Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.01.2005 | Михаил Сергеев
КТО БУДЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ИНТЕРНЕТ?
Через две недели в Женеве в очередной раз соберется Рабочая группа ООН по управлению Интернетом. Как известно, главная задача Рабочей группы - организовать обсуждение необходимости создания "Интернет-правительства" среди заинтересованных сторон и подготовить соответствующие рекомендации в связи с предстоящей Всемирной встречей на высшем уровне по вопросам информационного общества (Тунис, ноябрь 2005 года). С чем выступит на этой встрече Россия? Есть ли у нас собственная позиция и предложения, которые не стыдно озвучить на мировом уровне? Что больше всего волнует сегодня российских пользователей международной компьютерной сети?
К сожалению, ответ на последний вопрос неутешителен: наибольшую обеспокоенность отечественные Интернетчики проявляют в связи со слухами о введении цензуры. Кроме того, в виртуальном мире озабочены условиями доступа в сеть, защитой от спама, вирусов или мошенников, а также возможным введением "повременки" на телефонные переговоры. Глобальные проблемы управления Интернетом волнуют "юзеров" в значительно меньшей степени...
Иная позиция у чиновников и депутатов. Главное для них - контроль за содержанием информации в Сети. Само по себе это лишний раз доказывает: наши чиновники живут в особом мире, и их устремления не совпадают с заботами основной массы граждан. Не проходит недели без того, чтобы федеральный или местный чиновник не высказался на тему цензуры в Интернете. Глобальную Сеть называют то "стоглавой гидрой", то "больным Интернетом", в котором орудуют террористы, педофилы и негодяи всех мастей. По мнению сенатора от Тувы Людмилы Нарусовой, которую охотно цитируют "Новый регион-2" и "Грани", - Интернет сегодня является "зловонно попахивающей выгребной ямой"...
В то же время многие эксперты и аналитики справедливо считают Интернет в России одним из последних островков свободы слова, важнейшим средством получения неподцензурной оперативной информации. В России, по данным Министерства информационных технологий и связи, насчитывается более 14 миллионов пользователей Интернета. Тот, кто будет контролировать Интернет, получит мощный рычаг влияния как минимум на 15 процентов российского электората. Это обстоятельство не может не привлекать пристальное внимание власти.
В последнее время неприятное слово "цензура", кажется, решено заменить более высоконаучной категорией "контентная фильтрация". Так, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ("Роспечать") выступает за введение фильтров контента в российском сегменте сети Интернет. Об этом заявил заместитель руководителя "Роспечати" Андрей Романченко на всероссийской конференции "Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества" ("ИНФОФОРУМ"), состоявшейся 26 января. По его мнению, "государственная политика в вопросе контентной фильтрации Интернета заключается в том, чтобы предоставить обществу и личности услугу по защите от вредного и незаконного контента". Он также пояснил, что "контентная фильтрация - это программный способ индивидуальной настройки Интернет-браузера, исключающий открытие сайтов заданной тематики". "Сама по себе программа - вещь нехитрая, однако для ее корректной работы требуется постоянное обновление базы данных", - отметил представитель "Роспечати".
В качестве примера проекта по созданию фильтрационной системы Романченко назвал сайт "Ваш личный Интернет" (www.content-filtering.ru), созданный при поддержке Роспечати. Романченко также подчеркнул, что подобный проект мог бы быть заявлен к реализации в рамках проекта "Электронная Россия" (www.e-rus.ru).
По словам Романченко, Федеральное агентство по печати поддержало заявку на грант, поступившую от компании, создавшей публицистический Интернет - ресурс, призванный вести дискуссию о фильтрации. "Однако ограниченность сферы полномочий агентства не позволяет финансировать создание и внедрение такой программы, /.../ хотелось бы, чтобы другие органы исполнительной власти, а также наши законодатели, правоведы, СМИ подхватили эту тему", - подчеркнул чиновник.
Подхватить тему фильтрации есть кому. Московский мэр Юрий Лужков, выступая недавно на церемонии награждения журналистов-лауреатов премии Москвы, заявил, что необходимо повышать ответственность за размещение информации во всемирной сети Интернет. Вместе с тем, по его словам, регламентировать работу Интернета необходимо не за счет ограничения свободы. "Надо не отбирать свободу, а повышать ответственность", - подчеркнул московский мэр. По его мнению, в настоящее время Интернет серьезно болен. Следствием являются публикации в Сети материалов, пропагандирующих наркоманию и насилие. Предложения Юрия Лужкова о контроле Интернета формулируются как ряд комплексных мер "юридического и законодательного характера" с целью навести порядок в Интернете. Мэр, в частности, предлагает лицензировать Интернет-провайдеров и регистрировать сетевые средства массовой информации. По мнению Лужкова, должна быть разработана юридическая процедура, предусматривающая закрытие Интернет-изданий в случае несоблюдения ими законов.
