Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.07.2008
Валерий Борщов: «Очень хорошо, что Общественная палата обратилась к теме реформирования пенитенциарной системы - о ее важности давно говорили правозащитные организации»
Проблема альтернативных мер наказания – замена лишения свободы другими мерами – обсуждается давно. И в нашем УК прописаны эти меры, но только они не работают. Не работают статьи об аресте, исправительных и обязательных работах. Потому что в обществе и государстве существует идеология Глеба Жеглова "вор должен сидеть в тюрьме". А далеко не всякий вор должен сидеть в тюрьме – и это, в первую очередь, в интересах общества.
Несколько лет назад мы пригласили начальника правового управления Федеральной службы исполнения наказания Филимонова в Англию, где познакомили его с опытом электронного слежения. Это ограничение свободы, но без заключения. Человек не сидит в камере, но на него одевается электронный браслет, позволяющий осуществлять за ним постоянный контроль из офиса полиции.
Эта идея его очень вдохновила и не прошло и пяти лет, как он подготовил законопроект о внесении в УК такого способа. Сейчас уже идут эксперименты, на которые, кстати, комиссия ЕС выделила очень значительную сумму. Электронное слежение способно разгрузить следственные изоляторы на 50 %. Существует огромное число людей (в первую очередь – женщины, подростки, больные), которые, являясь нарушителями закона, не являются социально опасными.
Что касается обстановки в тюрьмах, то они в первую очередь должны стать прозрачными для общества. В тот период (во второй половине 90-х), когда прозрачность тюрем повысилась, количество насилия и пыток в местах лишения свободы резко сократилось. Сократилось даже заболеваемость туберкулезом. Но уже в 2000-е годы пошел откат этой практики. Многие регионы сейчас закрыты для общественного контроля правозащитников. В частности, Москва.
Кроме этого, должен быть очень серьезно реформирован тюремный быт. Не должно быть такой скученности, когда в одной комнате живут 70-80 человек – конечно, там будет насилие и обстановку в таких камерах невозможно контролировать. Не должно быть туалетов на улицах. Не должно быть таких низких зарплат у заключенных, которые напрочь убивают мотивацию к труду.
Нужно ликвидировать Секцию дисциплины и порядка, существование которой противоречит уголовно-исполнительному кодексу, потому что это только механизм насилия со стороны администрации тюрем. И численность нашего персонала не соответствует международным нормам, согласно которым, соотношение сотрудников к заключенным должно быть максимум один к трем. У нас это соотношение – один к пяти, шести. При таком соотношении полноценный контроль невозможен.
Нужно очень сильно гуманизировать всю систему. В этом смысле, в первую очередь, наши сроки лишения свободы не должны быть такими, как писал Высоцкий, "былинными". Иллюзия, что чем больше человек сидит в тюрьме, тем больше он исправится. По утверждению криминалистов, эффективны только первые два года – период шока, когда человек способен исправляться, дальше начинается период адаптации, и мы получаем рецидивистов.
Должен быть восстановлен институт помилования – это тоже механизм контроля общества над судами и над уголовно-исправительной системой.
Напоследок приведу цифры по помилованию: рецидивы среди помилованных и досрочно освобожденных – 5-7 процентов, тогда как среди тех, кто сидел от срока до срока – 30-40 процентов.
Валерий Борщов - правозащитник, председатель Общественного совета при министре юстиции по проблемам уголовно-исполнительной системы, председатель правления Центра "Социальное партнерство.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.