации стала не столько поддержка самого Левона Тер-Петросяна, сколько сомнения в победе Саркисяна в первом туре: значительная часть населения Армении была готова к победе преемника, но не в первом туре. Более того, общество слишком поляризовано: есть значительные прослойки тех, для кого неприемлем Саркисян, и тех, для кого неприемлем Тер-Петросян. Неслучайно часто можно слышать о риске возникновения гражданской войны. Сам Саркисян также мобилизовал сторонников власти: из провинции, где конформизм более силен, несколько тысяч человек стягиваются к Еревану для отставания победы премьера.
Во-вторых, оппозиция рассчитывала на колебания в армии. По мнению сторонников Левона Тер-Петросяна, на его стороне 80% чиновничьего аппарата и силовиков, потому что все они его знают по его первому президентскому сроку. После подведения итогов выборов Левон Тер-Петросян заявил, что на его сторону перешли два генерала из руководства Минобороны. Это замминистра обороны Армении генерал Манвел Григорян и его заместитель Гагик Мелконян. Однако в Союзе добровольцев Армении «Еркрапа», председателем которого является Григорян, это опровергли. Там заявили, что в районе проживания Манвела Григоряна в Эчмиадзине поддерживали и будут поддерживать лидера Республиканской партии, победившего на президентских выборах Саркисяна. Сам Григорян в действительности является крайне политизированной фигурой, и его гипотетический переход на сторону оппозиции вряд ли может быть достаточным индикатором колебаний в армии (представляется, что у добровольцев есть различные политические предпочтения, и их очень непросто консолидировать как власти, так и оппозиции). Более того, одним из создателей нынешней армянской армии является сам Саркисян, сохраняющий на нее большое влияние.
22 февраля появилось сообщение об увольнении заместителя генерального прокурора Армении Гагика Джангиряна, заявившего о поддержке Левона Тер-Петросяна (затем он был арестован). О поддержке Тер-Петросяна заявили несколько высокопоставленных армянских дипломатов, которые также были уволены. Сами официальные власти демонстрировали жесткость. Накануне выборов однозначно давалось понять, что против уличной силы будет применена вооруженная.
В-третьих, оппозиция в Армении рассчитывала на поддержку Запада, но не получила его. ОБСЕ признала выборы соответствующим демократическим стандартам. С победой на выборах Саркисяна очень быстро поздравили президент Франции Николя Саркози, верховный представитель ЕС по общей политике и политике безопасности Хавьер Солана.
Заметим, что в отличие от других стран СНГ в Армении внешние факторы в целом играли меньшую роль. Россия достаточно открыто поддерживает правящий режим, однако сейчас Кремль отказался от традиционного набора предвыборных жестов. В частности, вместо Владимира Путина (как это обычно происходит), в Ереван недавно ездил премьер-министра России Виктор Зубков. В Кремле неофициально дают понять, что избрание Саркисяна не является проблемным и не требует активного участия в России.Запад также пристально следит за выборами, однако особенно не вмешивается, предпочитая выстраивать отношения и с действующей властью, и с оппозицией. Так, показательно, что Госдеп США, признавая итоги выборов и сертификат ОБСЕ, выразил озабоченность некоторыми серьезными нарушениями. Тем самым, сохраняется политика диверсификации: американцам важно искать возможности для влияния на армянскую элиту. Пока сближению с США, в частности, мешает карабахская проблема, в разрешении которой Армения союзником видит Россию.
Вопреки распространенному мнению, правящая элита Армении не может считаться в полной мере пророссийской, а оппозиция - прозападной. В самой Армении президента и премьера считают проармянскими политиками, проводящими многовекторную политику. Именно под давлением Запада в Армении в 2005 году была принята Конституция, ослабляющая полномочия президента. Оппозиция же хоть и ориентирована на Запад, но эта ориентированность не является для нее определяющей, как в Грузии.Ситуация в Армении во многом похожа на ситуацию в Грузии. И там, и там представитель власти неоднозначно побеждает в первом туре с небольшим перевесом. И там, и там оппозиция пытается действовать по «оранжевому сценарию». В обеих странах власти готовы применять силу, и в обеих странах Запад признает победу представителя власти.
В то же время есть и существенная разница. В Армении оппозиция гораздо в большей степени мобилизована, имеет консолидирующего лидера и способна вывести гораздо большее число своих сторонников на улицы. Кроме того, в отличие от Грузии в Армении оппозиция морально готова идти на жесткие меры, не огладываясь на Запад. В Армении противостояние затрагивает более глубокие и более значимые сферы общественной и политической жизни. Фактически Левон Тер-Петросян предложил альтернативный сценарий развития страны: глубокие политические и административные реформы, а также, что более важно, конкретное решение карабахской проблемы.
Карабахская проблема была в самом центре предвыборной борьбы. После отставки Тер-Петросяна в 1998 году из-за обвинений в слишком больших уступках в карабахском вопросе действующие власти за 10 лет не продвинулись в разрешении проблемы (в январском выступлении Саркисяна на эту тему были лишь общие декларации). На этом фоне казавшаяся тогда слишком «уступчивая» позиция президента сегодня воспримется в Армении как новый шанс: Тер-Петросяна поддержала часть ветеранов карабахской войны. Это значительно затруднило попытки власти обвинять бывшего президента в намерениях «сдать» Карабах. По мнению Левона Тер-Петросяна, Армения может все-таки вернуть Азербайджану пять из семи занятых армянскими войсками территорий, прилегающих к Карабаху, а вокруг Карабаха разместить международные миротворческие силы. При этом сам Карабах возвращается в формат переговоров, установленный Минской группой ОБСЕ, после чего проводится референдум о независимости.
Политическое противостояние в Армении может оказаться гораздо более ожесточенным, а кризис более длительным по сравнению с Грузией. Победа Саркисяна в первом туре президентских выборов с минимально возможным результатом, а также достаточно серьезный результат оппозиции в любом случае делают политическую ситуацию в стране неустойчивой и критической. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть прежде всего от готовности обеих сторон жестко отставать свои интересы и мобилизовывать имеющиеся ресурсы.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.