Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Политшкола

29.04.2008 | Елена Позднякова

Малый бизнес в Америке: адаптация к вызовам времени

Американская система представительства интересов бизнеса считается классической плюралистической системой. С одной стороны, это позитивная характеристика для интересов бизнеса, так как у каждой группы интересов есть выбор, к кому из посредников обратиться, какими ресурсами воспользоваться, какими способами добиваться своих целей. С другой стороны, плюралистическая система рождает множество опасностей для групп интересов, таких, например, как недостаточное финансирование, «проблема безбилетника», скромные политические ресурсы. В последние десятилетия в Америке, оплоте классического плюрализма, также произошли изменения, которые могли бы негативно сказаться на системе представительства интересов. В частности, на конкурентное поле лоббизма вышли крупные корпорации, обладающие значительным пакетом ресурсов и уже составившие серьёзную конкуренцию старым группам интересов.

В этой связи представляется небезынтересным проанализировать, как малый бизнес справляется с вызовами системы и времени на примере Национальной федерации независимого бизнеса в США. Отношение к бизнесу в США неоднозначно. Сейчас многие американцы с большим недоверием относятся к крупным корпорациям, чем к государству, и считают, что большие корпорации вмешиваются в их частную жизнь. К 2005 году недовольство корпорациями достигло самой низкой отметки с 1985 года. Между тем, позитивное отношение к предпринимательству как таковому и к мелкому бизнесу – это характерная черта американского общества. Ценности, присущие культуре бизнеса, распространены в американском обществе. Это важно для той организации, которую я рассматриваю, так как даёт ей дополнительные ресурсы, связанные с общественным мнением и позволяет действовать открыто.

Сами американцы, как и мировая общественность, воспринимают США как государство, воплощающее идеалы свободного рынка. Действительно, США достигли высочайшей степени капитализации экономики, их рыночная система, несмотря на периодические кризисы, остаётся очень стабильной. Однако следует заметить, что государство, так или иначе, подстраховывает экономику. Начиная от социальных гарантий, таких как фиксированная минимальная заработная плата, заканчивая помощью бизнесу, например, государственные исследования рыночной деятельности, результаты которых находятся в свободном доступе для частных компаний. Таким образом, можно утверждать, что сами американцы пришли к выводу о необходимости частичного вмешательства государства в экономику, так как эти меры - результат деятельности профсоюзов, ассоциаций бизнеса и других групп интересов.

Малая институциональная среда, в которой работают группы интересов, в США, несомненно, относится к плюралистическому типу. Множество различных соперничающих групп интересов, представляющих практически весь бизнес и по отраслям и по регионам, конкурирующие между собой посредники – лоббистские фирмы – всё это характерные черты американской системы представительства. Некоторые организации, например, нанимают несколько фирм-посредников, и одна фирма-посредник может работать на несколько организаций, это зависит от того, сколько внимания уделяют политики решению вопросов, волнующих данную группу. О том, насколько высока конкуренция, и о том, что лоббизм стал привычным для США, свидетельствуют данные о количестве средств, которые группы интересов бизнеса в Америке затратили на продвижение своих интересов. Следует отметить, что с 1998 года сложился устойчивый тренд увеличения количества средств, потраченных группами на лоббизм. Если в 1998 году всеми компаниями было потрачено 1,47 миллиарда долларов, то в 2006 уже 2,63 миллиарда. Что интересно, за первое полугодие 2007 года бизнес уже потратил 1,34 миллиарда долларов, так что годовой итог имеет все шансы превзойти рекорд прошлого года.

Основные игроки – не только ассоциации бизнеса, промышленности и Торговая палата, но и отраслевые организации и даже крупные корпорации, которые сами способны продвигать свои интересы. Первенство в списке 20 организаций, потративших наибольшее количество средств на лоббизм, принадлежит Торговой палате США, однако в список входят несколько крупных корпораций.

Конкуренция в бизнесе имеет место не только на рынке за покупателя и, соответственно, прибыль, но, как мы видим, и в политике, где корпорации и группы интересов сражаются за право лоббировать законы, наиболее им выгодные. В жёсткой конкурентной среде мелким предпринимателям, у которых не так много лишних средств, приходится особенно непросто. Интересы малого бизнеса в США представляет Национальная Федерация Независимого Бизнеса (NFIB).

Эта организация была создана в 1943 году и является крупнейшей в США организацией малого бизнеса и одной из самых влиятельных организаций в Вашингтоне (по данным на 2005 год – 3 место среди 25 самых влиятельных). NFIB имеет свои представительства в столицах всех штатов. Совет директоров организации состоит из 12 человек, по преимуществу, менеджеров и владельцев компаний. Кроме того, в каждом штате есть свой директор отделения NFIB и несколько его помощников. Все они, как правило, являются нанятыми менеджерами или администраторами. Кроме того, в нескольких городах в каждом из штатов есть муниципальное представительство NFIB, которое также осуществляется нанятыми работниками. В целом, нельзя говорить об излишней бюрократизации NFIB, так как эта организация имеет множество представительств, так что их действия нуждаются в хорошей координации, чтобы быть консолидированными.

