Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.07.2008 | Дарья Гринева
Вместе или врозь?
По завершению электорального цикла 2007-2008 в российской партийной системе наметились определенные сдвиги. «Яблоко» лишилось своего бессменного «лица» - Григорий Явлинский покинул пост председателя партии. В этой связи руководство СПС, продолжающей активно оспаривать результаты думских выборов 2007 в суде, высказало мнение о том, что уход Явлинского может послужить стимулом к сближению правых оппозиционных сил. В нише провластных партий тоже зреют некоторые изменения, связанные с соотношением сил «единороссов» и «эсеров».
Правая оппозиция, по крайней мере, системная, за последние годы неуклонно сдавала свои позиции. Началом конца многие посчитали ее провал на думских выборах 2007, когда ни СПС, ни «Яблоко» не смогли добиться представительства в парламенте. Ситуация для них ухудшилась в сравнении с предыдущими выборами, которые также оказались для правых неблагоприятными. В 2003 году ни «Яблоко», ни СПС не прошли по спискам, однако, смогли провести в Думу своих одномандатников. В 2007 году особенно заметным стало фиаско СПС (0.96%), хотя разрыв между партиями в пользу «Яблока» увеличился чисто символически, однако, «Яблоко» все же смогло преодолеть 1%-й рубеж.
Фатальным для правой системной оппозиции стал переход к полностью пропорциональной системе. Еще одним ударом стало прекращение госфинансирования СПС и «Яблока» по результатам последней парламентской избирательной кампании. Если в 2003 правые все же смогли каждая набрать около 4%, то в 2007 остались далеко за пределами трехпроцентной черты, отсекающей партии, которые будут получать бюджетные средства в течение всего последующего электорального цикла.
Еще в начале 2000-х в публичном пространстве возникла тема объединения в том или ином виде СПС и «Яблока», однако на выборах 2003 года, как и в дальнейшем, такового не произошло. Одним из основных препятствий, по мнению многих политиков и экспертов, стала личность Григория Явлинского. После того, как «предводителем» СПС в 2005 году стал Никита Белых в СМИ снова появились сообщения о возможном объединении правых партий. После того, как СПС и «Яблоко» выступили единым списком на выборах в Мосгордуму 2005, лидеры партий отметили, что это «лишь начало трудного пути» и поиск «точек соприкосновения». Позже Никита Белых высказывался за объединение с «Яблоком» на думских выборах 2007. Однако идея коалиции снова осталась нереализованной. Один из лидеров СПС, Борис Немцов, пояснил, что объединение партии с «Яблоком» для участия выборах не могло состояться из-за разногласий «по поводу того, что было в прошлом» и «персонального непонимания».
Катастрофически неудачное выступление СПС и «Яблока» на выборах, а также дальнейшие изменения, наметившиеся в партийном законодательстве, вновь ставят вопрос о способности правых продолжать свое существование в нынешнем виде. Гипотетически рассматриваются различные стратегии их поведения. На развитие возможных сценариев влияет ситуация, сложившаяся в руководстве основных российских правых партий. Если после неудачи 2003 года СПС сменило своих лидеров, то Никита Белых все же смог сохранить свои позиции и после крайне неудачной кампании 2007. «Яблоко» преподнесло общественности сюрприз в виде добровольной отставки ее бессменного лидера Григория Явлинского. В этой связи примечательна реакция секретаря президиума федерального политсовета СПС Бориса Надеждина, который отметил, что шансы на присоединение «Яблока» к объединительным процессам правой оппозиции отныне увеличиваются: «Уход Явлинского и результаты голосования съезда я расцениваю как позитивные для демократического движения в стране в целом. Личность Явлинского препятствовала объединению демократов. Сейчас препятствий нет».
Смена руководства в «Яблоке» прошла по сценарию самого Явлинского, что означает некую преемственность, так как председателем партии был избран глава московского отделения Сергей Митрохин. Его кандидатуру рекомендовал уходящий председатель, о продолжении курса которого Митрохин и заявил после своего избрания. Такой вариант «управляемой ротации» можно считать успехом Явлинского, который еще в конце мая констатировал наличие внутрипартийного раскола на радикальное и умеренное крыло в преддверии XV съезда «Яблока». Конфликт обострился после участия некоторых «яблочников» в Национальной ассамблее. Радикальное крыло партии возглавили Максим Резник и Илья Яшин. Резник фактически выступает за сотрудничество с коалицией «Другая Россия» и против взаимодействия и диалога с властью. Таким образом, победа Митрохина на данный момент остановила попытки движения партии в направлении сближения с радикальной, внесистемной оппозицией.
На мартовской встрече Григория Явлинского с Владимиром Путиным, тогда еще лидер Яблока» обсуждал с экс-президентом взаимоотношения власти и оппозиции, подчеркивая необходимость наличия таковой. Под руководством Митрохина партия, скорее всего, продолжит мирный диалог с властью, ожидая более благоприятных условий для активной оппозиционной деятельности. Контрастными на этом фоне выглядят упорные, но безуспешные попытки СПС оспорить результаты думских выборов 2007 года. Вероятно, несмотря на мнение отдельных партийцев, старожилы правой оппозиции движутся в несколько разных направлениях. Символично то, что изначально с результатами выборов были не согласны КПРФ, СПС, ОГФ и «Яблоко», однако, идея совместного иска рассматривалась коммунистами и СПС.
В случае если «Яблоко» присматривается к нише системной оппозиции, одобренной властью, у партии могут возникнуть проблемы. Недавно в публичном поле появились сообщения о то, что президент и премьер в целях развития многопартийности (по меньшей мере, двухпартийности) поделили между собой обязанности в работе с единороссами (Путин) и эсерами (Медведев). В этом же ключе преподносится законопроект об увеличении финансирования политических партий. Некоторое время назад Владислав Сурков сообщил членам «Единой России», о том, что «Справедливая Россия» может в будущем стать их партнером-конкурентом, имеющим шансы стать второй официальной партией страны. По некоторым источникам между партиями может быть поделено представительство социально значимых законопроектов, которое до сих пор было прерогативой «Единой России».
Таким образом, укрепляя положение парламентских партий за счет увеличения государственного финансирования и прочих изменения в партийном и избирательном законодательстве, а также создавая предпосылки развития в перспективе двухпартийной системы, власть оставляет мало шансов раздробленной правой оппозиции. Поэтому в случае, если правые или отдельные их представители будут делать ставку на необходимость существования некоторой альтернативы, которую власть признает, им нужно учитывать амбиции и перспективы «Справедливой России». В случае окончательного укрепления эсеров в нише умеренной, подконтрольной власти оппозиции, другим игрокам может просто не найтись места в этом раскладе. Тогда раздробленная и внутренне конфликтная правая оппозиция может оказаться не способной в очередной раз ответить на стоящие перед ней вызовы.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.