Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

30.06.2008 | Татьяна Становая

Саммит на родине нефти и газа

26-27 июня в Ханты-Мансийске прошел саммит Россия-ЕС, важнейшим итогом которого стал старт переговоров о подписании нового соглашения о стратегическом партнерстве. Однако пока позиции сторон столь противоречивы, что это способно существенно затянуть процесс переговоров. Россия рассматривает соглашение как документ, открывающий для нее возможности продвижения как в отношениях с Европой, так и на мировой арене. ЕС заинтересован сделать эти возможности и потенциал экспансии России более управляемыми с точки зрения европейских интересов.

Для России и ЕС краеугольным камнем отношений на ближайшие годы станет выработка нового соглашения о стратегическом партнерстве, действие которого формально закончилось в 2007 году (оно продолжает действовать пока не принято новое). За последние годы отношения России и ЕС значительно осложнились, чему способствовал и рост международных амбиций России, и расширение ЕС: в частности, страны Центральной Европы более осторожно, чем вся Европа, воспринимают экспансию Москвы на мировых рынках, прежде всего, в энергетике. Польша и страны Прибалтики стали наиболее «проблемными»: отношения с ними осложнены целым набором исторических и политических проблем, а элиты часто демонстрируют откровенно антироссийские настроения. Сначала моратории Польши, а затем и Литвы помешали начать переговоры о новом соглашении сразу после окончания срока действия старого. Обе страны апеллировали к Европе, рассчитывая использовать «коллективный ресурс» для давления на Москву (кстати, Дмитрий Медведев на итоговой пресс-конференции осудил практику «евросолидарности» в выстраивании отношений с Москвой): Польша столкнулась с запретом на импорт мяса, Литва – с прекращением поставок нефти по нефтепроводу «Дружба». Ситуация с Польшей разрешилась благодаря смене правительства: новый премьер Дональд Туск своей задачей поставил оптимизацию отношений с Россией. С Литвой сыграло роль давление ЕС, заинтересованного в скорейшем начале переговоров с Россией. В итоге ближе к саммиту, ЕС все-таки сумел одобрить мандат на проведение переговоров.

Теперь России и ЕС предстоят очень сложные переговоры. Есть целый набор проблем, по которым продвижение будет крайне непростым, хотя обе стороны демонстрируют политическую волю к сближению.

Во-первых, существенные разногласия остаются по характеру нового соглашения. Россия предлагает подписать наименее детализированный документ, который будет дополнен так называемой системой секторальных соглашений (прежде всего, речь идет об известных «четырех пространствах»). В Москве соглашение с ЕС видится как «сжатый, без чрезмерной детализации, но юридически обязывающий документ», а по практическим экономическим и иным вопросам предлагается подписывать отдельные документы», - заявил помощник президента Сергей Приходько. Медведев в интервью Reuters, а затем и на саммите подтвердил, что соглашение должно носить рамочный характер.

ЕС, в свою очередь, настаивал на максимальной детализации соглашения, в том числе и с учетом вступления России в ВТО. В этом случае соглашение должно будет учесть новый статус и обязательства России. Перед саммитом состоялся визит в Москву комиссара ЕС по торговле Питера Мандельсона, который также опубликовал в «Коммерсанте» свое видение будущих переговоров. По его словам, главным камнем преткновения на переговорах между Россией и ЕС о присоединении РФ к ВТО остается вопрос об экспортных пошлинах на лес. ЕС требует снижения пошлин на необработанную древесину – вопрос об их повышении, напомним, был принят на высшем политическом уровне (еще Путиным) и вряд ли будет пересмотрен. Кроме того, буквально за два дня до саммита Россия ввела запрет на импорт мяса 70 предприятий из Германии, Франции, Дании, Италии, Испании, Бельгии и Венгрии. Мендельсон прогнозирует, что Россия может снять все проблемы по вступлению в ВТО к концу этого года. ЕС считает, что взаимодействие в торгово-экономической сфере должно быть дополнено конкретикой по фитосанитарным нормам, доступу к государственным заказам, защите права интеллектуальной собственности, транспорту, антидемпингу и протекционизму.

Судя по итоговым заявлениям Медведева, Россия все-таки отстояла именно свое видение характера нового соглашения. «Новое соглашение будет кратким, рамочным, без чрезмерной детализации. Акцент в нем будет сделан на стратегическом характере наших отношений. При этом документ будет дополнен системой секторальных соглашений», - сообщил Дмитрий Медведев на итоговой пресс-конференции.

