Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.03.2008 | Татьяна Становая
Сила реформ
В России началось обсуждение возможной реформы силовых структур, которая последует за вступлением в должность нового президента России Дмитрия Медведева. Сам факт появления в СМИ утечек о возможных перестановках и структурных изменениях, свидетельствует о том, что в обсуждение реформы включаются и сами силовики, между которыми развернулась мощная борьба за ключевые позиции. Как сообщает издание РБК-daily, уже осенью этого года в России может появиться новая силовая структура, объединяющая следственные органы всех силовых ведомств под одной крышей - Федеральная служба расследований (ФСР). По данным газеты, создание нового ведомства принципиально одобрено на самом высшем уровне.
Идея создания единого Следственного комитета (СК) принадлежит Дмитрию Козаку. Будучи заместителем главы президентской администрации, он в 2000 году рассчитывал стать генеральным прокурором, однако этот пост занял Владимир Устинов, быстро наладивший связи с силовиками и одновременно оказавшийся в конфликте с Козаком из-за судебной реформы. Непростые отношения Козака и Устинова во многом стимулировали стремление первого добиться проведения либеральной реформы, предусматривающей слияние прокуратуры с Минюстом. При этом следствие должно было быть передано в следственный комитет МВД России или единый Федеральный следственный комитет. Фактически речь шла о ликвидации советской системы работы прокуратуры. В 2004 году Козака поддержал Михаил Касьянов, оказавшийся под пристальным вниманием Генеральной прокуратуры. Однако влияния Козака и тем более Касьянова не хватило для обеспечения политической воли проведения реформы.
Владимир Путин достаточно осторожно подходил к силовым реформам. Учитывая, что он во многом опирается на силовиков, которые заняли ключевые позиции в системе управления страной, любая реформа могла привести к нарушению баланса и конфликтам. Поэтому проще было законсервировать ситуацию, чем вмешиваться и перераспределять полномочия. Исключением, фактически подтверждающем правило, стало решение Путина о выделении из Генпрокуратуры СК: это позволило «питерским чекистам» компенсировать отставку близкого к ним Владимира Устинова, который к тому же стал министром юстиции.
После избрания нового президента проблема силовой реформы стала более чем актуальной. Во-первых, реформа Генпрокуратуры и создание СК привели к тому, что два ведомства оказались в состоянии жесткого институционального и кланового конфликта. Это требует скорейшего разрешения ситуации.
Во-вторых, с уходом Путина с поста президента (несмотря на то, что он станет главой правительства, «силовики» подчинены непосредственно главе государства), часть наиболее влиятельных фигур могут покинуть свои посты. Это связано как с их слишком тесной зависимостью непосредственно от Путина, так и сложными отношениями с Медведевым. В частности, давно ходят слухи о вероятной отставке Николая Патрушева с поста главы ФСБ (по разным данным его кремлевский союзник Игорь Сечин может перейти вслед за Путиным в правительство или в «Роснефть»). Это, в свою очередь, может нарушить баланс интересов, выстроенный еще Путиным (хотя, с другой стороны, способно разрешить часть объективно накопившихся проблем в этой сфере). Так, противовесом Патрушеву был глава ФСКН Виктор Черкесов. Конфликт между ними стал одним из самых громких событий прошлого года. Черкесов получил свою службу в качестве компенсации: он давно рассчитывал возглавить единый следственный комитет. После ухода Путина с поста президента, встанет вопрос о судьбе ФСКН. В то же время нельзя исключать, что Черкесов не только не потеряет, но и укрепит свои позиции: показательно, что недавно Путин ввел профессиональный праздник – День работника наркоконтроля. Кроме того, по ряду косвенных признаков, с Черкесовым удалось выстроить отношения Медведеву. Сам Черкесов имеет тесные связи с главой службы безопасности президента Виктором Золотовым, который, по данным «The New Times», переезжает вместе с Путиным в Белый дом, то есть во многом сохраняет свои позиции.
В-третьих, существующие ведомства дублируют функции друг друга, а их руководители часто находится в состоянии острого межкланового конфликта. Аппаратные перестановки могут создать более благоприятную обстановку для структурной реформы. А это, в свою очередь, способствует активизации лоббистов того или иного решения.
Появление слухов о вероятности появления единого СК неслучайно и может свидетельствовать о начале здесь серьезной борьбы. На пост руководителя единого СК претендуют как сам Черкесов, так и нынешний глава СК при Генпрокуратуре Александр Бастрыкин, а также руководитель Следственного комитета при МВД Алексей Аничин, учившийся в Ленинградском университете вместе с Владимиром Путиным. В РБК-daily как раз и появилась информация о том, что ФСР будет формироваться на основе СК МВД. По данным издания, на базе его двух управлений - по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности и по расследованию организованной преступной деятельности против общественной безопасности - будет создано единое Главное следственное управление (ГСУ). ГСУ должно будет затем войти в ФСР, куда к тому времени уже перейдет в полном составе Следственный комитет при прокуратуре РФ и его региональные представительства. Затем под крыло ФСР перейдут следственные подразделения ФСКН и ФСБ. Против такой реформы, судя по всему, выступает Бастрыкин. Как стало известно «Росбалту», он уже якобы заявил, что не хочет видеть в центральном аппарате ФСР почти никого из руководителей центрального аппарата СК при МВД РФ.
Реформа силовых ведомств давно назрела как в силу институциональных, так и аппаратных факторов. Однако это является наиболее чувствительной сферой для путинского окружения и для самого Путина, что становится весьма серьезным ограничителем для действий Медведева в этой сфере. Судя по всему, реформа неизбежна, но сроки ее проведения будут зависеть от степени готовности Путина к подобным новациям и его способности защитить при этом интересы близких к нему фигур.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.