На 2005 год в NFIB состояло более 600 тысяч членов. Сетью организации охвачена вся территория США и все отрасли экономики США. При этом в федерации наибольшая доля фирм, занимающихся строительством (около 22%) и наименьшая – занимающихся предоставлением образовательных услуг. Велика доля фирм, занятых в розничной торговле (около 21%). В целом, подавляющее большинство членов NFIB – компании, занятые в сфере услуг. Это объясняется тем, что в NFIB состоят мелкие фирмы с небольшим количеством сотрудников. Так, в 30% фирм занято 1-2 сотрудника, а ещё в более чем 25% - 3-5. Сведения о валовой выручке фирм-членов NFIB говорят о том, что величина взносов позволяет практически любой фирме пользоваться услугами Национальной федерации.

Национальная федерация независимого бизнеса ставит перед собой широкий спектр целей, связанных с многосторонней поддержкой малого бизнеса. Сюда входят: «правовая защита и лоббирование интересов малого бизнеса на основе участия в разработке государственной политики в его отношении; всемерная поддержка в избирательных кампаниях только тех кандидатов, которые понимают проблемы малого бизнеса и заинтересованы в его развитии; повышение повседневной политической активности членов NFIB и особенно в процессе избирательных кампаний; доступность госзаказов для малого бизнеса; улучшение пенсионного обеспечения для мелких предпринимателей; дерегулирование предпринимательской деятельности; снижение налогового бремени и упрощение налогообложения; создание союзов различных предприятий, позволяющих оказывать услуги членам NFIB по специальным ценам.»

Текущая деятельность NFIB включает не только лоббирование интересов своих членов как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, но и информационную и правовую поддержку. NFIB также предоставляет своим членам советы по ведению и расширению малого бизнеса, предоставляет им информацию и знания, касающиеся финансов, менеджмента и права. Для этого в составе NFIB функционируют фонды Правовой помощи, исследовательский и Образовательный. Также организация издаёт журнал “My Business” специально для экономического и управленческого просвещения мелких предпринимателей. Всем, что связано с лоббированием интересов в политике и повышением политического и правового сознания малого бизнеса занимается Комитет политических действий (Political Action Committee – PAC). Этот комитет следит за тем, какие решения органы государственной власти выносят относительно малого бизнеса, и оценивает их деятельность, анализирует деятельность конкретных депутатов и предоставляет результаты анализа членам NFIB, рассматривает кандидатуры в депутаты в законодательные собрания штатов и в Конгресс и оценивает перспективы их деятельности, разрабатывает стратегические направления деятельности (законодательство, налогообложение, административное регулирование, социальная защита, экономическая поддержка и др.), координирует работу уполномоченных представителей NFIB на федеральном и региональном уровнях, разрабатывает руководство к действию для Групп общественной поддержки.

Эти Группы общественной поддержки (political action teams –PAT), которые формируются из активистов NFIB на общественных началах на муниципальном и региональном уровнях. Они осуществляют связь членов NFIB с депутатами законодательных собраний штатов и со «своими» депутатами в Конгрессе, проводят агитационные кампании, направленные и на поддержку конкретных кандидатов, и на повышение уровня политического сознания и участия малого бизнеса, разъясняют бизнесменам, как им написать письмо депутату законодательного собрания штата, губернатору или своему Конгрессмену, как им лично посетить своего Конгрессмена. Вся эта информация доступна и в разделе сайта NFIB, посвящённом политике, где, кроме того, указаны ссылки на сайты основных СМИ и государственных органов, а также в политических бюллетенях, которые NFIB распространяет среди своих членов.

Таким образом, получается, что NFIB осуществляет часть работы по продвижению своих интересов собственными силами через информирование своих членов о политической ситуации, агитацию за большую политическую активность силами самих бизнесменов (и наиболее активных из них). При этом NFIB работает с фирмами-посредниками, профессионально лоббирующими их интересы в Белом Доме и Конгрессе (примерно в равной степени). На контракты с этими посредниками Национальная Федерация тратит сравнительно немного средств (от 1,5% в 2003 году до 6,3% в 2006 и 6,7% в первой половине 2007 года), остальные служат для выполнения того многообразия политически ориентированных действий, которые NFIB стремится произвести без посредничества. Интересно, что за неполных 10 лет не удаётся выделить сколько-нибудь долгосрочных трендов кроме общего увеличения затрат на фирмы-посредники (безотносительно к общим затратам на лоббизм). Из этого, на мой взгляд, можно сделать вывод о том, что траты на лоббизм зависят от политической и экономической конъюнктуры: если государственная политика соотносится с интересами малого бизнеса, Национальной Федерации не обязательно тратить большие суммы. Если же государство принимает к рассмотрению «невыгодные» законы, лобби малого бизнеса мобилизуется.

