Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

02.06.2008 | Татьяна Становая

Путин возглавил «партию роста»

Первые недели работы нового правительства России под руководством Владимира Путина позволяют определить черты «нового курса». Кабинет принял решения, которые влекут огромный вброс денег в экономику и социальную сферу; кроме того, приняты и «дирижистские» меры: беспрецедентную помощь получают автопром и нефтяная промышленность. Предварительно можно предположить, что новый кабинет будет опираться на приоритеты «партии роста», для которой важнейшим приоритетом является рост ВВП, а не снижение инфляции. «Коммерсант» уже назвал Путина «самым щедрым премьером в новейшей российской истории».

Несмотря на то, что стратегия 2020 еще не принята, не закончены дискуссии вокруг допустимого уровня снижения налогов и борьбы с инфляцией, новое правительство выглядит гораздо более работоспособным, чем его предшественники под руководством Михаила Фрадкова или Виктора Зубкова. И уже сейчас можно выделить некоторые черты проводимого курса, который до настоящего времени оставался абстрактным набором долгосрочных задач без предложенных механизмов их достижения.

Во-первых, новое правительство отличилось огромным ростом социальных расходов. Вообще рост расходов, включая социальные, был одним из главных предметов критики со стороны влиятельного Минфина. Еще совсем недавно Алексей Кудрин достаточно уверенно говорил, что бюджет России не может позволить себе и дальше наращивать расходы. Выступая в начале апреля на расширенной коллегии Минфина с участием всех ключевых руководителей правительства, Кудрин объявил о необходимости снижения роста расходов. По его словам, в 2005 году расходы выросли на 30%, в 2006-м — на 21%, в 2007-м - на 39%. «Больше так не будет,— заявил Кудрин.— Мы вынуждены перейти к приросту расходов бюджета в реальном выражении на 9-10% в год, в дальнейшем — на 4-5%. Все проекты, какими бы нужными они ни были, будут проходить более жесткий отбор с точки зрения приоритетов».

Однако, несмотря на это, новое правительство второй раз в 2008 году одобрило поправки к федеральному бюджету, в соответствии с которыми прирост доходов составит 1 трлн. рублей, а расходов - 120 млрд. (в действительности, как стало известно «Ведомостям» 232 млрд., но часть этих денег планируется потратить в 2009 году, поэтому их просто пока не «видно»). При этом Минфин не только не выступил против, но убедительно пытался доказать, что на рост инфляции эти меры не окажут никакого влияния. Главным аргументом Минфина является тот факт, что новые доходы не являются нефтегазовыми, да и из них относительно небольшая доля пойдет на бюджетные расходы. Однако заметим, что правительство традиционно занижает уровень доходов и, как правило, новые доходы находятся каждый раз, когда нужно «безболезненно» повысить расходы. Напомним, также, что еще в марте этого года правительство Зубкова одобрило рост расходов в размере 330 млрд. рублей.

Из новых расходов 37 млрд. пойдут на социальные нужды: 8,4 млрд. - на жилье инвалидам войны, 4,4 млрд. - транспорт для них, 4,8 млрд. - компенсации тем, кто ухаживает за нетрудоспособными, 19 млрд. - межбюджетные трансферты (основные - на лекарства и компенсации жителям Чечни). Более 14 млрд. руб. пойдут на выплаты по искам граждан к государству. На дополнительную индексацию «детских пособий» и другие социальные выплаты в 2008 году выделяется еще 5,7 млрд. рублей. Премьер на первом заседании президиума сообщил, что базовая часть трудовой пенсии с 1 августа будет повышена на 15%, а страховая часть пенсии будет проиндексирована «в полном соответствии с инфляцией». Будет увеличен и материнский капитал. Причем примечательно, что, например, «Единая Россия» намерена уже весной инициировать повышение МРОТ до прожиточного минимума, что повлечет за собой новый всплеск расходов (хотя он придется уже на 2009 год).

