Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.03.2008
Признание непризнанных: Абхазия
28 марта в Москве прошла международная конференция «После Косово: Содружество непризнанных государств на пути к признанию», на которой, в частности, обсуждалось тематическое заявление Госдумы, в котором парламентарии призвали президента и правительство рассмотреть вопрос «о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии». О том, каково сейчас состояние одного из «замороженных» конфликтов в СНГ, министр иностранных дел непризнанной республики Абхазия Сергей Шамба.
- Насколько реально признание Россией независимости Абхазии после прошедших парламентских слушаний и сделанного 21 марта заявления Госдумы?
- Во-первых, это, несомненно, шаг вперед, потому что заявление Думы произошло в ряду других событий последнего времени: провозглашение независимости Косово, выход Росси из санкций СНГ по отношению к Абхазии. В этом заявлении отражены очень серьезные моменты, связанные с установлением межгосударственных отношений, гарантией безопасности Абхазии. Это, конечно, очень важный шаг. В принципе, там говорится, что у Абхазии и Южной Осетии больше правовых оснований для признания, чем у Косово. Это тоже серьезный аргумент. Также говорится о возможности обсуждения этой темы руководством страны. Поэтому, еще раз повторюсь, это заявление - серьезный шаг вперед, но мы ждем большего. Все зависит от политической конъюнктуры.
Объективно, тема признания Абхазии, особенно после Косово, звучит более актуально и, можно сказать, выходит на первый план среди аналогичных конфликтов и проблем.
- Если Россия так и не признает Абхазию, какие шаги вы будете предпринимать?
- Мы были бы наивными людьми, если не рассматривали все возможные варианты. В то же время мы считаем, что наиболее реальный и перспективный путь – это путь последовательного экономического, социального и политического развития Абхазии, демонстрация приверженности европейским стандартам, что мы, кстати говоря, и делаем. Внешняя объективная оценка того, что происходит в Абхазии, свидетельствует, что республика развивается как демократическое государство, развиты институты гражданского общества, многопартийная система, свободная пресса и пр. Рано или поздно с этими фактами придется считаться, и это даст, с нашей точки зрения, большие возможности России действовать в этом направлении более решительно. Но, конечно, все в мире взаимосвязано и, тем более в условиях, когда происходят такие глобальные процессы. Абхазия – маленькая страна – стала частью глобальных интересов и переплетения глобальных проблем. А потому, заранее очень трудно спрогнозировать итог всего этого.
- Насколько может помешать признанию независимости «абхазское правительство в изгнании»?
- Это, фактически, виртуальное правительство, которое никакой роли не играет. Было время, когда в Тбилиси существовали буквально все структуры, которые были в советской автономной Абхазии. Потом постепенно их начали сокращать, оставив в конечном счете лишь узкий круг структур. Но они не являются стороной ни в переговорном процессе, ни в конфликте. Так что, это – бутафорная структура для местного пользования.
- Насколько Грузия сейчас готова к вооруженному конфликту с Абхазией?
- Грузия после распада СССР трижды предпринимала попытки решить проблему путем силы, но все закончились для нее плачевно. А это все-таки некий показатель. Грузия в последнее время перевооружается и уделяет большее внимание своим вооруженным силам. Мы тоже не сидим на месте: Абхазия сегодня уже не та страна, и у нас уже не те возможности, которые были в 1992 и 1998 годах.
- Вы более теперь готовы к конфликту?
- Конечно, готовимся, потому что знаем, с каким соседом дело имеем, какие у него планы, насколько непредсказуемы действия грузинского руководства. Но с объективной точки зрения, какие-то военные действия не в интересах грузинского государства. Они способны разрушить ту хрупкую структуру государственности, которая там существует. Но мы видим, с кем имеем дело.
- По Вашему мнению, способна ли Грузия на компромисс в вопросе урегулирования конфликта?
- Те власти, что были в Грузии с момента распада Советского Союза, еще не демонстрировали такой способности. Более того, как сказал Константин Затулин, грузинские власти не демонстрируют какой-либо политической гибкости. Ведь у нас на самом деле были возможности решения проблемы. Перед войной мы вели переговоры с грузинским руководством и договорились о возможности построения федеративного государства. После войны мы вели переговоры, и наш президент при посредничестве министра иностранных дел Российской Федерации Евгения Примакова официально заявил, что Абхазия готова подписать с Грузией конфедеративный договор. Это был проект общего государства, который известен как «проект Примакова». Но Грузия и от такого варианта отказалась. Так что, у нас были возможности для компромиссов.
- А сейчас конфедерация с Грузией неприемлема?
- Все это уже пройденный этап. Всему свое время. Сегодня у нас уже совершенно другие обстоятельства, возможности и цели.
- Если Грузия вступит в НАТО, то каковы будут ваши ответные действия?
- Мы, конечно, будем настаивать на признании нашей независимости. Здесь у нас будет больше возможностей, потому что заявление Думы, о котором мы говорили, дает прямые рекомендации правительству России (признать независимость в случае вступления Грузии в НАТО – О. Г.).
- Со стороны России были заявления, что в этом случае будут введены войска в Абхазию и Южную Осетию.
- Речь идет о том, что в случае военной угрозы Россия введет войска и будет поставлен вопрос о признании независимости Абхазии.
Беседовал Олег Горбунов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.