Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.03.2008 | Татьяна Становая

Россия готова признать американскую ПРО в Европе

На прошлой неделе в Москве прошли консультации между Россией и США в формате «2 на 2» (очередной раунд ранее планировалось провести в Вашингтоне) с участием главы оборонных и внешнеполитических ведомств двух стран. По их итогам никаких решений принято не было, а стороны официально сохранили прежние позиции. Однако впервые за последние годы Россия заговорила о возможности компромисса и фактически не исключила согласия на размещение третьего позиционного района ПРО США в Чехии и Польше. Президенты обеих стран Владимир Путин и Джордж Буш готовятся подписать масштабный документ, в котором будут прописаны основные контуры стратегического баланса интересов двух стран.

Напомним, что отношения двух стран всерьез испортились после войны в Ираке и волны «цветных революций» на постсоветском пространстве. Между двумя странами резко ужесточилась конкуренция на территории, которую Россия традиционно считала зоной своего геополитического влияния. Всерьез начал обсуждаться вопрос о евроатлантической интеграции Украины и Грузии, что вызывало крайне резкую реакцию Москвы. Одновременно США начали обсуждать вопрос о разворачивании третьего позиционного района ПРО в Чехии и Польше. Полным ходом шел процесс расширения НАТО. Конкуренция между Россией и США обострилась сразу по нескольким напряжениям: геополитическому, энергетическому и политическому.

Публично «холодный мир» был оформлен «мюнхенской речью» Владимира Путина в феврале 2007 года на 43-й международной конференции по безопасности. Тогда президент России впервые открыто обвинил США в попытке внедрения концепции однополярного мира, создании «мира одного хозяина», который влечет за собой «нелегитимные действия», «новые человеческие трагедии» и «очаги напряженности». Косвенно Путин обвинил США в новых войнах, «гипертрофированном применении силы», росте числа конфликтов и пренебрежении международным правом. Если в период первого путинского президентского срока Россия подчеркнуто спокойно отнеслась к расширению НАТО на Восток и выходу США из договора по ПРО, то после «цветных революций» Кремль инициировал «большой торг» с США.

Тактически важнейшей задачей России было втягивание США в формат консультаций, которые затрудняли бы односторонние действия и перекладывали бы ответственность за жесткую позицию России и на США. Одновременно Россия начала активно апеллировать к Европе, указывая, что именно ее территория оказывается наиболее уязвимой в случае начала нового противостояния России и США. Был выбран и новый формат консультаций – «2 на 2» с участием глав оборонных и внешнеполитических ведомств, в ходе которого можно обсуждать широкий круг военно-политических проблем (ПРО, ДОВСЕ, СНВ, расширение НАТО на Восток и др.).

Первый этап переговоров в этом формате, прошедший в октябре прошлого года, выглядел полностью провальным, и его значение состояло лишь в демонстрации реальной готовности России к диалогу. По их итогам Россия попросила США оформить свои предложения письменно, после чего стороны достаточно долго держали паузу. 22 ноября стало известно, что США выполнили просьбу России, и, как тогда стало известно «Коммерсанту», суть предложений Вашингтона сводилась к тому, чтобы создать единую систему защиты от ракетных угроз для США, России и стран НАТО. Для этого предлагалось интегрировать объекты национальной ПРО США в Чехии и Польше и российские РЛС - в азербайджанской Габале и строящуюся под Армавиром - в разрабатываемую НАТО противоракетную оборону театра военных действий (ее контуры станут известны в апреле 2008 года на саммите альянса в Бухаресте). Кроме того, США готовы отсрочить ввод в строй объектов ПРО в Восточной Европе (прежде всего, речь идет о базе для десяти ракет-перехватчиков в Польше) до появления четких и однозначных доказательств наличия ракетной угрозы со стороны Ирана.

Эти предложения были сразу отвергнуты Россией: главной проблемой оставались элементы ПРО в Чехии и Польше: к ним США готовы предоставить лишь доступ наблюдателей, совместный контроль исключался. Как говорил в октябре Роберт Гейтс, российские специалисты смогут периодически приезжать на объекты ПРО в Восточной Европе и осуществлять их мониторинг, однако о размещении там постоянной миссии речь не идет. Также не удавалось добиться видимого прогресса ни по ДОВСЕ, ни по СНВ-2. Однако второй раунд, который имел место на прошедшей неделе, существенно отличался от первого, несмотря на отсутствие видимых изменений в позиции США. Администрация Буша лишь конкретизировали ранее предложенные идеи. Так, по данным «Коммерсанта», представители США не привезли ничего нового: пока речь может идти о некоторых уступках в отношении размещения ПРО в Чехии и Польше (ракеты могут быть не загружены в шахты, а радар будет активирован только в случае реальной опасности), а также продлении некоторых положений договора СНВ-1. Подобные предложения имели место и ранее, а Москва находила их недостаточными.