Во-вторых, помимо традиционного для путинского правления роста социальных расходов, значительно наращиваются меры по поддержке отдельных отраслей. В данном случае есть «социально значимая отрасль» - АПК, которая, по решению президиума правительства, получит в этом году дополнительно 49 млрд. рублей. Однако гораздо более интересными являются меры по использованию денежных средств для конкурентоспособных отраслей – нефтяной и автомобильной.

27 мая премьер-министр Владимир Путин вместе со своим заместителем Игорем Сечиным посетил особую экономическую зону «Алабуга» в Татарии, где осмотрел автосборочные предприятия, подконтрольные ОАО «Северсталь-авто» и выпускающие иностранные модели Fiat и Isuzu. Путин провел совещание «О мерах по развитию автопрома России», на котором одобрены беспрецедентные меры по поддержке отрасли. Инициатором этих мер стала «Северсталь». Планируется продлить льготный таможенный и налоговый режим промсборки, значительно повысить транспортный налог для подержанных автомобилей, используемых юридическими лицами – мера, призванная обновить автопарк. Добивается отечественный автопром и более комфортных условий конкуренции с отверточным производством. «Северсталь-авто» предлагает ввести пошлины на импорт окрашенных автомобильных кузовов в размере 15%, но не менее €5 тыс. за кузов (сейчас 15%). Это мера ударит, в частности, по ЗАО «Автотор», которое собирает до 100 тыс. иномарок KIA и BMW в год методом отверточной сборки.

Заметим, что до сих пор правительство не могло выработать свое видение развития отрасли (впрочем, это касается едва ли не всех отраслей). Правительство не могло определиться, каким образом расставить приоритеты – поддерживать ли отечественные бренды, допускать ли иностранные компании для производства их моделей на территории России или развивать отверточную сборку. И все это каким-то образом должно было укладываться в перспективу вступления России в ВТО (льготный режим промсборки вводился, потом отменялся). Иными словами, никакой концепции у правительства просто не было.

Новому правительству хватило одной недели для того, чтобы выделить главный приоритет: развитие промсборки на территории России с признанием бесперспективности отечественных брендов и мерами против отверточной сборки. «Считаю, в таких условиях нужны не высокомерные великодержавные амбиции, а холодный расчет. У нас, в конце концов, была сделана ставка на автомобильную кооперацию с ведущими мировыми автоконцернами и на организацию сборки в России. Все можем сделать! У нас все для этого есть!», - поставил точку в спорах Путин.

Главную роль в этом сыграл вице-премьер Игорь Сечин, который в новом правительстве курирует промышленность. Он оказался более чем внимательным к нуждам автопрома и продемонстрировал способность очень быстро договариваться об окончательных мерах. 17 мая он встретился с ведущими автопроизводителями, сразу же поручил Минпромторгу доработать «Комплекс мер по развитию российского автопрома» с учетом предложений участников рынка, а 19 мая уже Минпромторг отправил проект документа на согласование в Минэкономразвития. Такая скорость принятия решений носит беспрецедентный характер для российского правительства в последние годы.

Не меньшую, хотя и ранее декларированную поддержку получает нефтянка, что также лично курируется Игорем Сечиным. Для поддержки нефтяных компаний, как заявил Путин на первом заседании президиума, «требуется принять целый комплекс мер, в том числе повысить необлагаемый минимум при расчете НДПИ с $9 до $15 за баррель». Кроме того, будут снижены акцизы на бензин и дизельное топливо с более высокими экологическими характеристиками. Будет реализовано и обещание ввести налоговые каникулы для компаний, работающих на шельфе. Это решение коснется в первую очередь «Роснефти» и «Газпрома», которые недавно поделили между собой основные шельфовые зоны. В данном случае также стоит обратить внимание на скорость принятия решений. Сам же Сечин уже через неделю после получения новой должности добился и принятия всех решений (именно его как главу совета директоров «Роснефти» считают главным лоббистом налоговых преференций для нефтяных компаний), и посетил предприятия «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» в ХМАО, где добивался гарантий наращивания добычи нефти. По некоторым данным, во время этой поездки мог рассматриваться и вопрос о слиянии компаний, который давно обсуждается экспертами.

