Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.07.2008 | Дарья Гринева
Поделить между своими
На прошлой неделе парламентарии вернулись к вопросу реформирования партийного законодательства. В Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О политических партиях», в разработке которого приняли участие представители всех думских фракций («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ). В соответствии с законопроектом государственное финансирование партий по результатам парламентских выборов предлагается увеличить в четыре раза. Также в публичном пространстве возникла тема очередного увеличения минимальной численности партий (с 50 тысяч до 100 тысяч человек).
Согласно действующему законодательству набравшие на парламентских выборах не менее 3% голосов партии получают в течение последующих четырех лет государственное финансирование в размере 5 рублей за каждый голос избирателя. Средства из государственного бюджета выделяются с целью компенсации финансовых затрат политических образований.
Бюджетное финансирование партий было введено в 2004 году и изначально составляло 50 копеек за голос. В 2001 году, когда впервые принимался закон «О политических партиях», многие депутаты выступали против нормы о государственном финансировании. В 2006 году госфинансирование было увеличено в 10 раз. Также партии стали подотчетны непосредственно Центризбиркому по вопросу расходовании средств во время избирательной кампании.
В соответствии с последними предлагаемыми поправками стоимость голоса предлагается повысить до 20 рублей. По словам одного из авторов законопроекта, руководителя фракции «Справедливая Россия» Николая Левичева, документ будет рассмотрен на пленарном заседании Госдумы осенью, реально же он может вступить в силу уже после выборов 2011 года. Левичев также отметил, что по мнению депутатов доходы федерального бюджета позволяют увеличить затраты на финансирование партий.
Другим направлением реформ в области партийного законодательства является увеличение минимальной численности партий. Принятый в 2001 году закон о партиях предусматривал минимальную численность 10 тыс. членов, затем, в 2004 году, планка была поднята уже до 50 тысяч. Недавно с очередной инициативой в этом направлении выступили члены фракции «Единой России» и ЛДПР, предложив вдвое увеличить минимальную численность (с 50 до 100 тыс.). Однако это вызвало прохладную реакцию среди высшего руководства единороссов.
Спикер Госдумы, председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов не счел предлагаемые изменения необходимыми, отметив, что «когда принимали закон о 50 тысячах, исходили из ситуации в стране, а сейчас численность населения в стране не увеличилась». Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, считающийся неофицальным идеологом партии, также не поддержал идею об увеличении минимальной численности. Он отметил, что специальной дискуссии в «Единой России» на эту тему не было, заметив при этом, что «для сколько-либо серьезных политических организаций подобные изменения в законах не будут иметь никакого значения». По мнению Морозова, для повышения планки нет серьезных оснований, так как политическая система уже сложилась, остались реальные игроки, а «всю политическую пыль сдуло с этой поляны».
Имели место и более критические замечания в адрес предлагаемых поправок. В частности, комментируя эту инициативу, Александр Бабаков отметил, что законопроект выгоден крупным партиям. При этом эсер напомнил, что соответствовать предлагаемой планке будет непросто для других политических сил, которые все же в определенной мере востребованы избирателем. «Пусть они примут решение об интеграции с другими партиями о консолидации между собой не за счет давления количественного показателя, а за счет объективной необходимостью, связанной с защитой своих идеалов, взглядов и так далее», - предложил Бабков.
Если поправки будут приняты, в России фактически останется пять партий – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и Аграрная партия. При этом вследствие изменения порядка финансирования, по результатам последних думских выборов бюджетные средства получали только четыре партии – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Вкупе с повышением процентного барьера с 5% до 7% такие изменения в партийном законодательстве создают предпосылки к «консервации» сложившейся партийной системы, затрудняя появление на политическом поле новых игроков и фактически оказывая давление на наиболее слабых игроков, уже находящихся в партийной системе. Такая тенденция вступает в противоречие с декларируемыми властью заявлениями о необходимости развития института партий и партийной системы в России. В логике данного вектора обычно рассматривается введение пропорциональной избирательной системы вместо прежней смешанной. Однако ужесточение критериев входа в партийное поле, напротив, скорее способствует стагнации партийной системы и укреплению позиций не столько института партии как такового, сколько конкретного политического игрока – «Единой России», а также, в некоторой степени, других прокремлевских сил. С другой стороны, подобные изменения могут в перспективе послужить стимулом для консолидации оппозиционных сил, что при изоляции, в которой фактически находится КПРФ, дает им шанс бороться за представительство в органах законодательной власти на федеральном уровне.
Дарья Гринева – бакалавр факультета прикладной политологии ГУ - ВШЭ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.