С 1998 года NFIB постоянно работала с одним посредником (заключая более или менее дорогостоящие контракты): Abraham Schneier & Assoc. Так как NFIB ещё не подготовила полугодовой отчёт о своей деятельности, неизвестно, привлекала ли она этого посредника в 2007 году. С 2004 года Национальная Ассоциация стала работать с двумя фирмами-посредниками и тратить на лоббизм в среднем больше. Это говорит о том, что у NFIB появились более диверсифицированные интересы, которые нужно более интенсивно продвигать. В условиях плюралистической системы продвижения интересов, любая ассоциация, как видно на примере NFIB, может пользоваться услугами нескольких посредников в том объёме, который выгоден самой ассоциации, привлекая их на основании той информации и того опыта, который у данной группы интересов есть.

Здесь целесообразно было бы обратить внимание на то, какими ресурсами располагает Национальная федерация независимого бизнеса. Как мы уже установили, в составе NFIB действуют на федеральном уровне и на уровне штатов несколько фондов и комитет, которые позволяют говорить о достаточно большом организационном ресурсе группы. Те же фонды, занимающиеся поиском информации, её анализом, политическими исследованиями приносят NFIB необходимые информационные ресурсы, доля которых в пакете ресурсов также велика. Если говорить о ресурсе политических связей, то он также присутствует в достаточном объёме благодаря тому, что NFIB поддерживает кандидатов на выборах и затем, если они оказываются избранными (а это в 2004, например, году произошло в 90% случаев), они оказывают поддержку самой группе. Разветвлённая сеть групп общественной поддержки и обширное членство в организации обеспечивает NFIB довольно высокий уровень мобилизационных ресурсов. При этом, из-за того, что в NFIB преимущественно числятся предприниматели, занятые в сфере услуг, ресурс места в экономике у этой организации невелик. Национальная Федерация, на мой взгляд, является удачным примером организации, в которой финансовые ресурсы не играют определяющей роли, так как финансовые возможности многих членов Федерации ограничены. Однако нехватка этих ресурсов компенсируется высоким уровнем коммуникативных и символических ресурсов. Это неудивительно, так как отношение к малому бизнесу в США всегда было положительным, и ценности, присущие малому бизнесу, находят отклик среди американских граждан. Кроме того, NFIB умело пользуется средствами массовой информации, чтобы довести свою позицию до граждан и для агитации.

Эффективность работы Национальной федерации независимого бизнеса можно проследить на простом примере. В 2004 году 90% кандидатов (275 человек), поддержанных NFIB, прошли в законодательные собрания штатов, Конгресс и на губернаторские посты. Последние победы организации (я опишу те, которые произошли в 2006 году) дают представление о разнообразии услуг, которые NFIB оказывает малому бизнесу. На выборах 2006 года в Конгресс прошли 80% кандидатов, поддержанных NFIB. Тот же 2006 год оказался удачным для организации в отношениях с судебной властью. При поддержке NFIB было выиграно 3 масштабных дела. Что касается уменьшения бюрократического регулирования, NFIB добилась для своих членов, работающих в химической отрасли, упрощения процедуры отчётности. Относительно законопроектов, принимаемых Конгрессом, при поддержке NFIB был принят закон о более гибком страховании здоровья. На уровне штатов в 2006 году NFIB занималась защитой прав собственности и в 40 штатах добилась того, что правительства штатов ограничили возможности федерального правительства изымать частную собственность во имя экономического развития. Также были приняты законы, снижающие налоговое бремя на мелких предпринимателей (в определённых ситуациях). По результатам 2006 года видно, насколько разнообразны масштабы выполненных задач, как в политике, так и в экономике. Однако, на мой взгляд, то, что NFIB занимается мелкими вопросами повседневного функционирования малого бизнеса, так же важно, как и решение масштабных задач, потому что для малого бизнеса даже самые небольшие проблемы, такие, как трата времени на бумажную работу, могут серьёзно сокращать прибыли.

За годы своего развития ассоциации бизнеса в США смогли преодолеть некоторые недостатки плюралистической системы и доказали свою эффективность. Об этом говорит и влиятельность групп интересов (лоббизм сейчас очень распространён в США), и их обширное членство, и их достижения. Несомненно, влиятельность крупного бизнеса и новых игроков увеличилась, но пример NFIB показывает, что даже старая хорошо организованная группа интересов мелкого бизнеса также может быть политически влиятельной силой. Интересы бизнеса стали более консолидированными, что также верно и для больших организаций, несмотря на отход от «жёстких» инструментов согласования интересов. Новые средства массовой информации позволили активнее и эффективнее проводить мобилизацию бизнеса в различных ситуациях. Это хорошо видно на примере NFIB, которая использует свой сайт и почтовые рассылки для уведомления об общефедеральных событиях и событиях на уровне штатов. Традиционные посредники между бизнесом и правительством постепенно отошли на второй план. Теперь группы интересов, как это делает NFIB, не связываются с определёнными политическими партиями (идеологические различия между которыми постепенно стираются), а действуют с помощью частных фирм-лоббистов или напрямую. Всё это позволяет группам интересов в Америке эффективно работать в изменившихся условиях и адаптироваться к новым вызовам экономики и политики.Елена Позднякова – студентка 3-го курса факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net