Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

07.04.2008 | Татьяна Становая

Статус губернаторов меняется

29 марта президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, позволяющий губернаторам исполнять полномочия федеральных служащих. Федеральный закон вносит поправку в п. 2 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». Содержащийся в этой статье запрет для гражданского служащего занимать свою должность «в случае избрания или назначения на государственную должность» дополняется следующей формулировкой — «за исключением случаев, установленных указами президента РФ».

Инициатором законопроекта была кремлевская администрация. Источник в АП заявил, что поправка принимается для того, чтобы дать губернаторам возможность замещать параллельно иные должности. Как заявляют в Совете федерации, этот документ позволит передавать в подчинение губернаторов представительства федеральных министерств и ведомств в регионах. Глава комитета СФ по региональной политике Рафгат Алтынбаев объяснил, что «иногда количество работников представительств федеральных министерств и ведомств на местах превышает число работников муниципальной и губернской власти. С учетом того, что полномочиями глав регионов теперь наделяет президент, губернатору можно было бы поручить некоторые направления работы. Однако для этого ему нужен статус госслужащего».

Напомним, что в соответствии с проведенной федеративной реформой, губернаторы были лишены практически всех институциональных рычагов влияния на территориальные управления федеральных органов власти в своих субъектах. Это было сделано еще до отмены выборов губернаторов: очень часто федеральный центр терял контроль над силовиками, что негативно сказывалось на управляемости территорий. После «восстановления вертикали власти» ситуация обернулась против региональных властей, которые часто оказывались в конфликте с «федералами». Создавалась часто противоречивая ситуация, в рамках которой региональные и федеральные органы власти дублировали функции и конкурировали по самым разным вопросам. Получалась своеобразная система двоевластия, создававшая проблемы губернаторам, но не мешающая федеральному центру.

Тот факт, что законопроект принят сейчас, может быть связано с несколькими процессами. Во-первых, закон наделяет новыми возможностями будущего президента России Дмитрия Медведева, который получает рычаг взаимодействия с губернаторами. В условиях, когда губернаторы фактически назначаются, наделение их дополнительными и очень значимыми возможностями может стать очень действенным рычагом давления в виде своеобразного «пряника», который будут получать наиболее уступчивые и вместе с тем влиятельные, эффективные главы регионов. Речь идет именно о «тяжеловесах», которые, несмотря на все реформы, сохраняют персонифицированные жесткие режимы в своих регионах. Снять такого губернатора очень рискованно: появляется угроза дестабилизации. Зато с ними может быть заключена политическая сделка. Кроме того, «пряник» может быть использован для поддержки и укрепления «веса» новых ставленников, которые часто приходят в регион извне и являются чуждыми для местной элиты.Таким образом, новый закон фактически является некоей коррекцией после проведения достаточно жесткой федеративной реформы: после восстановления «вертикали» Кремль получил механизм для расширения возможностей глав субъектов РФ и одновременно встраивания в систему государственной службы, что накладывает и некие новые обязательства. Эта коррекция также затрагивает и другой важнейший принцип: начав с унификации в начале реформы, Кремль теперь усиливает существовавший элемент асимметрии. Это вполне вписывается и в нынешний подход по отношению к региональным властям - стимулирования наиболее успешных и эффективных глав субъектов Федерации.

Во-вторых, закон встраивает губернаторов, получивших возможность совмещать свой статус со статусом госслужащего, в систему исполнительной власти, то есть подчиняет их напрямую премьер-министру – в будущем это будет Владимир Путин. Ряд наблюдателей увидели в этом попытку расширить полномочия правительства и переключить рычаги управления регионами с Кремля на уровень кабинета министров. Однако преувеличивать такой мотив не стоит: указы предполагают индивидуальное применение, и новые возможности не будут касаться всех губернаторов. Более того, указ скорее сужает возможности правительства, потому что полномочия федерального центра перераспределяются от центра к региону. Скорее всего, закон принят именно в развитие региональной политики. В то же время, безусловно, Путин сохранит влияние на региональную кадровую политику, но для этого ему достаточно найти формат взаимодействия с кадровой службой Кремля.

Идею расширения возможностей губернаторов после их встраивания в «вертикаль» и поощрения наиболее успешных активно продвигал Дмитрий Козак. Новый закон можно рассматривать как первый заметный шаг на пути реализации его инициатив в региональной политике. Кремль в этой ситуации получает более гибкий и действенный рычаг влияния на губернаторы, а сами губернаторы – возможность значительно усилить свое влияние. Закон стал еще одним решением, ослабляющим институт полпредства.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net