Кроме того, Лужков выступает категорически против анонимности авторов сайтов, что позволяет им заниматься "черным пиаром", размещать материалы порнографического характера и нарушать авторские права писателей и музыкантов. В его статьях также говорится о том, что новое законодательство должно защитить провайдеров "путем введения строгих наказаний за попытки взлома сайтов, за насильственную, с помощью технических ухищрений, фальсификацию их содержания, за создание сайтов-двойников и т.д.". Юрий Михайлович также отмечает, что согласно существующему закону о СМИ, не понятно, относятся ли Интернет-издания к "иным средствам массовой информации". Поэтому на первом этапе в законе необходимо юридически прописать Интернет "отдельной строкой" с учетом всех особенностей сетевой журналистики. В дальнейшем речь может пойти и о разработке специального закона об Интернете, поскольку его целесообразность "не ставится под сомнение ни специалистами, ни многими законодателями".
Следует отметить, что попытки принять драконовский закон "Об Интернете", о которых ранее писал CNews, предпринимались и ранее, но завершились провалом. Во многом этому способствовала четкая и последовательная позиция Леонида Реймана, влиятельного российского министра информационных технологий и связи, которая дословно состоит в следующем: "Мы считаем, что регулированию подлежит не сама сеть, как среда и платформа переноса информации, а именно правовые аспекты процессов взаимоотношений, возникающие между поставщиками и потребителями информации, которые используют сеть Интернет при своем взаимодействии. Основным подходом должно стать применение уже существующих правовых норм и правил в отношениях, связанных с пользованием сетью Интернет. Это значит, что мы не видим необходимости в применения каких-либо специальных дополнительных норм регулирования по сравнению с уже действующим законодательством".
С этим трудно не согласиться. Действительно, регулировать необходимо отношения между производителем-поставщиком информации и потребителем этой информации, а попытки регулировать технологии никогда не решат проблему безнравственности и бездуховности, тех, кто размещает на своих сайтах информацию, не соответствующую нормам права и морали.
Ситуация в Интернете отражает ситуацию в обществе. Злоупотребления Словом, опубликованным на страницах всемирной сети, киберпреступность, электронная порнография и т.п. - во многом следствие духовного кризиса, переживаемого человечеством. В этой связи хочется упомянуть о планах проведения международной конференции на тему: "Религия и Церковь в информационном обществе". Как стала известно, это представительное мероприятие организовывается Центром развития информационного общества (http://www.riocenter.ru) и состоится 17 марта 2005 года. Для участия в Конференции приглашаются представители Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, других федеральных органов государственной власти, традиционных религиозных объединений и конфессий, средств массовой информации, а также известные эксперты в области религиоведения, права и информационных технологий. Ожидается прибытие президента Папского совета по социальным коммуникациям архиепископа Джона П. Фоли, известного своими публикациями по проблемам свободы совести и международной компьютерной сети. Хочется надеяться, что конференция внесет свой вклад в разработку реальных механизмов защиты духовного здоровья личности и общества в информационной среде "Интернет".
На самом деле, вопросы функционирования глобальной информационной сети уже вышли за рамки частных корпораций и экспертных групп и требуют широкого общественного обсуждения. Глобальные эпидемии компьютерных вирусов, засорение электронной почты спамом, разгул "пиратства", киберпреступления и кибертерроризм заставляют правительства всех стран мира выработать единые стандарты функционирования сети. Однако эти вопросы не должны решать кулуарно в тени чиновничьих кабинетов. Работа по преодолению негативных сторон распространения Интернета ориентирована на долгосрочные, стратегические цели социо-культурного и научного развития, очень важна для сохранения и укрепления международного авторитета России, вследствие чего требует в определенном смысле мобилизации интеллектуального ресурса нации в сфере разработки и освоения новых информационных технологий.
Показательно, что представители Интернет-общественности и специалисты из Мининформсвязи и даже Президент России неоднократно высказывались против государственного регулирования контента, введения цензуры в Сети. Так, председатель Совета Федерации Сергей Миронов на заседании Комиссии по информационной политике заявил, что не видит необходимости накладывать какие-либо специальные ограничения, предусмотренные законодательством о СМИ, на интернет-сайты. Глава Комиссии СФ по информационной политике Дмитрий Мезенцев также уверен, что в Интернете "цензуры нет и не будет". Заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев уверен, что "если мы начнем лицензировать Интернет, то провайдеры перейдут из зоны "Ru", базирующейся в основном на территории России, в зону "Com" - то есть в США. При этом все едины в том, что отсутствие цензуры не означает безнаказанности для злоумышленников. Напротив, у правоохранительных органов сохраняется возможность преследования террористов или педофилов, используя в качестве доказательств, в том числе и информацию об Интернет-активности преступников.
Впрочем, эти аргументы вряд ли убедят чиновников, которые небезосновательно считают, что главная опасность для их репутации - это публикации в Интернете. Складывается впечатление, что под разговоры о терроризме и порнографии в Сети предлагается ввести ограничения (лицензирование, контроль содержания и даже наказание) для тех, кто разместит не понравившуюся чиновнику информацию. Между тем, для настоящей борьбы с педофилией, терроризмом и порнографией вполне достаточно правовой базы существующего Уголовного кодекса. Поэтому создается впечатление, что чиновников заботят не столько педофилы и террористы, сколько те, кто публикует неудобную для "слуг народа" информацию. В отличие от газет, которым можно вчинить разорительный иск, Интернет пока остается практически неуязвим для "административного ресурса".
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.