Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.04.2008 | Татьяна Становая
Витамины для Кремля
Лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский впервые за период кризиса партии дал, по сути, программное интервью газете «МК». Интервью подтвердило, что «Яблоко» возвращается в политику с намерениями занять место конструктивной демократической оппозиции, избегающей конфликтов с Кремлем. Такая позиция может позволить партии сохраниться, однако при этом она рискует потерять часть более активных и амбициозных активистов, а также идеологических противников режима.
В последнее время «Яблоко» активизировалось: перед партией как никогда встал выбор – либо переход во внесистемную оппозицию, либо поиск менее политически рискованного способа самосохранения. Проигнорировать этот выбор было нельзя: партия начала распадаться, ее деятельность фактически находилась в состоянии «спячки», электорат сузился до минимума (на выборах в Госдуму он составил 1,6%). Кампания на выборах в Госдуму была пассивной. Кремль при этом не видит в партии опасности, предпочитая действовать локально, точечно, против наиболее радикальных представителей партии: главы молодежного движения Ильи Яшина или главы питерского отделения Максима Резника. На региональных выборах атаке подвергались наиболее дееспособные отделения – в Санкт-Петербурге и Карелии. Президентские выборы партия и вовсе проигнорировала, не призывая ни к каким политическим действиям. «Яблоко» в отличие от СПС, предпочло вообще не заниматься активной политической деятельностью.
Тем временем, внутри партий растет недовольство Григорием Явлинским: часть актива призывает к его отставке. Максим Резник и Илья Яшин вопреки требованиям руководства партии приняли участие в конференции демократов в Санкт-Петербурге в апреле: по сути, она становится попыткой новой самоорганизации и консолидации внесистемной оппозиции. «Яблоко» внутри себя разделилось на полностью пассивную часть сторонников политической паузы и крайне активную часть сторонников жестких действий. Однако если в СПС раскол происходит на высшем уровне, но отсутствует острый конфликт, то в «Яблоке» можно говорить о потере управляемости партии, ее постепенном разрушении и серьезных проблемах Явлинского, который теряет контроль над региональными отделениями.
Интервью Явлинского показывает, что «Яблоко» не просто определилось в выборе своей стратегии поведения, но и намерено жестко ее отставать. И выбор был сделан в пользу сохранения конструктивизма, отказа от резкой критики власти и сохранение «системности». В отличие от представителей внесистемной оппозиции, которые идентифицируют нынешний режим как жестко авторитарный и часто проводят параллели с советской или гитлеровской диктатурой, Явлинский в своем интервью, по сути, встал на его защиту. Он подчеркнул, что сейчас есть свобода СМИ – обо всех событиях политической жизни можно узнать из независимых СМИ или Интернета. В то же время он оговорился, что далеко не все россияне имеют доступ к независимым СМИ: «Мы живем в пропагандистской, а не информационной среде, у нас еще очень мало систематически пользуются Интернетом», - заявил он, тем самым, подчеркивая свою демократическую идентичность.
Более того, Явлинский выступил адвокатом Кремля во внешней политике, приведя в пример свой диалог с Кондолизой Райс: он раскритиковал США за отказ от предложений России в области ПРО и назвал опасной ситуацию, при которой заканчивается договор СНВ. Досталось и российским либералам, которых Явлинский упрекнул в апелляции к Западу. «Это никудышная инстанция для жалоб. Нет ничего глупее, чем приезжать на Запад и говорить: «Арестуйте счета наших чиновников и их жен, они не смогут купить у вас дом и поэтому тут же начнут строить демократию!» Коррупция в России и счета наших чиновников на Западе — это же совместное предприятие [с западом]!», - заявил Явлинский. Такой либерализм вполне устраивает российскую политическую власть: он, по сути, безопасен и препятствует главному – «оранжевому сценарию», при котором оппозиция действует при поддержке Запада.