Помимо роста социальных расходов и поддержки отдельных наиболее лоббистски сильных отраслей правительство рассматривает вопрос о направлении пенсионных средств так называемых «молчунов» на финансирование инфраструктурных проектов, прежде всего, строительство дорог. В данном случае главной проблемой становится доходность и извлечение этих средств, однако, очевидно, что приоритетом в данном случае является не это, а поиск средств для инфраструктурных проектов. Рост ВВП для нового правительства оказывается более важным, чем пенсионная проблема, которая пока не получила должного внимания.

Наконец, в-третьих, очевидным приоритетом нового правительства является снижение налогов. Это касается целого комплекса направлений: создание благоприятного налогового режима для операций на финансовых рынках, увеличение объема затрат, которые можно списывать на себестоимость при ведении приоритетных НИОКР, освобождение от налога на прибыль траты компаний на образование, здравоохранение сотрудников и решение их жилищных проблем (они включаются в себестоимость). Напомним также, что помимо налоговых преференций для нефтяников обсуждается вопрос о значительном снижении НДС – дискуссия по этому вопросу пока не завершена.

Российское правительство фактически выбрало приоритетом своей деятельности рост ВВП («партия роста») как альтернативу сохранению макроэкономической стабильности («партия стабильности»). Экономика получает возможность претендовать на огромные государственные вливания, компании и отрасли – на налоговые преференции и защитные меры. Фактически курс заимствует элементы «дирижизма», в соответствии с которым главной идеей развития экономики является создание «полюсов роста» при активном вмешательстве и поддержке со стороны государства. В России ставка делается на ТЭК, автопром, машиностроение, а также госкорпорации.

Однако такой курс может столкнуться с серьезными проблемами. Попытки наладить огромный поток денег в экономику и сократить налоги сопровождается не сокращением, а наращиванием социальных расходов. Набирающий темпы рост инфляции провоцирует все новую и новую индексацию социальных выплат, что создает замкнутый круг. Если в прежнем правительстве Минфин был достаточно сильным сдерживателем для «партии роста», то сейчас он потерял опору в лице президента Путина, балансировавшего между разного рода задачами. Сейчас Путин фактически стал олицетворением «партии роста», а ответственность за инфляцию в публичном пространстве берет на себя пока политически слабый Медведев.

Создается впечатление, что для власти приоритетность снижения инфляции несколько тускнеет на фоне возможностей «поднять экономику». Напомним, что перед утверждением премьером Путин заявил депутатам парламента, что инфляция пока останется двузначной. После этого Путин практически не поднимал эту тему в рамках кабинета, сосредоточившись на проектах, способствующих наращиванию расходов. Инфляцией был вынужден озаботиться президент Медведев, который провел встречу с вице-премьером и министром финансов Кудриным, который заверил его в том, что действия Минфина и Центробанка, напротив, не только позволят избежать роста инфляции, но и могут привести к ее снижению в ближайшие полгода.

Новое правительство продемонстрировало сразу несколько совершенно новых для него качеств: это расторопность (относительно высокая скорость принятия решений), договороспособность и наличие более или менее внятных приоритетов деятельности даже в отсутствие стратегии. Это объясняется, прежде всего, тем, что новое правительство политическое и в данном случае выступает самостоятельным субъектом принятия решений: ранее кабинет был лишь механизмом в руках президента, то есть оказывался неспособным автономно принимать самостоятельные решения, а президент при этом в большей степени был сосредоточен на политических задачах. Теперь по факту получается так, что Путин во главе кабинета министров может позволить себе заниматься развитием экономики, одновременно оставляя для себя большие возможности для поддержания высокого рейтинга (а значит и сохранения значительной политической роли при возможности вернуться на пост президента), а Медведев в большей степени концентрирует ответственность за макроэкономическую стабильность. При этом не происходит и ожидаемого обострения между «партией роста» и «партией стабильности»: за основу курса взяты приоритеты первой, а консервативный Минфин перестал, по крайней мере публично, жестко оппонировать выбранному курсу. В то же время пока еще не принята стратегия-2020 и финансовый план на 15 лет, и у отраслевых «игроков», и у Минфина остаются возможности мобилизовать свои лоббистские возможности.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net