Во-вторых, одной из самых острых тем остается энергетическая. Напомним, что ЕС давно и настойчиво требует ратификации Россией Энергетической хартии, которая предусматривает либерализацию доступа к российским трубопроводам и газового рынка в целом. Эта тема приобрела особую актуальность в связи с «газовой войной» в Украине: ЕС восприняли это как попытку России использовать энергоресурсы для решения своих политических задач. В ответ Россия к саммиту G8 в 2006 году подготовила концепцию энергобезопасности, в основе которой лежит не европейская идея диверсификации, а схема обмена активами и взаимной зависимости. Россия предлагала европейским компаниям долю в российских месторождениях в обмен на газораспределительные активы в Европе. Такая схема была встречена очень противоречиво: отдельные европейские страны видели в ней угрозу наращивания зависимости от поставок газа со стороны России. В то же время локально Россия все же добивалась успеха: схемы обмена активами успешно реализуются в проектах по строительству «Южного» и «Северного» потоков» (при этом Россия пользуется политической поддержкой главных «энергетических союзников» Италии и Германии).

В ЕС, тем временем, реализуется реформа: как раз недавно Комитет по промышленности Евросоюза предварительно одобрил третий пакет реформ по либерализации рынка газа, ограничивающий доступ третьих стран к рынкам ЕС. Это сразу вызвало резкое раздражение «Газпрома». Напомним, что в целом концепция предусматривает создание наднационального органа власти, который объединил бы в себе полномочия по выработке единой тарифной, регулятивной и конкурентной политики для национальных регуляторов стран ЕС и управлению через него всеми энергопотоками Европы. Этот орган будет ограничивать доступ на европейский рынок, в первую очередь, российских и американских компаний. «Газпром» рассчитывает, что в сфере энергетики России удастся договориться об эксклюзивных отношениях, которые не в полной мере регулировались бы общими правилами рынка ЕС. Свидетельством этого стало заявление Жозе Мануэля Баррозу: ЕС поддержит проект «Северный поток», если он будет совместим с экологическими требованиями (это немаловажная оговорка). Поддержка трубопроводов, которые строит России – это по сути поддержка и концепции энергозависимости.

Несмотря на все это, ЕС намерен настаивать на включении в соглашение отдельных положений Энергетической хартии (вопрос о ратификации уже ушел из повестки дня как нереалистичный). Западные СМИ со ссылкой на документы, подготовленные к переговорам о соглашении, пишут, что в них содержится требование к России «ослабить контроль над нефте- и газопроводами и обеспечить иностранным инвесторам большую безопасность». Как заявила в интервью «Коммерсанту» еврокомиссар по вопросам внешней политики Бенита Ферреро-Вальднер, в соглашении «будет предусмотрена особая часть, касающаяся энергетики, где будут содержаться принципы, прописанные в Энергетической хартии. Это, в частности, касается прозрачности сотрудничества и избежания дискриминации».

В-третьих, на повестке дня остаются политические проблемы. У ЕС есть претензии к России, прежде всего, по политике на Южном Кавказе. Кремль заведомо попытался перехватить инициативу: неофициально в преддверии саммита давалось понять, что Россия сама готова «обменяться мнениями» в отношении ситуации вокруг непризнанных республик. Не удастся России уйти и от возможных претензий в отношении своих внутриполитических процессов. «Если Россия примет мандат на переговоры с Евросоюзом, то в повестке дня должен быть целый раздел о развитии сотрудничества по вопросам демократии и гражданских свобод и прав», - заявила пресс-секретарь генерального секретаря Совета ЕС, верховного представителя по общей внешней политике и безопасности Хавьера Соланы Кристина Галлак.

Вместе с тем свою позицию в отношении «больной» темы подтвердила и Россия. Медведев достаточно жестко поставил проблему «переписывания истории». Медведев предостерегает коллег по Евросоюзу от героизации пособников нацизма и попыток переписать историю. «Нас по-прежнему беспокоит положение с правами наших соотечественников в Латвии и Эстонии, недопустимо мягкое отношение к попытке героизации пособников нацистов, стремление переписать отдельные страницы истории Европы ХХ века», - подчеркнул он. При этом Медведев сумел добиться частичной публичной солидаризации руководства ЕС, хотя при этом был осужден и советский тоталитаризм. «Чётко скажу: ЕС выступает против тоталитаризма в любой форме. Мы выступаем против тоталитаризма во всех его формах, отвергая, в том числе советский тоталитаризм. Мы не направляем эти рассуждения против России. Мы призываем к демократии, и мы признаём вклад, который внесла Россия – в то время Советский Союз – в борьбу с нацизмом. В то же время, мы в ЕС чётко выступаем против тоталитаризма во всех формах, и здесь, я думаю, мы согласимся, что сейчас ЕС строит отношения с современной, новой Россией», - заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, хотя о «переписывании истории» он и не говорил.

