Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.04.2008 | Татьяна Становая
Надежда на Медведева
Вчера избранный президент России Дмитрий Медведев впервые встретился с представителями крупного бизнеса в лице РСПП. Встреча показала, что Медведев не готов к знаковым политическим решениям в пользу оптимизации отношений власти и бизнеса, но заинтересован в выстраивании позитивного восприятия бизнес-сообществом его как будущего главы государства. Бизнес, в свою очередь, в Медведеве увидел надежду на «потепление». В действительности, после ухода Путина с поста президента, и власть, и бизнес получают новый шанс «перевернуть страницу» с «делом ЮКОСа» и попытаться выйти на некий более оптимальный формат взаимоотношений.
Напомним, что предыдущая встреча РСПП с Путиным прошла весной прошлого года. Это была первая встреча исключительно с представителями РСПП после «дела ЮКОСа». Кремлю понадобилось четыре года на переформатирование отношений с бизнесом таким образом, чтобы очередная встреча могла пройти без особого риска услышать неприятные политические вопросы. Ранее Кремль «разбавлял» состав участников представителями других деловых организаций – «Деловая Россия», ОПОРА, АРБ и т.д. Это позволяло значительно повысить лояльность участников встречи и снизить политизированность ее повестки. «Новый старый» формат встречи Путина с крупным бизнесом тогда почти никак не сказался на ее характере: уже традиционно президент ставит перед бизнесом задачи и выслушивает предложения в заранее заданных рамках. Бизнесу в этой системе отводится место ресурса, который государство рассматривает как подспорье для решения государственных задач. Если в 2006 году основной темой было развитие образования в России, то в 2007 – развитие перерабатывающей промышленности. Бизнес отведенную ему роль принимает и пытается выстроить диалог таким образом, чтобы решить свои задачи в рамках поставленных президентом проблем. Все это во многом лишало встречи бизнеса с президентом интриги и все больше напоминало традиционные совещания президента с кабинетом министров.
Нынешняя встреча избранного президента Дмитрия Медведева с РСПП показывает, что Медведев готов унаследовать «узкий» формат общения с представителями крупного бизнеса: ему нет необходимости «разбавлять» участников встречи. В то же время сам формат во многом был преемственным: главной заранее заданной темой стало повышение производительности труда. На это давно и настойчиво обращает внимание и действующий президент Владимир Путин. Дмитрий Медведев призвал разрабатывать систему мер по повышению производительности труда, преодолевать «технологическую замкнутость крупных предприятий и переходить на систему аутсорсинга, подключая к этому и малые предприятия. Предприятиям он рекомендовал улучшать качество рабочего места, стимулировать мотивацию к труду и создавать возможности для самореализации.
Однако были и заметные отличия нынешней встречи от прошлогодней с участием Путина. Медведев в отличие от действующего президента демонстрирует большую расположенность к проблемам бизнес-сообщества. В ходе диалога он выразил готовность власти не просто отмечать позицию бизнеса, но и учитывать ее при принятии государственных решений. На этом фоне и представители крупного бизнеса были гораздо более конкретными, поднимая действительно ключевые проблемы политического характера отношений власти и бизнеса – на встречах с Путиным это было делать очень трудно.
Так, глава РСПП Александр Шохин, который выступил сразу после вступительного слова Медведева, начал совсем не с вопроса повышения производительности труда, а с проблемы определения должного участия государства в экономике. Он обозначил необходимость определиться в долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года, в каких сферах и секторах экономики государство намерено напрямую принимать участие. Это достаточно принципиальный вопрос, который в последнее время вызывает много дискуссий: бизнес и либеральные круги настаивают на четком ограничении аппетитов государства, часто обозначающего свои интересы в рыночных конкурентоспособных отраслях. Шохин говорил и о политической стороне дела проблемы защиты прав частной собственности: речь идет о том, чтобы на законодательном уровне ввести ответственность чиновников за использование контрольных, надзорных и правоохранительных органов в целях рейдерских захватов.
Не обошел Шохин и еще более спорную тему налоговой реформы. Он напомнил, что у бизнеса есть много предложений, «включая реформирование налога на прибыль, совершенствование амортизационной политики, возврат инвестиционной льготы, введение приростной льготы по налогу на прибыль в отношении расходов на НИОКР, и, конечно, самая, может быть, шумная тема – это снижение налога на добавленную стоимость и унификация ставок НДС». Шохин заявил, что принятие решения по налоговой политике необходимо до принятия стратегии развития России до 2020 года. Иными словами, поставил вопрос ребром: или сейчас или никогда. Напомним, что де-факто вопрос о снижении НДС отложен до августа и раньше 2010 года этого не произойдет: так решил Владимир Путин с учетом жесткой позиции Алексея Кудрина. Несмотря на это, бизнес надеется на то, что политическую волю теперь проявит Дмитрий Медведев. В конечно счете Шохин потребовал прогнозируемости госполитики.
Надо признать, что уже сам факт возможности озвучивания ранее негласно табуированных тем на открытой части встречи – свидетельство «потепления» в отношениях власти и бизнеса. Пока это не означает, что создается новый формат отношений: бизнес по-прежнему рассматривается в большей степени как ресурс для решения государственных задач. Это показала и реакция Медведева на выступление Шохина: избранный президент высказался против того, чтобы приписывать границы прямого участия государства в хозяйственной деятельности, указав, что лучшим критерием определения должного будет практика. Мягко отверг Медведев и предложение ввести ответственность чиновников за рейдерство: он указал, что действующее законодательство в данном случае самодостаточно и дело лишь в судебной практике. Медведев согласился с тем, что основные направления госполитики должны быть одобрены до принятия стратегии, но не стал публично вмешиваться в спор вокруг НДС. Он также не согласился тем, что госполитика непредсказуема.
На этом фоне диалог трудно назвать продуктивным, однако свидетельствует о его появлении: ранее как таковой диалог пресекался. Перед бизнесом ставились некие задачи, в рамках которого шло обсуждение по заранее понятным принципам приоритета госинтереса. Сам факт избрания на пост президента Медведева, обладающего более либеральной идентичностью и не связанного с «делом ЮКОСа» лично, позволяет ему менять характер диалога с бизнесом. Это не означает, что постепенно бизнес будет возвращаться на свои до «юкосовские» позиции: с правом иметь политические амбиции или право как минимум влиять на госрешения. Это также не означает, что возможно освобождение Ходорковского или пересмотр «дела ЮКОСа»: Медведев уже высказывался на эту тему. Однако это означает, что при Медведеве власть и бизнес получают возможность «перешагнуть» через «дело ЮКОСа» и начать выстраивать отношения не на взаимном страхе (при Путине власть боялась появления «бизнес-оппозиции», а бизнес – нового «дела ЮКОСа»), а на взаимном интересе.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.