Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.05.2008 | Сергей Романенко
Трудный выбор Сербии
11 мая в Сербии состоялись выборы в скупщину (парламент) и местные органы власти. Хотя до объявления окончательных официальных данных еще пройдет некоторое время, картина ясна. Победителем стала возглавляемая президентом Борисом Тадичем коалиция «За европейскую Сербию», получившая около 39% голосов и 102-103 места из 250. Считавшаяся фаворитом согласно сложившейся в последние годы традиции и опросам общественного мнения Сербская радикальная партия Томислава Николича – Воислава Шешеля вместо ожидавшихся 35% получила около 29% и 77 мест. Эти две партии и будут представлять собой «центры притяжения», к которым для формирования правительства (а необходимое большинство составляет 125 мест) должны в той или иной комбинации присоединиться три более мелких партии, а также семеро депутатов от национальных меньшинств.
Однако может случиться и наоборот: две коалиции Демократической партии Сербии бывшего премьер-министра Воислава Коштуницы и Новой Сербии Владимира Илича ДПС-НС(30 мест) и Социалистической партии Сербии Ивицы Дачича (СПС), партии пенсионеров и Единой Сербии (20 мест) и Либерально-демократической партии Чедомира Йовановича станут предметом «обхаживания» со стороны двух крупнейших партий.
Коалиция «За европейскую Сербию» партия победила, и победила неожиданно для самой себя убедительно. Однако при формировании правящего большинства и правительства в силу вступают отличные от предвыборной борьбы законы. Поэтому возможны самые различные комбинации. Одной из наиболее вероятных, хотя и трудно осуществимых считается коалиция трех партий «националистическо-державного направления» – радикалов, демократов Коштуницы и социалистов. Однако эта коалиция будет очень непрочной, да и большинство, которым она будет располагать, будет минимальным всего два-три голоса. Кроме того, и партия Коштуницы, и социалисты в этом случае рискуют в конце концов оказаться поглощенными «старшим партнером», что никак не входит в планы их амбициозных лидеров, в особенности Коштуницы, который полагает, что пост премьер-министра по-прежнему должен принадлежать ему. Перед СПС стоит задача обновления электоральной базы, для чего она должна постепенно превращаться в европейскую левую партию и завоевать голоса молодых. А молодежь, как показали только что прошедшие выборы, смотрит в Европу. Кроме того, как отмечает белградский еженедельник «Време», экономическая программа подобной коалиции была бы практически неосуществимой. ДПС предлагает давно известный популистски-романтический «коктейль» – с одной стороны, снизить государственные расходы и налоги, а с другой – повысить заработную плату, пенсии, социальные выплаты, создавать новые рабочие места и инвестиции в промышленность. Однако – и это роднит ДПС с радикалами – всего этого предполагается достичь в условиях экономической и политической автаркии, поскольку обе партии выступают против активных связей с наиболее экономически развитыми странами – ЕС и США. Они делают упор на сотрудничество с Россией, Китаем, Индией, странами Латинской Америки, полагая, что те должны быть жизненно заинтересованы в развитии небольшого балканского государства. Все это вместе взятое делает программу возможной коалиции практически неосуществимой и не дающей возможность Сербии осуществить свои давно назревшие экономические и социальные реформы, предполагает консервацию нынешних социальных и политических отношений. А это, в свою очередь, по мере неизбежного роста социальной напряженности, может привести к усилению репрессивных тенденций в политике государства, которое все еще никак не может преодолеть последствия как социалистического, так и постсоциалистического авторитаризма.
Не поможет Сербии самоизоляция от жизни Европы решить и одну из главных задач – сохранение территориальной целостности. И речь идет не только о том, что радикалы и демократы Коштуницы практически не способны к компромиссам когда речь заходит о проблеме Косово – а очевидно, что только на основе компромисса возможно любое удовлетворяющее Сербию решение. Речь идет и о попытках обеих партий добиться «мирным путем» того, чего не смог военным путем добиться Слободан Милошевич – объединения всех территорий, не которых проживают сербы. А это в связи с попытками осуществить референдум об отделении в Республике Сербской приведет к дестабилизации Боснии и Герцеговины, вызовет рост внутриполитической напряженности в Хорватии. К источнику напряженности в Косово, могут добавиться новые.
Поэтому и для Сербии, и для ее соседей, и для всех стран, вовлеченных в решение балканских проблем, формирование подобной коалиции вряд ли может быть оценено положительно.
Что же касается возможности формирования коалиции с участием крупнейшей фракции – «За европейскую Сербию», то и в этом случае все непросто. Ее единственным союзником могут быть либеральные демократы. Однако и с ними коалиция Б. Тадича расходится по двум принципиальным вопросам – относительно признания независимости Косово (ЛДП единственная партия, которая заявила о признании этого акта) и по вопросу о ратификации газового соглашения с Россией (ЛДП, как и многие эксперты, считает это соглашение невыгодным для Сербии). Однако и голосов либерал-демократов в совокупности с представителями национальных меньшинств, которые, как полагают, поддержат коалицию Б. Тадича будет недостаточно для создания устойчивого правительственного большинства. Необходимо будет привлечь либо ДПС, либо СПС. Как ни парадоксально, последний вариант представляется обозревателям более вероятным. Хотя еще совсем недавно о партнерстве по правительству продолжателей традиций С. Милошевича и его наиболее последовательных оппонентов невозможно было и подумать. Однако Б. Тадич прагматичный и трезвый политик и вряд ли он упустить плоды столь впечатляющей победы. Свой подход к формированию правительства он изложил еще вечером 11 мая – территориальная целостность Сербии, присоединение к Европе, привлечение инвестиций из-за границы, проведение социальных реформ, борьба с коррупцией и преступностью и сотрудничество с трибуналом в Гааге (что предполагает выдачу трибуналу прежде всего давно разыскиваемых Р. Караджича и Р. Младича).
Впрочем, ни социалистам, ни либерал-демократам не обязательно формально входить в правительственную коалицию. Они могут лишь поддерживать правительство при голосовании. Однако и эта конфигурация не выглядит прочной и долговременной.
Что же касается новой коалиции с В. Коштуницей, то оно вряд ли возможно. Напомним, что именно В. Коштуница инициировал развал предыдущего кабинета и досрочные парламентские выборы. Кроме того, президент Б. Тадич сразу же заявил о том, что премьер-министром в новом правительстве В. Коштуница не будет.
Очевидно, что, радикалы и демократы Коштуницы постараются как можно быстрее договориться, чтобы лишить блок «За европейскую Сербию» плодов победы. Однако переговоры могут затянуться, и тогда националисты и консерваторы сделают ставку на иной вариант: по закону, если правительство не сформировано в течение четырех месяцев, следуют новые выборы. На которых проигравшие 11 мая партии постараются взять реванш. А Сербия будет продолжать платить своим историческим временем за амбиции провинциальных политиканов.
Сергей Романенко - к.и.н.. ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.