Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.04.2008 | Владимир Рыжков
В чем причины хронических внешнеполитических неудач России?
Приход в Кремль нового президента – хороший момент для подведения итогов завершающегося правления. В том числе в области внешней политики. Достаточно сделать анализ выполнения задач, которые ставились в этой сфере 6-8 лет назад, чтобы увидеть – большинство из них остались невыполненными. Вот какие задачи ставились в области внешней политики в ежегодных посланиях Федеральному Собранию В. В. Путина (2000. 2001, 2002 годы), и, в сжатом виде, результаты.
- Сотрудничая с НАТО, тем не менее, стремиться сдерживать расширение альянса, особенно на страны постсоветского пространства. Результат – НАТО расширился. На последнем саммите в Бухаресте случилось крупное геополитическое поражение России – блоком было принято политическое решение о принятии в будущем в альянс Украины и Грузии.
- Приоритет – дальнейшая интеграция СНГ. В итоге СНГ еще больше дезинтегрирован, чем 8 лет назад.- Создание Союзного государства с Белоруссией. - Сегодня у России с Белоруссией наихудшие отношения с момента распада СССР.
- Укреплять отношения с ЕС, двигаться в сторону более глубокой интеграции (из Послания 2001 года: «Курс на интеграцию с Европой становится одним из ключевых направлений нашей внешней политики»). Строить четыре «единых пространства» с ЕС. Итог – сегодня отношения с ЕС в кризисе, множество противоречий, не удается начать переговоры по новому договору с ЕС.
- Защищать соотечественников за рубежом. Итог – принятое новое миграционное законодательство фактически закрыло Россию для соотечественников, которые хотели бы получить российское гражданство.
- Главная задача – рост глобальной конкурентоспособности России. В результате, согласно «Рейтингу конкурентоспособности» Всемирного экономического форума, за 8 лет Россия не смогла обойти в этом рейтинге ни одну страну. Нас же обошла Индонезия. Выше нас – Китай, Индия, Турция, Малайзия – всего 57 стран.
Хуже всего дела у нас обстоят с качеством госуправления (116 место из 131 страны – обвал за 8 лет в два раза!)- при росте числа чиновников с 750 тысяч до 1.6 миллиона, коррупцией (в самом низу мирового рейтинга). При том, что Россия вошла в десятку самых крупных экономик мира, согласно рейтингу ВЭФ, мы на 65 месте в мире по качеству инфраструктуры, 60 – в области здравоохранения, 109 – по развитию финансовых рынков, 72 – по технологическому уровню. По большинству этих показателей год от года наблюдается снижение.
- скорейшее вступление в ВТО. Задача также не решена – по длительности процесса Россия побила все «рекорды».
Таким образом, можно констатировать, что за минувшие 8 лет Россия не решила ни одну из декларированных важнейших внешнеполитических задач. Такие серьезные и систематические неудачи требуют объяснения.
Но до этого надо остановиться на тезисе, лежащем в основе современного российского внешнеполитического курса. Он состоит в утверждении о резко возросшей мощи России – экономической и военной. Из этого вытекают и конкретные политические решения. Я полагаю, что такой взгляд – явная и опасная переоценка наших реальных успехов и возможностей.
Экономический подъем последних лет не представляет собой ничего уникального. Рост цен на нефть вызвал аналогичный рост всех сырьевых экономик мира. Например, за 2000 – 2007 годы номинальный ВВП следующих нефтяных стран вырос: России – в 4.9 раза, Нигерии – в 2.7, Саудовской Аравии – в 2, Венесуэлы – в 2, Анголы – в 6.7 раза.
Схожими темпами растет и ежегодный ВВП нефтедобывающих стран. Например, в прошлом году ВВП вырос в Нигерии – на 6.3%, Саудовской Аравии – на 4.7%, Венесуэле – на 8.3%, Анголе – на 16.3%Такой рост, основанный на удорожании вывозимого сырья, не свидетельствует о качественном росте экономики и общей мощи страны, а зачастую, прямо наоборот – свидетельствует о попадании стран в сырьевую ловушку неэффективности и коррупции. Китай и Индия все эти годы росли быстрее России, при этом их рост носит подлинно инновационный, высокотехнологичный характер. Потенциал, в том числе внешнеполитический, стран сырьевой ориентации – снижается, несмотря на рост их ВВП. Потенциал стран, растущих не за счет экспорта сырья, а инновационного развития – растет.
Нет оснований говорить и о повышении российского оборонного потенциала. Множество российских и зарубежных экспертиз приходят к небезосновательному выводу о дальнейшей деградации и техническом отставании российских Вооруженных Сил.
