Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.07.2008 | Сергей Расов

Наш ответ НАТО или ПДЧ vs Партнер по диалогу

В минувший вторник президент Дмитрий Медведев утвердил национальную доктрину, которая будет определять стратегию России на мировой арене в ближайшие годы и выступил в МИДе с программной концепцией по внешней политике. Выступая глава государства сделал ряд ключевых заявлений, как ожидаемых, так и весьма неожиданных. Остановимся лишь на ключевых моментах имеющих непосредственное отношение к центральноазиатскому региону и структурах связанных с ним.

Во-первых, Медведев раскритиковал расширение НАТО, в то же время отметил, что нужно «продолжать грамотно, без конфронтации отстаивать наши национальные интересы как самостоятельно, так и вместе с партнёрами, готовыми к коллективным действиям». Тем самым Медведев еще раз подтвердил, что время недавних скоропалительных, громких заявлений и истерик на любые угрозы в сторону России – прошло. Во-вторых, российский лидер твердо заявил, что «размещение элементов глобальной противоракетной обороны США в Восточной Европе только усугубляет ситуацию. И, я уже об этом говорил, мы будем вынуждены реагировать на это адекватно».

В-третьих, были определены государства, с кем Россия будет по-прежнему дружить, и углублять сотрудничество. В положительном смысле упоминания удостоились Белоруссия и Казахстан, а в отрицательном, соответственно, Украина и Грузия - как кандидаты в НАТО. Стратегическими партерами дальнего зарубежья названы Индия, Китай и Бразилия, не забыты Иран, Турция, Египет, Алжир, Саудовская Аравия, Сирия, Ливия и Пакистан.

В-четвертых, отдельный вопрос это блоки и союзы. По словам Дмитрия Медведева, «очень важную роль следует отвести Шанхайской организации сотрудничества» и «укреплению интеграционного ядра СНГ в лице ЕврАзЭС и ОДКБ». На закрытой части заседания президент, по словам участников, призвал дипломатов более агрессивно отстаивать национальные интересы в ближнем зарубежье.

Ну, а самым неожиданным заявлением Дмитрия Медведева, на мой взгляд, стало утверждение, что «с окончанием «холодной войны» исчезли самые глубинные основания для блоковой политики и блоковой дисциплины». Похоже, что это не более чем убаюкивающее заявление российского лидера в сторону Североатлантического альянса, этакое политическое лукавство. Мол, мы никакие блоки создавать и укреплять не собираемся. Более того, на мой взгляд, на мировой арене все идет к тому, что на смену противостоянию НАТО - «Варшавский Договор», придет разделение мира по оси НАТО – ШОС. В Концепции прямо говорится, что расползание НАТО на Восток Россия не приветствует, а «к планам приема в члены альянса Украины и Грузии, а также к приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам» сохраняет отрицательное отношение. Не надо быть пророком, чтобы понять, если Североатлантический альянс пойдет на дисбаланс в отношении российской безопасности, то в Кремле сидеть, сложа руки, не будут. Пока Россию сдерживает решение саммита НАТО в Бухаресте, где было отложено присоединение Грузии и Украины к Плану действий по членству в НАТО. Хотя, первый упреждающий удар Госдума уже нанесла, когда предложила президенту разорвать Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве с Украиной в случае вступления страны в НАТО. Однако стоит обратить особое внимание на недавнее интервью «НГ» бывшего заместителя главы МИДа, а ныне советник президента Казахстана по международным вопросам Ержана Казыханова. В частности он отметил, что в сентябре, в рамках встречи Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева на форуме приграничных территорий в Актобе, будут затрагиваться вопросы - СНГ, ОДКБ и ШОС. И далее, «в ходе саммита Шанхайской организацией сотрудничества будут рассматриваться заявки о принятии новых членов в организацию, которые поступили со стороны Ирана, Пакистана, Индии. Мораторий на прием новых членов будет продлен. Но для стран-наблюдателей появится новый статус - партнер по диалогу. Это еще не член организации, но уже и не наблюдатель», сказал Ержан Казыханов. Напомню, что на настоящий момент полноправными членами ШОС являются Таджикистан, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Узбекистаном, а статус наблюдателя в организации имеют Индия (которую Дмитрий Медведев назвал стратегическим партнером), Пакистан, Монголия и Иран, претендует на этот статус Афганистан. Еще одна любопытная деталь. За пару дней до выступления Дмитрия Медведева, директор Центра политических исследований и консалтинга Андрей Федоров заявил в рамках Молодежной летней школы «Большой Черноморский регион: перспективы региональной безопасности после саммита НАТО в Бухаресте»:

- Я уверен, что в перспективе влияние НАТО расширится на Узбекистан и Туркмению, а через три года в НАТО вступит Азербайджан. Азербайджанские лидеры не говорят об этом вслух, но дело-то движется. Расширение НАТО - это не только злой умысел, хотя и он тоже, но это - логика превращения организации из военного союза в настоящую систему безопасности, - прогнозирует политолог. Кстати, США уже сделали свой ход, предложив Баку, вступление в НАТО без всякого ПДЧ и даже вперед Грузии с Украиной. Во всяком случае, так об этом заявила американский посол в Азербайджане Энн Дерси на конференции «Интеграция Азербайджана в Евроатлантическое пространство и демократические выборы».

Правда, насчет Туркмении и Узбекистана я бы не был столь категоричен. Напомню, что на неформальном саммите президентов стран СНГ в Санкт-Петербурге, глава Узбекистана Ислам Каримов предложил объединить ОДКБ и ЕврАзЭС, чтобы «появилось мощное объединение, способное стать противовесом НАТО и Евросоюзу». Пока, Североатлантический альянс намерен построить в Узбекистане завод по обезвреживанию и утилизации отработанного радиоактивного топлива, о дальнейшем «завоевании» НАТО узбекской территории, ничего слышно не было. Вероятно, Узбекистан устраивает вариант длительного присутствия НАТО в Афганистане, что ставит заслон потенциальной угрозе исламского радикализма, исходящей от соседнего государства. С Туркменией аналогичная ситуация. Энергетический фактор в отношениях Ашхабада с Западом превалирует над военным. Новый лидер Туркмении готов сотрудничать с Европой и Америкой в отношении строительства трубопроводов, как, впрочем, и с Россией. Недавний пример, Туркмения, не дожидаясь ратификации межправительственных соглашений по строительству Прикаспийского газопровода российской и казахстанской сторонами, уже осуществила большой объем работ по практической реализации этого проекта. Предположение казахстанского издания «Деловая неделя» о готовности открыть на туркменской территории тренировочные лагеря для подготовки натовских миротворцев, а также размещения складов и тыловых баз для снабжения войск НАТО, так и осталось предположением.

Таким образом, похоже, будет выстраиваться следующая интрига. На саммите ШОС в Душанбе, статус - Партнер по диалогу, получат Иран, Индия и Пакистан, что будет являться упреждающим маневром России на присоединение Грузии и Украины к Плану действий по членству в НАТО. Соответственно если расширение НАТО продолжиться за счет бывших Советских республик, то и Шанхайская организация не останется в прежнем формате. Если это произойдет, то можно предположить, что ШОС превращается в адекватный ответ российской внешней политики на продвижении НАТО на Восток.

Сергей Расов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net