Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.03.2008 | Татьяна Становая
Медведев занялся малым бизнесом
Сегодня избранный президент России Дмитрий Медведев проводит первое в своем статусе заседание Госсовета – ранее это было прерогативой исключительно действующего президента Владимира Путина. Главной темой заседания стало развитие в России малого и среднего бизнеса – идея не новая, но, по сути, так и не получившая должного внимания властей за все время существования современной России. Для Медведева это может оказаться неплохим стартом: он продолжает формировать имидж либерального политика, делающего ставку на формирование устойчивого и широкого среднего класса, способного без критических для себя рисков зарабатывать деньги.
Однако имиджевая задача совершенно не пересекается с экономической задачей реальной поддержки предприятий малого бизнеса: а здесь пока мало оснований для оптимизма.Центральной идеей Медведева стало предложение полностью запретить доступ контролирующих организаций на малые предприятия без разрешительного акта органов госвласти - прокуратуры или суда, назвав это «радикальной мерой» защиты малого бизнеса от бюрократии и поборов. Медведев уточнил, что без прокурорских и судебных актов органы надзора не должны посещать малые предприятия «даже по жалобам, которые приходят на деятельность этих предприятий». Он пояснил, что «и сейчас заходить на малые предприятия просто так нельзя, есть определенные правила, но если есть жалоба - то, пожалуйста, приходи и обследуй, как тебе заблагорассудится». Избранный президент подчеркнул, что эта идея может не понравиться некоторым пожарным, санитарам, милиционерам, которые именно таким контролем над малыми предприятиями «зарабатывают официально и неофициально». «Думаю, что у ряда сотрудников пожарных служб, санитарно-эпидемиологического надзора, милиции это вызовет очень сложные эмоции, если не сказать о предынфарктное состоянии, потому что это то, чем они занимаются - то, на чем зарабатывают деньги», - сказал Медведев. По словам избранного президента, надзор за бизнесом по 45 видам контроля осуществляют порядка 30 органов, и это только на федеральном уровне. При этом «достаточно широкое распространение получили так называемые формы милицейского контроля - такие формы, которые не основаны на процессуальных нормах, у них сегодня порядка 22 составов административных правонарушений».
По данным главы ОПОРЫ России – организации, объединяющей малый и средний бизнес, Сергей Борисова, в развитых странах Европы и Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона доля малого бизнеса в национальном ВВП составляет 50-60%. Два из трех новых рабочих мест здесь создаются именно малым и средним предпринимательством. В России вклад малого бизнеса в ВВП - 12-14%. Из числа всех хозяйствующих субъектов России лишь 10% приходится на малые предприятия и 53,6% - на ПБОЮЛ. Это означает, что в России официально заниматься малым, средним бизнесом крайне трудно: наиболее острыми являются высокий уровень налогообложения, долгая аренда, проблема привлечения заемных денежных средств и, конечно, безумное давление со стороны государства, прежде всего, надзорных органов, о чем говорит Медведев.
Однако проблема развития малого и среднего бизнеса тесно связана с набором других проблем, без решения которых добиться успеха невозможно. Во-первых, это защита прав частной собственности. Любой предприниматель опасается, прежде всего, рейдерских захватов, который осуществляются при самом активном «крышевании» со стороны правоохранительных органов. Медведев, с одной стороны, признает эту проблему, ставя ее в центр внимания. Однако параллельно можно наблюдать процессы, которые перечеркивают приоритет неприкосновенности частной собственности. Достаточно взглянуть на попытки региональных властей создать юридические основания для законного отъема земель и домов под государственные нужды – это стало возможным после «олимпийского прецедента». Напомним, что в связи с проведением Олимпиады в Сочи был принят закон о госкорпорации, позволяющий, в том числе изымать земли для строительных объектов. Авторы законопроекта не раз говорили, что это уникальная ситуация, которая не будет иметь последствий. Но уже сейчас видно, что изъятие земель становится прецедентом.
Во-вторых, в России крайне коррумпированная и слабо развитая судебная система. Медведев и это признает, уделяя, как юрист, очень много внимания повышению независимости судебной системы и борьбе с коррупцией (только дело тут не столько в правовом нигилизме, он – производная от уровня жизни и возможностей населения, живущего в подавляющем большинстве на доход от государства). Однако как только дело касается конкретики, его позиция становится более формальной, что проявилось весьма ярко в его интервью газете Financial Times. Говоря о деле Ходорковского, он заявил: «если мы исходим из доктрины независимости суда, то в деятельность суда не должен вмешиваться никто. Ни сельский староста, ни президент страны. Мы все должны действовать в рамках тех процедур, которые предусмотрены гражданским и уголовным процессуальным законодательством». Иными словами, суд должен быть независимым и не принимать политических решений. Но если решение принято, то никто не должен вмешиваться.
В-третьих, должна повыситься открытость исполнительной системы власти: правила, процедуры, нормы должны быть более прозрачными, максимально ограничивающими влияние чиновника на их реализацию. Учитывая, что Россия стала одной из самых коррумпированных стран, а на административной реформе смело поставлен крест, здесь пока меньше всего оптимизма. Разросшаяся бюрократия, на которую опирается политическая власть, вряд ли будет реформирована. Более того, она только еще более разрастется после того, как на пост премьера придет Владимир Путин.
С такой бюрократией и «басманной» судебной системой решение Медведева запретить проверки предприятий малого бизнеса без санкции суда – лишь мера, которая приведет к расширению перечня «неофициальных услуг» правоохранительных органов и повышению их стоимости. Если раньше малый бизнес «доили» разного рода санэпидемстанции, то теперь к ним присоединяться и судьи. На данный момент пока не очевиден комплексный и долгосрочный подход государства к проблемам малого бизнеса, а действия Медведева пока трудно отличить от политически мотивированных: ведь для построения желаемого имиджа нужны показательные жесты. Тем не менее, сам факт того, что государство как минимум поставило перед собой задачу развития малого бизнеса – является достаточно позитивным фактором, который при пристальном внимании действительно способен вести к расширению предпринимательской активности населения и развитию среднего класса. Без этого, в условиях иждивенчески настроенного и зависимого от государства населения страны (до 70%), говорить о формировании демократической системы в стране также вряд ли приходится.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.