Между тем отношения России и «проблемных стран» продолжают оставаться крайне непростыми, что подтвердил прошедший сразу по завершению саммита Россия-ЕС всемирный конгресс финно-угорских народов. В нем прияли участие президенты Венгрии, Финляндии и Эстонии Ласло Шойома, Тарью Халонен и Тоомас Хендрик Ильвес, с каждым из которых Дмитрий Медведев встретился лично. Однако конгресс омрачился скандальным эпизодом вокруг российско-эстонских отношений. Председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев назвал «неуместным» выступление президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, после чего эстонская делегация в полном составе покинула конгресс. Причиной резкой оценки Косачева стали высказывания эстонского лидера, в которых можно усмотреть призывы к финно-угорским народам отделиться от России (официально подобная интерпретация президентом Эстонии затем была опровергнута). Тоомас Хендрик Ильвес, в частности, заявил: «Свобода и демократия были нашим выбором 150 лет назад, когда о государственной независимости даже поэты еще не мечтали». При этом эстонский лидер многозначительно добавил: «У многих финно-угорских народов этот выбор еще не сделан». Кремлевский источник при этом заявил в СМИ, что встреча между двумя президентами также была не самая теплая.

Инцидент вокруг Эстонии стал первой неприятностью Медведева на посту президента. Он лишь подтверждает, что новому лидеру России достается в наследство набор крайне острых и глубоких проблем со странами, отношения с которыми не урегулированы. При новом президенте острота непонимания не снижается.

Саммит Россия-ЕС важен также и в связи с тем, что это первое международное мероприятие Дмитрия Медведева: по сути, это его презентация перед ЕС и первое знакомство с «евробюрократами». В отношении Медведева у Запада заведомо существуют позитивные ожидания: он воспринимается как психологически комфортный партнер. Это положительно сказывалось на атмосфере саммита.

Сам Медведев попытался в полной мере воспользоваться саммитом для того, чтобы сформировать и собственный образ дееспособного лидера страны (на саммите не было Путина), и подтвердить преемственность курса. Медведев в интервью Reuters развивал обозначенную в выступлении в Германии линию на приоритетное сближение с Европой, но на принципах «отстаивания национальных интересов России» «исходя из прагматических соображений, исходя из тех ценностей, которые мы считаем для себя определяющими». «А мы считаем для себя определяющими ценности свободы, демократии, защиты права собственности», - заявил Медведев в интервью, всячески подчеркивая европейскую идентичность России. При этом он вновь добавил, что «наша внешняя политика не может характеризоваться ни как либеральная, ни как консервативная, ни как какая-то иная – это должна быть политика, которая подтверждает, поддерживает наши национальные интересы». Это заявление достаточно важно: оно призвано рассеять надежды Запада на либерализацию внешней политики. Как показало еще прошлое выступление Медведева в Германии, либерализм в России наполняется при Медведеве новым содержанием: либеральный не означает «прозападный» или «проамериканский», и оказывается совместим с национальными интересами.

Саммит ЕС, безусловно, стал площадкой, которая была использована Медведевым для продвижения важных для России инициатив и озвучивания проблем. На итоговой пресс-конференции он заявил, что проблему ПРО должны решить исключительно европейцы. Напомним, что еще в Германии Медведев предложил Европе подписать новый договор о европейской безопасности: этот процесс потенциально способен значительно затруднить США продвижение своих проектов ПРО в Центральной Европе. «Европа - наш общий дом и мы все государства, которые являются хозяевами в этом доме. Мы должны помнить о содержании общего дома. Невозможно возлагать эту обязанность на соседа, перепоручить содержание дома другому», - заявил Медведев на совместной пресс-конференции участников саммита Россия-ЕС. Таким образом, Медведев продолжает попытки диверсифицировать политику России в отношении Запада: он делает стратегические предложения Европе, рассчитывая усилить позиции России в конкуренции с США (прежде всего, в вопросах ПРО, контроля над энергопоставками и борьбы за геополитическое влияние).

Саммит Россия – ЕС можно назвать успешным стартом переговоров о новом соглашении: обе стороны продемонстрировали политическую волю и нежелание публично идти на обострение по проблемным темам. Успешной можно назвать и презентацию Медведева: он использовал саммит для того, чтобы вновь напомнить Европе о сделанном ей эксклюзивном предложении - построении новой системы безопасности континентального масштаба. В то же время позитивный старт не означает, что процесс переговоров будет гладким. Скорее напротив: Россия и ЕС расходятся в стратегическом видении роли России в будущем. ЕС ищут пути снизить геополитические и политико-экономические возможности России в Европе, особенно через энергетическую сферу. Россия, напротив, намерена использовать новое соглашение для расширения потенциала экспансии, причем в тесном союзе с ключевыми европейскими игроками. Такое расхождение будет постоянно воспроизводить внутренние проблемы в ЕС относительно построения отношений с Москвой, и в целом осложнять характер российско-европейского взаимодействия.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net