Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

15.04.2008 | Владимир Рыжков

В чем причины хронических внешнеполитических неудач России?

Приход в Кремль нового президента – хороший момент для подведения итогов завершающегося правления. В том числе в области внешней политики. Достаточно сделать анализ выполнения задач, которые ставились в этой сфере 6-8 лет назад, чтобы увидеть – большинство из них остались невыполненными. Вот какие задачи ставились в области внешней политики в ежегодных посланиях Федеральному Собранию В. В. Путина (2000. 2001, 2002 годы), и, в сжатом виде, результаты.

- Сотрудничая с НАТО, тем не менее, стремиться сдерживать расширение альянса, особенно на страны постсоветского пространства. Результат – НАТО расширился. На последнем саммите в Бухаресте случилось крупное геополитическое поражение России – блоком было принято политическое решение о принятии в будущем в альянс Украины и Грузии.

- Приоритет – дальнейшая интеграция СНГ. В итоге СНГ еще больше дезинтегрирован, чем 8 лет назад.- Создание Союзного государства с Белоруссией. - Сегодня у России с Белоруссией наихудшие отношения с момента распада СССР.

- Укреплять отношения с ЕС, двигаться в сторону более глубокой интеграции (из Послания 2001 года: «Курс на интеграцию с Европой становится одним из ключевых направлений нашей внешней политики»). Строить четыре «единых пространства» с ЕС. Итог – сегодня отношения с ЕС в кризисе, множество противоречий, не удается начать переговоры по новому договору с ЕС.

- Защищать соотечественников за рубежом. Итог – принятое новое миграционное законодательство фактически закрыло Россию для соотечественников, которые хотели бы получить российское гражданство.

- Главная задача – рост глобальной конкурентоспособности России. В результате, согласно «Рейтингу конкурентоспособности» Всемирного экономического форума, за 8 лет Россия не смогла обойти в этом рейтинге ни одну страну. Нас же обошла Индонезия. Выше нас – Китай, Индия, Турция, Малайзия – всего 57 стран.

Хуже всего дела у нас обстоят с качеством госуправления (116 место из 131 страны – обвал за 8 лет в два раза!)- при росте числа чиновников с 750 тысяч до 1.6 миллиона, коррупцией (в самом низу мирового рейтинга). При том, что Россия вошла в десятку самых крупных экономик мира, согласно рейтингу ВЭФ, мы на 65 месте в мире по качеству инфраструктуры, 60 – в области здравоохранения, 109 – по развитию финансовых рынков, 72 – по технологическому уровню. По большинству этих показателей год от года наблюдается снижение.

- скорейшее вступление в ВТО. Задача также не решена – по длительности процесса Россия побила все «рекорды».

Таким образом, можно констатировать, что за минувшие 8 лет Россия не решила ни одну из декларированных важнейших внешнеполитических задач. Такие серьезные и систематические неудачи требуют объяснения.

Но до этого надо остановиться на тезисе, лежащем в основе современного российского внешнеполитического курса. Он состоит в утверждении о резко возросшей мощи России – экономической и военной. Из этого вытекают и конкретные политические решения. Я полагаю, что такой взгляд – явная и опасная переоценка наших реальных успехов и возможностей.

Экономический подъем последних лет не представляет собой ничего уникального. Рост цен на нефть вызвал аналогичный рост всех сырьевых экономик мира. Например, за 2000 – 2007 годы номинальный ВВП следующих нефтяных стран вырос: России – в 4.9 раза, Нигерии – в 2.7, Саудовской Аравии – в 2, Венесуэлы – в 2, Анголы – в 6.7 раза.

Схожими темпами растет и ежегодный ВВП нефтедобывающих стран. Например, в прошлом году ВВП вырос в Нигерии – на 6.3%, Саудовской Аравии – на 4.7%, Венесуэле – на 8.3%, Анголе – на 16.3%Такой рост, основанный на удорожании вывозимого сырья, не свидетельствует о качественном росте экономики и общей мощи страны, а зачастую, прямо наоборот – свидетельствует о попадании стран в сырьевую ловушку неэффективности и коррупции. Китай и Индия все эти годы росли быстрее России, при этом их рост носит подлинно инновационный, высокотехнологичный характер. Потенциал, в том числе внешнеполитический, стран сырьевой ориентации – снижается, несмотря на рост их ВВП. Потенциал стран, растущих не за счет экспорта сырья, а инновационного развития – растет.

Нет оснований говорить и о повышении российского оборонного потенциала. Множество российских и зарубежных экспертиз приходят к небезосновательному выводу о дальнейшей деградации и техническом отставании российских Вооруженных Сил.