В то же время позиция России, во-первых, заметно смягчилась, а во-вторых, изменилась риторика. Кремль демонстративно отказался от публичных конфронтационных ноток и позитивно оценил предложения, полученные от США, ранее резко критиковавшиеся. Фактически Россия дистанцируется от прежнего противостояния и пытается начать новую игру. Показательным было заявление Сергея Лаврова по итогам переговоров: «То, что было в октябре, мы обсудили. А сегодня на дворе март, месяц более оптимистический. Кто старое помянет — тому глаз вон». Как пишет газета The New York Times, американские дипломатические источники указывают, что во время переговоров Москва показала, что начинает верить словам США о том, что системы ПРО не представляют угрозы для России. «Русские начинают понимать, что будет происходить», - отметил источник, пожелавший остаться неизвестным.

Показательно, что оптимизм исходит преимущественно от российской стороны, хотя содержательно пока никаких оснований для этого не видно. Основу для этого заложил Владимир Путин, который первым встретился с Кондолизой Райс и Робертом Гейтсом. «Прошло шесть месяцев, и мне думается, что по некоторым проблемам можно поставить точки в качестве окончательных договоренностей», - заявил он. Министр иностранных дел Сергей Лавров также указывал, что мы удовлетворены развитием отношений. С обеих сторон есть однозначное понимание необходимости увеличить усилия по достигнутым договоренностям и минимизировать расхождения по некоторым вопросам». И Гейтс, и Райс говорили СМИ, что атмосфера на переговорах с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым была необычно позитивной.

Буквально сразу США передали свои предложения в письменном виде, как того просил Кремль. В прошлый раз до получения письменных предложений Кремль хранил молчание (прошло около месяца после консультаций), а затем резко раскритиковал полученные документы. Сейчас ситуация отличается кардинально: Кремль высказывал много оптимизма в преддверии консультаций и не был разочарован полученными предложениями. Как заявил по итогам переговоров Сергей Лавров, США признали озабоченность России и сделали несколько предложений, направленных на то, чтобы эту озабоченность облегчить и снять». «Документ очень серьезный и основательный», - заявил Лавров. Такие оптимистические оценки письменных предложений США звучат впервые за долгое время.

Представители обеих сторон подтверждают, что США и Россия готовят некий рамочный стратегический документ, который могут подписать два президента. Как заявил «Интерфаксу» источник, близкий к переговорам, на встрече шло «согласование формулировок документа, прокладывающих основу для новых стратегических рамок отношений». Кондолиза Райс также говорила, что Россия и США создадут совместный документ с юридической рамочной системой, который будет вмещать все элементы сотрудничества и всю ширину двусторонних отношений. Глава Пентагона США Роберт Гейтс заявил, что договоренность по ПРО между Россией и США может быть достигнута до окончания срока Джорджа Буша на посту американского президента.

Судя по реакции России, Кремль готов смириться с появлением третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе. Косвенно это подтвердил Сергей Лавров, который заявил, что «хотя США и намерены завершить работу по третьему позиционному району, нам были представлены достаточно важные, полезные предложения, которые мы рассмотрим и которые американская сторона вносит исходя из своего стремления снять наши озабоченности». Принимая и положительно оценивая эти попытки США «снять озабоченность», Россия косвенно признает возможность согласиться с этими предложениями. Более того, Лавров уточнил, что США предлагают предоставить России возможность следить за работой РЛС и состоянием базы ракет-перехватчиков. «Американская сторона готова предложить нам целую серию мер укрепления доверия с тем, чтобы мы могли убеждаться: эта система не работает против нас», - сказал Лавров. Как пишет «Коммерсант», предполагается зафиксировать, что радар, отслеживающий пуски ракет, не будет иметь возможности наблюдать за целями на территории России. Россия будет иметь возможность следить за тем, что делает радар и в каком состоянии реально находится база перехватчиков – «как с помощью человеческого фактора, так и техническими средствами». Предметом компромисса также может быть продление в том или ином виде режима ограничений стратегических наступательных вооружений после истечения действия Договора СНВ-1.

Заключение стратегического соглашения способствует и тот факт, что и Владимир Путин, и Джордж Буш уходят со своих постов. Путин, успешно обеспечивший избрание Медведева следующим главой государства, склонен создать в последние месяцы своего президентства благоприятные стартовые возможности во внешнеполитической сфере для своего преемника. Российская внешняя политика уже сейчас подверглась определенной коррекции, отношения с наиболее проблемными странами (Польша, Эстония, в определенном смысле и Грузия) стабилизировалось. В США ситуация сложнее, но Буш также заинтересован оставить следующему президенту как можно меньше нерешенных проблем. Поэтому именно до осени этого года оба государства получают реальную возможности выйти на новый уровень решения двусторонних проблем (ПРО, СНВ, ДОВСЕ; с расширением НАТО проблем, скорее всего, будет больше), что, однако, вовсе не означает ни снижения конкуренции, ни существенного потепления. Обе страны будут оставаться в состоянии соперничества и борьбы и за геополитическое влияние, и за энергоинтересы, что в конечном итоге рано или поздно способно привести к новому витку обострения.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net