Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.02.2008 | Георгий Ковалев
Государство – это не я
Судя по всему, 2008 год на Украине запомнится не только перманентным парламентским кризисом, к чему, собственно, уже все привыкли, но инициированной Виктором Ющенко общественной дискуссией по проекту новой редакции Основного закона страны. По сути, процесс, о котором так долго говорили (но решительным образом ничего не делали), сдвинулся с места. На страницах свежего номера украинского еженедельника «Зеркало недели» президент Украины выступил с программным заявлением, чем открыл национальные конституционные дебаты.
Предваряя содержательную часть своего выступления, Ющенко отметил, что основной закон государства не может быть делом только политиков, но должен стать настоящим всенародным делом. При этом он ответил на вопрос, почему именно сейчас наступило время для такого широкого обсуждения – «острая потребность выхода за пределы перманентных политических кризисов и конфликтов». И действительно, ситуация в Украине, пожалуй, как никогда остро ставит вопрос о назревшей системной политической реформе: до президентских выборов остается не так уж и много времени, в то время как очередной виток парламентского кризиса в самом разгаре, политические «клики» еще с большим ожесточением занимаются междоусобицей. Обещания, данные Юлией Тимошенко в преддверии ее назначения на должность премьер-министра (закон о Кабмине, оппозиции, императивном мандате и т.п.), так и остаются, по сути, не воплощенными в жизнь. Более того, глава Кабмина продолжает заниматься популизмом общегосударственного масштаба, вставляя «палки в колеса» президенту в том числе по газовому вопросу.
Ющенко открыто заявляет: «Общественно-политическая практика последних лет показала острое политическое противостояние и слабость конституционного урегулирования общественных отношений, нестабильность функционирования всего государственного механизма. В течение последних двух лет мы стали свидетелями не только длительных политических сериалов наподобие «коалициад» и «премьериад», но и попыток отдельных политических субъектов стать выше Конституции и законов. Эти негативные явления и перманентные кризисы свидетельствуют, что политическая система требует пересмотра и усовершенствования».
Именно этим продиктовано желание президента как можно скорее инициировать процесс изменений к действующему Основному закону, придав ему характер широкой общественной дискуссии. И что бы не говорил Ющенко, как бы он не возводил во главу угла усиление конституционных гарантий прав и свобод гражданина, реального обеспечения защиты этих прав и свобод, в том числе через суд, расширение конституционного регулирования институтов непосредственной демократии, его прежде всего волнует усовершенствование взаимосвязи в треугольнике парламент — правительство — президент.
Впрочем, надо отдать должное: взгляд президента Украины на процесс совершенствования Конституции обладает системностью. В нем есть предложения по совершенствованию чуть ли не каждой главы Основного закона, начиная с мер гарантирования прав и свобод граждан, повышения эффективности основных государственных институтов, независимости судебных органов и заканчивая реформированием системы местного самоуправления. Кстати, не исключено, что предложение Ющенко пересмотреть перечень сфер полномочий областных советов, приблизив их к предметам ведения Автономной Республики Крым, с учетом требований Европейской хартии местного самоуправления, несет в себе определенный заряд, который может позволить президенту впоследствии рассчитывать на поддержку своей инициативы как раз на местах, «среди народа», облеченного властью.
Стоит отметить, что системности президентскому заявлению придает проект конституционной реформы, разработанный узкой группой специалистов, в которую входит бывший судья КСУ Николай Козюбра. Однако, отталкиваясь от предложенных наработок, Ющенко идет дальше. Его предложения предполагают то, о чем говорилось не раз, но так и не было сделано: «усиление украинского парламентаризма» при введении императивного мандата, конституционное закрепление статуса парламентской оппозиции, четкое разграничение предметов ведения и полномочий Президента и Кабмина. Примечательно, что последнее предполагает, что «президент Украины выполняет базовую роль в обеспечении функционирования всего государственного механизма», а значит, «у президента должны быть конституционные, то есть правовые инструменты влияния для предотвращения нарушения Конституции, ликвидации угроз существованию государства или возникновения рисков национальной безопасности». А это, в свою очередь, по Ющенко, предусматривает определенную «конституционную геометрию» взаимоотношений «президент—правительство—парламент», которая «должна быть закреплена и в Конституции с целью обеспечения действенного баланса полномочий и условий плодотворного взаимодействия между парламентом, главой государства и правительством».
Ну и теперь самое важное – каким образом президентские предложения, подразумевающие принятие новой редакции Конституции, что, с точки зрения многих наблюдателей, является весьма спорным, должны быть претворены в жизнь?
Алгоритм этого процесса видится Ющенко предельно простым. Созданному на основе президентского указа в конце декабря прошлого года Национальному конституционному совету, в который входят представители политических сил, а также специалисты по конституционному праву, других областей права и общественных наук, известные правозащитники и общественные деятели, представители регионов Украины, вменяется обязанность подготовить консолидированный проект будущей Конституции на основе новых концептуальных предложений по ее содержанию и по результатам экспертного и всенародного обсуждения. То, что в КС входят сейчас 97 человек, и его первое заседание произвело даже на его членов весьма тягостное впечатление в плане конструктивизма, Ющенко, судя по всему, мало волнует. Главное - подготовить предложения по концепции основных положений проекта новой редакции Конституции Украины. Затем провести общественное обсуждение основных положений проекта при участии известных общественных деятелей, ведущих специалистов в области конституционного права. После этого нужно обобщить внесенные во время общественного обсуждения предложения и подготовить с учетом их проект новой редакции Конституции Украины и провести экспертизу проекта, прежде всего, Венецианской комиссией. Следующим шагом, который видится Виктору Ющенко, должно стать прохождение проекта новой редакции Конституции Украины через Верховную Раду и вынесение президентом Украины принятого проекта на утверждение всеукраинским референдумом.
И, несмотря на выражаемую президентом убежденность в ответственности парламентских политических сил, все же с трудом верится, что проект новой Конституции, пусть даже он и будет каким-то чудом разработан КС, пройдет голосование в ВР. Судя по всему, Ющенко и сам не верит в это. Поэтому-то он и предусматривает возможность проведения «всеукраинского конституционного референдума по народной инициативе». Вопрос о том, как проводить этот самый «референдум по народной инициативе» повисает в воздухе! Ибо само положение о проведении подобного всенародного волеизъявления и должно быть имплементировано в текст новой Конституции. Впрочем, не исключено, что в этом Ющенко должны помочь как раз «люди на местах», полномочия которым он и предлагает расширить.
Как бы там ни было, общественно-политическая дискуссия по конституционной реформе на Украине началась. И инициатором этого процесса стал Виктор Ющенко, заявляющий о том, что «государство – это не он», «конституция не будет писаться «под» любой орган власти, политическую силу или отдельные персоналии». Но так ли это на самом деле?
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.