Итак, общая предпосылка о резко возросшем российском экономическом и военно-политическом потенциале, по крайней мере, сегодня – неадекватна. Качественные показатели российской экономики продолжают ухудшаться, комплексное отставание России от развитых (и ведущей группы развивающихся) стран - продолжает расти. (В целом экономика России сегодня примерно в 20 раз меньше суммы экономик США и ЕС, а военные расходы – в 20-30 раз меньше).

Тем не менее, исходя из завышенной оценки экономического и военного потенциала современной России, а также традиционных подходов, все последние годы Россия в своей внешней политике делает ставку на «жесткую силу». (Согласно предложенному американским политологом Джозефом Наем делению, «жесткая сила» - это задействование в основном военно-политических и экономических рычагов, а «мягкая сила» - ставка на культуру и политические идеалы и образцы).

Это не раз проявлялось в виде введения жестких экономических санкций против отдельных стран, содействия политической дестабилизации и дезинтеграции отдельных стран, повышения цен на энергоносители и т. Постоянно звучат военные и иные угрозы (так, сейчас официальные лица России угрожают Украине отторжением Крыма и передислокацией войск на границе с ней).

При этом «мягкая сила» России катастрофически разрушена. Россия предстает сегодня во всем мире крайне непривлекательным государством - как по своим внутренним характеристикам, так и по своему поведению вовне.

Современная Россия ассоциируется со следующим:

- авторитарным режимом и откатом от демократии и прав человека

- убийствами политиков и журналистов

- преследованием бизнеса и оппозиции (например, делом «ЮКОС»а)

- «страной – нефтяным нуворишем» с тотально коррумпированным руководством

- энергошантажом

- олигархами

- мафией

- скинхедами.

Такая страна не может привлечь к себе симпатии, такая модель не может вовлечь в свою орбиту другие народы и государства.

А сильно переоцененная российская «жесткая сила» уже не работает. Более того, ее неразумное, неадекватное применение еще больше отталкивает от России бывшие братские народы. Так, угрозы расчленить Украину еще скорее сформируют про-натовское большинство, так как подавляющее большинство украинцев как на западе, так и на востоке страны – выступают сегодня за территориальное единство Украины. Постоянная поддержка дезинтеграции Грузии, жесткие экономические санкции, преследования грузин в России привели к тому, что более 70% граждан Грузии проголосовали на референдуме за вступление в НАТО.

Итак, деградация и неумелое использование российской «жесткой силы» на фоне быстрого распада ее «мягкой силы» (политического и культурного «обаяния») и предопределяют, в конечном счете, систематические неудачи российской внешней политики, ее продолжающееся геополитическое отступление.В результате все больше государств, входивших прежде в орбиту влияния России и ориентировавшихся на Москву – направляют свои взгляды в других направлениях – в сторону Вашингтона, Брюсселя и даже Пекина.

Если этот анализ верен, из него вытекают конкретные рекомендации по изменению российской внешнеполитической стратегии.

- Следует избегать любой конфронтации с центрами силы, чей потенциал многократно превосходит российский, и разрыв с которыми продолжает увеличиваться (прежде всего, с Западом и Китаем). Такая конфронтация лишь подорвет силы России, отвлечет ресурсы от главной задачи – внутреннего развития. (Кстати – именно этот принцип лежит в основе внешнеполитической стратегии Китая).- Следует более реалистично оценить свой экономический и военно-политический потенциал, свести до минимума использование «жесткой силы», неудачное применение которой раз за разом наносит стране огромный ущерб.- Приоритетными по-прежнему являются задачи внутреннего развития страны – развития человеческого капитала, создания современной инфраструктуры и технологической базы. Главное препятствие для внутреннего развития - сложившийся элитный консенсус вокруг контроля и бесконтрольного расхищения валюты, получаемой от экспорта сырья. Пока этот консенсус остается главной политической константой страны, ее дальнейшая деградация неизбежна. Без глубоких внутренних реформ, демократизации, демонополизации, защиты прав человека, в том числе прав собственности – страна не выйдет на путь современного развития, сложившийся отталкивающий образ России исправить не удастся, а значит, нельзя будет использовать «мягкую силу» - на фоне деградации «жесткой силы». «Бегство от России» будет продолжаться, втягивая все новые народы и страны. Впрочем, союзников у нас и так почти уже не осталось.

Владимир Рыжков – сопредседатель Республиканской партии РоссииВыступление на ассамблее СВОП 12 апреля 2008 г.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net