Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.01.2005 | Георгий Ковалев

ЧЕЧНЯ ПРОСИТ ДЕСЯТЬ ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ

На прошлой неделе исполнилось 100 дней с момента нахождения Алу Алханова на посту президента Чеченской Республики. Настала пора подводить итоги, и главный из них в том, что некоторая стабилизация общественно-политической ситуации в республике действительно налицо. В последнее время принято говорить и об инфраструктурных преобразованиях в Чечне. Однако, пожалуй, главным достижением не столько Алханова, сколько команды Ахмада Кадырова, членом которой и является действующий президент, стало завершение подготовки проекта договора о разграничении полномочий между ЧР и федеральным центром. Об этом вчера заявил председатель Госсовета ЧР Таус Джабраилов.

Стоит напомнить, что 16 марта 2003 года, ровно за неделю до референдума по проекту конституции ЧР с телевизионным обращением выступил глава государства Владимир Путин, который апеллировал прежде всего к "тем, кто живет в Чечне и кому дорога судьба Чеченской республики". Именно тогда президент России заявил о том, что помимо Конституции будущий статус Чечни будет регулироваться "специальным договором между федерацией и республикой". Причем именно на основании этого договора ЧР должна быть предоставлена "та самая широкая автономия, о которой сейчас так много говорят". Собственно, на этой волне и была принята ныне действующая конституция Чечни.

Изначально заключить соглашение планировалось еще осенью 2003 года вскоре после выборов президента Чечни, которым, как известно, стал Ахмад Кадыров. Однако до этого дело так и не дошло, поскольку еще в июле 2003 года на первом заседании рабочей группы по подготовке договора о разграничении полномочий под руководством тогдашнего главы администрации президента Александра Волошина Кадыров настаивал на том, чтобы статус Чечни был определен как "независимое государство в составе Российской Федерации". Свою позицию он подкреплял следующими словами: "Мы - особый субъект. У нас прошла одна война, идет вторая кампания, и, чтобы восстановить все разрушенное, подходы должны быть особенные". В соответствии с кадыровским вариантом договора бывшей мятежной республике должно было быть предоставлено право на эмиссию денежных знаков, образование свободных экономических и таможенных зон в пределах ее территории, а также право на получения дохода от реализации сырьевых, включая топливные, ресурсов. Понятное дело, такой вариант не устраивал Кремль.

С уходом осенью 2003 года с поста главы АП Волошина, а также со смертью самого Ахмада Кадырова 9 мая 2004 года работа над проектом соглашения застопорилась. А потому к концу 2004 года даже его первоначальный вариант "не увидел свет". Примечательно, что еще буквально на днях, отвечая на вопросы журналиста "Интерфакса", президент ЧР Алу Алханов заявил, что работа над проектом продолжается. Между тем, он отметил следующее: "Нам не нужны никакие политические полномочия, которые не заложены в Конституциях России и ЧР. Нам не нужны никакие особые статусы. Но для ускорения процесса возвращения Чечни к нормальной жизни необходимы значительные финансовые средства, выделить которые бюджет страны не в состоянии. Поэтому мы считаем целесообразным хотя бы на определенный период времени дать налоговые льготы, позволить на нужды ЧР средства, получаемые от реализации добываемой в Чечне нефти".

По сути, Алханов повторил позицию своего предшественника на посту президента ЧР, но в более мягких формах. Что же касается анонсированного вчера председателем Госсовета Чечни Таусом Джабраиловом варианта, то он носит довольно радикальный характер. Сама же фраза Джабраилова насчет того, что в работе над документом "все слои чеченского общества", по сути, говорит о том, что представленный вчера на суд общественности проект есть чистый продукт творчества "команды Кадырова", выдержанный в строгом соответствии с позицией покойного.

В частности, в договоре предлагается предоставить ЧР на десятилетний период особый статус региона интенсивного экономического развития, признав, что сейчас республика находится в особых условиях экономического, социального и экологического бедствия. Предполагается, что на это время земля, недра, растительные и животные ресурсы, которыми располагается республика, должны стать неделимым достоянием и собственностью чеченского народа. Как несложно догадаться, это касается и нефти. Проект договора предполагает создание топливно-энергетической компании, в собственность которой в ближайшие три месяца должны перейти все государственные предприятия нефтегазовой отрасли, которые работают в Чечне. Примечательно, что, по словам Джабраилова, полномочия по лицензированию геологических разработок, добыче природных ресурсов, их транспортировке и реализации, в том числе и за пределами России, также должны быть переданы ЧР на десятилетний период.

Кроме этого, разработчики проекта предусматривают необходимость выделения ЧР ежегодного банковского кредита в размере 3 млрд. руб., а также создание национального банка, который будет являться составной частью Центробанка, но с большими полномочиями, включая право на создание и регистрацию предприятий, в том числе с иностранным участием, на переговоры и заключение торгово-экономических договоров и соглашений с международными организациями, а также с госорганами. Налоги, собранные в республике за десять лет, должны поступить в республиканский бюджет без каких-либо отчислений в федеральный. Более того, договором предусматривается восстановление за полгода грозненского аэропорта, а также строительство трассы "Север-Юг". Понятное дело, деньги на все это предусматривается найти в федеральном бюджете.

Что же касается жителей ЧР, то они должны получить ряд льгот в качестве компенсации за нанесенный военными действиями ущерб, высокую безработицу и низкий прожиточный уровень. В частности, в течение десяти лет они не должны платить за газ. Кроме этого, руководство Чечни предлагает создать комиссии по определению степени экономического и морального ущерба, нанесенного чеченцам за время обеих войн, и еще одну комиссию по розыску тех, кто пропал без вести с 1991 года. В тексте договора предлагается вспомнить и о многими забытой теме реабилитации чеченского народа после сталинских репрессий. В конечном итоге каждый репрессированный должен получить компенсацию в 500 МРОТ за потерю имущества и 1000 МРОТ за утрату жилья.

Как все это согласовывается с пониманием Алхановым того факта, что у страны нет такого объема финансовых средств для удовлетворения всех нужд ЧР, остается непонятным. Вполне возможно, авторы проекта договора намеренно прописали завышенные требования для того, чтобы в дальнейшем иметь поле для маневра в процессе согласования текста с федеральным центром. Проект договора предполагает и одно политическое требование, а именно, запрет федеральным силовым структурам вмешиваться во внутренние дела республики.

Все это вместе взятое способно сделать Чечню практически неотличимой от того де-факто независимого от России государства, что было при Джохаре Дудаеве.

Как стало известно, подписать договор о разграничении полномочий планируется уже к апрелю месяцу этого года. Между тем до сих пор не известна реакция официальных лиц на вчерашние заявления Джабраилова. Можно предположить, что эта реакция - в том случае, если она будет публично озвучена - окажется резко отрицательной. Скорее всего, в итоге проект договора будет существенно переработан, в противном случае у него нет никаких шансов на одобрение со стороны Кремля.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net