Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.04.2008 | Николай Пахомов
Конец эпохи
В Латинской Америке состоялась смена политической традиции — окончательно достоянием истории стали «правые», опирающиеся на силу военных, авторитарные режимы, десятилетиями лишавшие людей возможности самим решать свою судьбу. Последним государством, где такое положение вещей сохранялось, был Парагвай, однако и там всё изменилось — к власти пришёл умеренно «левый», бывший священник Фернандо Луго, прекративший власть партии «Колорадо», которая правила последние шестьдесят лет.
Конечно, политическая культура Латинской Америки за ночь, после победы Луго не переменится: патернализм, коррупция, авторитарные наклонности, насилие - эти черты были, есть и ещё долго будут постоянными спутниками процесса управления на юге Западного полушария. Однако нельзя не отметить прогресс — последний однопартийный режим континента, вошедший в историю жестокой диктатурой генерала Стреснера, перестал существовать.
Историческим оказалась победное участие в президентских выборах бывшего учителя, потом священника, а потом и политика Фернандо Луго. По иронии судьбы отец Луго был известным диссидентом в «Колорадо», преследовался режимом Стреснера, сидел в тюрьмах, бежал из страны. Фернандо Луго к политике выражал мало интереса, его приход был расположен в одном из самых беднейших регионов Парагвая, где он годами наблюдал за мрачной жизнью бедняков, стараясь сделать её хоть немного лучше.
В конце концов, ему пришлось заняться и политикой — в 2006-ом он поддержал требования беднейших крестьян на более справедливое распределение земли. Дело в том, что всё в Парагвае столетиями решают богатейшие семьи крупных землевладельцев, представителями чьих интересов и является партия «Колорадо». Однако ни социального мира, ни экономического процветания в страну, скромно развитую даже по латиноамериканским меркам, такая практика не принесла. Когда в 1989-ом диктатор оставил власть, его соратники по партии на решительные реформы не пошли. Неудивительно, что коррупция в Парагвае считается одной из самых злокачественных в мире: десятилетиями вопросы государственной службы, экономическая, научная, культурная и социальная жизнь в стране определялись решениями партии. Подсчитано, что заработную плату непосредственно от партии получали до 200 000 тысяч человек.
Терпению парагвайцев пришёл конец. «Колорадо» пошло на беспрецедентный для Парагвая шаг — против Луго выступала женщина, Бланка Олевар де Дуарте, но она набрала только 31 процент голосов. У «епископа бедных», как называют Луго, в Парагвае на десять процентов больше. Наблюдатели отмечают воодушевление парагвайцев, с каким была встречена победа необычного кандидата.
Необходимо также отметить, что Луго не опирался на поддержку какой-либо партии — конкурентов у «Колорадо» в стране просто нет. К выборам был сколочен альянс политических групп, которых условно можно назвать социалистическими. Однако «левого» популизма, которым славятся президенты Чавес и Моралес, от Луго ждать не следует. Не очень похож он и респектабельных «левых» Аргентины или Чили, напоминающих скорее важных европейских социал-демократов. Луго претендует на то, чтобы объединить парагвайское общество на основе идей справедливости, ради борьбы с коррупцией и за демократизацию процесса принятия политических решений. В этой связи важен религиозный аспект его прошлого — хотя к церковной иерархии он больше не относится, но религиозная карьера это несомненный плюс для Латинской Америки.
Это Чавесу приходится трудновато, связывая христианство и призывы к революции, у Луго таких проблем возникнуть не должно. Сложности будут другими — партия «Колорадо» по-прежнему контролирует парламент и большинство органов власти. Такой контроль очевидная помеха на пути реформ, необходимых стране. Получается, что победить однопартийную систему это не самое большое испытание для Луго — борьба, возможно, с некоторыми компромиссами только начинается.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.