Оценка правления Путина также характеризуется толерантностью. Явлинский поставил ему в заслугу тот факт, что Путин не «снес Конституцию с лица земли» и просто «не перебил своих противников». «Путин впервые в России продемонстрировал, что есть Конституция. Можно крутиться, вертеться, но ее надо выполнять», - заявил Явлинский, призвав также не связывать это с негативными последствиями создания путинского режима.
В то же время без критики не обошлось. Лидер «Яблока» отметил, что выстроенная система слишком сильно зависит от Путина и подвержена рискам в случае его ухода. «Я категорически против такого неестественного и опасного способа управления страной. Ну что это такое — только что избрали президента, и уже все говорят, что скоро он уйдет в отставку!», - отметил он, приведя в пример ныне формирующуюся дуалистическую модель управления.
Зато почему-то всех, кто попытается играть на противоречиях Путина и Медведева, Явлинский назвал «мерзавцами». «Дмитрий Анатольевич сегодня видит свою миссию в том, чтобы выполнять роль, отведенную ему Путиным. Другое дело, что их сейчас будут разводить всякие мерзавцы. Серьезное испытание они для себя устроили, там и ревность будет, и все прочее», - предупредил глава «Яблока». В данном случае Явлинский как будто противопоставляет себя тем, кто заинтересован в разрушении тандема, тем самым уже подчеркивая некую степень лояльности власти.
В экономической сфере Явлинский призвал не верить радужной статистике. «Подъем в обрабатывающей промышленности — в значительной степени иллюзия, порожденная крупными точечными государственными заказами. Я не вижу благостной картины, и существенное «проседание» темпов роста и значительный рост инфляции весьма вероятны», - предупредил он, указав, что усиливается монополизм, отсутствует инфраструктура для инвестиций, равенство возможностей, конкуренция. По его мнению, этому способствует политическая монополизация, которая проявляется в доминировании «Единой России». «У нас вообще возник новый тип экономики: частнособственническая в условиях однопартийной системы. Партия одна, власть одна, а интерес-то у каждого свой! Я гражданам осенью перед выборами сказал: чем выше будет рейтинг «Единой России» — тем выше будут цены, ждите. Потому что если у вас есть вождь и он все возглавляет, то кто кого проверит? Какая тут с кем конкуренция? Она в экономике закончится так же, как в политике. Вот история с несчастным Мироновым — они же чуяли, что нужна конкуренция, и попытались устроить комедию со «Справедливой Россией», а теперь все кончилось», - сказал Явлинский.
В интервью Явлинский поделился тем, какой он видит свою партию в нынешних условиях. Он фактически признал, что партия находится в кризисе. Однако, по его мнению, она может стать дополнением (горизонталью) к той «вертикали» власти, которую построил Путина. «Горизонталь — это элита: люди независимые, компетентные, нехищные и патриотичные. Этот слой нигде не бывает очень большим, 7—10% населения, но он несет ответственность за общественный консенсус, за развитие страны, за то, чтобы не было национализма, фашизма, ортодоксального коммунизма, чтобы даже маргиналы голосовали за партии, которые его представляют. Чтобы объяснять, что происходит, искать альтернативы… И такая партия, как «Яблоко», необходима, чтобы быть точкой кристаллизации для таких людей», - заявил лидер «Яблока».
Явлинский пытается апеллировать к Кремлю, указывая, что уничтожение демократической, но конструктивной оппозиции может быть опасным для самой власти и фактически призывает дать ему возможность заниматься политикой. Более того, он даже обозначает свой максимальный лимит – 7-10% - это достаточно, чтобы сформировать в Госдуму маленькую фракцию. Одновременно он успокаивает Кремль, говоря, что не будет жестким критиком: напротив, конструктивная демократическая оппозиция может стать более авторитетным адвокатом власти в глазах Запада и полезной для устойчивости режима. «7—10% — они же как витамин, без которого большой организм не может существовать!», - просит Явлинский у Кремля. Так что новая роль демократической оппозиции глазами Явлинского вполне ясна – снабжать путинскую вертикаль витаминами, чтоб не загнулась.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.