Итак, общая предпосылка о резко возросшем российском экономическом и военно-политическом потенциале, по крайней мере, сегодня – неадекватна. Качественные показатели российской экономики продолжают ухудшаться, комплексное отставание России от развитых (и ведущей группы развивающихся) стран - продолжает расти. (В целом экономика России сегодня примерно в 20 раз меньше суммы экономик США и ЕС, а военные расходы – в 20-30 раз меньше).
Тем не менее, исходя из завышенной оценки экономического и военного потенциала современной России, а также традиционных подходов, все последние годы Россия в своей внешней политике делает ставку на «жесткую силу». (Согласно предложенному американским политологом Джозефом Наем делению, «жесткая сила» - это задействование в основном военно-политических и экономических рычагов, а «мягкая сила» - ставка на культуру и политические идеалы и образцы).
Это не раз проявлялось в виде введения жестких экономических санкций против отдельных стран, содействия политической дестабилизации и дезинтеграции отдельных стран, повышения цен на энергоносители и т. Постоянно звучат военные и иные угрозы (так, сейчас официальные лица России угрожают Украине отторжением Крыма и передислокацией войск на границе с ней).
При этом «мягкая сила» России катастрофически разрушена. Россия предстает сегодня во всем мире крайне непривлекательным государством - как по своим внутренним характеристикам, так и по своему поведению вовне.
Современная Россия ассоциируется со следующим:
- авторитарным режимом и откатом от демократии и прав человека
- убийствами политиков и журналистов
- преследованием бизнеса и оппозиции (например, делом «ЮКОС»а)
- «страной – нефтяным нуворишем» с тотально коррумпированным руководством
- энергошантажом
- олигархами
- мафией
- скинхедами.
Такая страна не может привлечь к себе симпатии, такая модель не может вовлечь в свою орбиту другие народы и государства.
А сильно переоцененная российская «жесткая сила» уже не работает. Более того, ее неразумное, неадекватное применение еще больше отталкивает от России бывшие братские народы. Так, угрозы расчленить Украину еще скорее сформируют про-натовское большинство, так как подавляющее большинство украинцев как на западе, так и на востоке страны – выступают сегодня за территориальное единство Украины. Постоянная поддержка дезинтеграции Грузии, жесткие экономические санкции, преследования грузин в России привели к тому, что более 70% граждан Грузии проголосовали на референдуме за вступление в НАТО.
Итак, деградация и неумелое использование российской «жесткой силы» на фоне быстрого распада ее «мягкой силы» (политического и культурного «обаяния») и предопределяют, в конечном счете, систематические неудачи российской внешней политики, ее продолжающееся геополитическое отступление.В результате все больше государств, входивших прежде в орбиту влияния России и ориентировавшихся на Москву – направляют свои взгляды в других направлениях – в сторону Вашингтона, Брюсселя и даже Пекина.
Если этот анализ верен, из него вытекают конкретные рекомендации по изменению российской внешнеполитической стратегии.
- Следует избегать любой конфронтации с центрами силы, чей потенциал многократно превосходит российский, и разрыв с которыми продолжает увеличиваться (прежде всего, с Западом и Китаем). Такая конфронтация лишь подорвет силы России, отвлечет ресурсы от главной задачи – внутреннего развития. (Кстати – именно этот принцип лежит в основе внешнеполитической стратегии Китая).- Следует более реалистично оценить свой экономический и военно-политический потенциал, свести до минимума использование «жесткой силы», неудачное применение которой раз за разом наносит стране огромный ущерб.- Приоритетными по-прежнему являются задачи внутреннего развития страны – развития человеческого капитала, создания современной инфраструктуры и технологической базы. Главное препятствие для внутреннего развития - сложившийся элитный консенсус вокруг контроля и бесконтрольного расхищения валюты, получаемой от экспорта сырья. Пока этот консенсус остается главной политической константой страны, ее дальнейшая деградация неизбежна. Без глубоких внутренних реформ, демократизации, демонополизации, защиты прав человека, в том числе прав собственности – страна не выйдет на путь современного развития, сложившийся отталкивающий образ России исправить не удастся, а значит, нельзя будет использовать «мягкую силу» - на фоне деградации «жесткой силы». «Бегство от России» будет продолжаться, втягивая все новые народы и страны. Впрочем, союзников у нас и так почти уже не осталось.
Владимир Рыжков – сопредседатель Республиканской партии РоссииВыступление на ассамблее СВОП 12 апреля 2008 г.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.