Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

23.06.2008 | Татьяна Прийменко

Ашхабадский газовый пасьянс

В промежутке между саммитом Россия - ЕС в Ханты-Мансийске и переговорами Большой Восьмёрки в Японии, Дмитрий Медведев планирует посетить три ключевые с точки зрения нефтегазовой промышленности центральноазиатские страны: Азербайджан, Туркменистан и Казахстан. Принимая во внимание, что центральной темой саммита в Ханты-Мансийске и в Японии будет вопрос энергетической политики, выбор центральноазиатского маршрута далеко не случаен: именно от участия Баку, Ашхабада и Астаны зависит успех Транскаспийского газопровода, который должен соединить восточных поставщиков с европейскими потребителями в обход России.

Тем не менее, если результаты и примерный формат переговоров в Азербайджане и Казахстане примерно ясны, то встреча с несговорчивым туркменским президентом таит в себе немало неожиданных и потенциально опасных моментов.

Напомним, что на неформальном саммите стран СНГ в Санкт-Петербурге президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что Россия является главным стратегическим партнёром его страны и пригласил Дмитрия Медведева посетить Ашхабад. И вроде бы все ничего: и контекст встречи выбран удачно (со времени последней встречи Владимира Путина и Гурбангулы Бердымухамедова накопилось большое количество спорных вопросов), и момент подобран неплохо (президентам, которым вместе предстоит работать не менее четырёх лет, необходимо познакомится поближе). Смущают только практически безрезультатные переговоры между представителями «Газпрома» и «Туркменгаза» по поводу фиксации газовой цены на 2009 год при все увеличивающемся количестве визитов западных представителей, которые неизменно заканчиваются подписанием соглашений, меморандумов и договоров. Например, за неделю до первого раунда российско-туркменских переговоров, на которых «Газпром» представлял Алексей Миллер, президент Туркмении подписал меморандум с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом, посетил Азербайджан, где активно обсуждался проект Транскаскаспийского газопровода, и принял прибывшего из Вашингтона помощника госсекретаря по Центральноазиатскому региону Ричарда Баучера.

Чем же обусловлены неудачи российских переговорщиков в Ашхабаде? По всей видимости, необходимо обратить внимание на произошедшие в течение последнего года изменения во внешней политике Туркменистана и на выгоды, которые несёт ему отсрочка в определении фиксированной цены на газ.После смены высшего политического руководства во внешней политике Туркменистана произошел крутой поворот. Если Сапурмурат Ниязов проводил политику частичной изоляции, то с приходом на пост президента Гурбангулы Бердымухамедова Туркменистан взял курс на многовекторность внешней политики. Начались тесные и продуктивнее контакты со странами ЕС, США и НАТО.

Помимо всего прочего при активном участии США Туркменистан пошёл на сближение с Азербайджаном, с которым отношения были серьёзно испорчены ещё после распада СССР из-за спорного нефтегазового месторождения на Каспии. Американские представители, которые за последние четыре года неплохо закрепились в этом регионе и наладили контакты практически со всем высшим руководством, мудро рассудили, что сотрудничество Ашхабада с Баку стимулирует желание Туркменистана участвовать в альтернативных по отношению к РФ проектах транспортировки нефтегазового сырья в Европу.

Также руководство Туркменистана не приостановило активного традиционного сотрудничества с Ираном, которому ранее импонировал нейтральный статус Ашхабада, и с Афганистаном. Традиционная «дружба туркменского и российского народов» подувяла немного, но отнюдь не была забыта, ведь Россия и сегодня остаётся единственным реальным транзитёром туркменского газа на европейские рынки. При многочисленности альтернативных газовых проектов в ближайшее время в эксплуатацию будет введена только «китайская ветка».

Выгоды Бердымухамедова - в затягивании переговоров с российской стороной. В условиях, когда число потенциальных потребителей резко возросло, а запущенных проектов раз - два и обчёлся, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан приняли решение о существенном повышении цены на газ. Сначала в сторону увеличения цены было пересмотрено соглашение, подписанное ещё в 2006 году Сапурмуратом Ниязовым, а 11 марта было объявлено о переходе с 2009 года на исчисление цены по среднеевропейским стандартам (то есть европейская цена на газ за вычетом транспортных расходов и обычной нормы прибыли). «Газпром», в свою очередь, желая сохранить монопольное положение, принял новые условия, тем более что большую часть увеличения расходов предполагалось переложить на плечи европейских и украинских потребителей. Тем не менее, Туркменистан не стал спешить с определением фиксированной цены на газ, что, конечно же, вызывало раздражение российской стороны, которой еще предстоят неприятные переговоры с европейскими потребителями о повышении цен на газ, за которыми, конечно же, поднимется и стоимость транзита через страны Восточной Европы.

С одной стороны, «Газпром» в любом случае будет договариваться, так как без туркменского газа он не сможет выполнить свои обязательства перед внутренними потребителями. С другой стороны, пока конкретные соглашения о цене не подписаны конкуренция западных, российских и китайских компаний только повышает цену на туркменский газ. Поэтому некоторые эксперты ожидают завершения российско-туркменских переговоров только к концу года.

Ожидать, что вопрос о цене на газ может быть решён во время визита Медведева также сложно. Во-первых, у российского президента практически отсутствуют какие-либо рычаги влияния на Туркменистан. В силу своего нейтрального статуса он не состоит ни в Организации о коллективной безопасности и ни в Евразийском экономическом сообществе, визовый режим уже существует, а цены на газ устанавливают нам.

Во-вторых, многие наблюдатели отмечают поразительные способности нового туркменского президента добиваться от своих визави очень многого в обмен на туманные обещания.

С другой стороны, в этом году представители Туркменистана заявили об амбициозных планах по увеличению к 2015 году добычи и экспорта газа до 250 и 125 млрд к. м. в год соответственно, тогда как на 2007 год суммарный экспорт составил около 50 млрд к.м. Эксперты отмечают, что обеспечить такое увеличение добычи можно только за счёт существенных инвестиционных вливаний. Европейские спонсоры пока не спешат вкладывать свои деньги и подробно просчитывают возможные проекты. В этой ситуации российская сторона могла бы расширить варианты своих предложений новыми инвестиционными проектами.

Таким образов, в условиях, когда Гурбангулы Бердымухамедову скорее выгодно сохранение неопределённого положения в отношениях с российским газовым монополистом, крайне сложно надеяться, что во время визита Дмитрия Медведева будет решен вопрос о фиксации цены на газ. Возможным козырем российского президента в переговорах с туркменским коллегой может стать расширение пакета российских предложений за счёт добавления предложений об инвестициях.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net