Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.07.2008 | Олег Громов
Пойдет ли Тимошенко на союз с «регионами»?
В воскресенье 20 июля лидер блока своего имени Владимир Литвин заявил о принципиальной схожести конституционных проектов Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и Партии регионов (ПР). Означает ли это скорое принятие новой Конституции? Конституционные изменения - болезненный вопрос для сегодняшней Украины. Причина - в затягивании его окончательного решения, а также в том, что у некоторых политических сил есть принципиальные подходы к содержанию текста Основного закона страны, которыми они не готовы пожертвовать.
Для ПР таким принципиальным положением является ослабление власти Центра, т.е. пересмотр функций президента и расширение полномочий местных органов власти. Вызвано это тем, что "регионалы", видимо, реально смотрят на президентские перспективы их лидера: по популярности "Леди Ю" сравнялась с Виктором Януковичем, к 2009 г. (уже как оппозиционер) она его обойдет, а если нет - то всегда можно повторить "майдан". ПР при своем нынешнем "сонном" состоянии на этот вызов, скорее всего, достойно сможет не ответить. Значит, Янукович вряд ли станет президентом в 2009 г.
В Конституции "Регионы" предлагают закрепить принцип передачи исполнительной власти на места: у областных советов появятся собственные исполкомы, а институт назначаемых президентом областных и районных администраций будет ослаблен (но губернаторы останутся). Расширение полномочий на местах сейчас (т.е. перед большим дележом власти в 2009 г.) будет очень выгодно ПР. Партия опирается в основном на поддержку жителей Востока и Юго-Востока Украины: не только простых граждан, но и чиновников, областных и районных парламентариев. Нынешняя система отношений "центр-регионы" на Украине очень вредит этим местным элитам, так как гигантские суммы, полученные от местных промышленных предприятий (а это - главные промышленные центры, "кормящие" всю Украину), уходят в Киев. Получается парадоксальная ситуация, когда потенциально самым богатым регионам не хватает денег. Таким образом, для ПР являются принципиальными в проекте Конституции именно положения о местной власти, которые позволят партии получить еще большую, чем есть сейчас, поддержку "восточных" чиновничьих и депутатских элит.
"Регионы" предлагают существенно урезать полномочия президента: он теряет контроль над местными органами исполнительной власти и сохранит в основном представительские функции. Кандидатуры министров будет предлагать лишь премьер-министр, а не частично президент, как есть сейчас. Положения о русском языке как о втором государственном и внеблоковом статусе Украины "Регионы" также предложили внести в Конституцию. Но принять их не позволят ни президент Виктор Ющенко, ни Блок Юлии Тимошенко (БЮТ). Украинский национализм, "раскрученный" с новой силой поднятием командой Ющенко русско-украинских исторических вопросов и отстаиванием им же лозунга "украинский язык - для всей Украины", не позволит "оранжевым" сделать такой большой "шаг назад" (в деле украинизации) как повышение русского языка до статуса второго государственного. Хотя некоторые "регионалы" и говорят, что среди членов БЮТ и пропрезиденского блока "Наша Украина - Народная самооборона" (НУНС) есть "здравомыслящие люди", которые могут встать на защиту русского языка, это не представляется реальным. Если даже представить, что такие люди есть в БЮТ и НУНС, то они должны ради этих идей пожертвовать популярностью своей политсилы на Западной и частично в Центральной Украине. Их собственная прагматичность им этого не позволит. Разумеется, руководство ПР это понимает и не будет "до конца" защищать русский язык и внеблоковость. Эти положения - скорее, дань чаяниям избирателей. Судя по всему, конечный вариант новой Конституции в лучшем (для русскоязычных граждан Украины) случае позволит русскому языку стать региональным. На это может согласиться Тимошенко перед президентскими выборами, чтобы завоевать симпатии "восточных" избирателей. В худшем же случае - в положении русского языка на Украине ничего не изменится. Если же ПР будет принципиально стоять на том, чтобы русский язык сделать вторым государственным, то она будет исключена из переговорного процесса вокруг новой Конституции, и здесь уже будут договариваться только Ющенко и Тимошенко.
Для Ющенко принципиальным является пересмотр политреформы 2004 г., сделавшей Украину президентско-парламентской республикой. Просто восстановить то, что было до этого времени, не удастся - Ющенко обвинят (в который раз!) в "кучмизме". Но восстановить контроль над парламентариями может помочь формирование второй палаты украинского парламента. Именно это предлагает внести в Конституцию человек из окружения президента, министр юстиции Николай Онищук. Если члены Сената (или их часть) будут назначаться президентом, то это, например, может облегчить блокирование продвижения ненужных президенту законопроектов. Интересно, что "регионалы" в принципе тоже заинтересованы в двухпалатном парламенте, так как это тот самый федерализм, о котором так долго твердили на Украине. Ведь в большинстве стран с двухпалатным парламентом вторая палата формально представляет интересы регионов.
На Украине сложилась сейчас такая ситуация, что окончательное решение вопроса об изменении Конституции зависит от позиции Тимошенко. Точнее от того, какой проект Конституции она будет поддерживать – «президентский» или «парламентский» - и соответственно с кем она будет согласовывать свой вариант Конституции – с президентом или с «Регионами». Она одинаково заинтересована в обоих проектах. С одной стороны, Тимошенко имеет все шансы занять пост президента в 2009 г. С другой – ей также выгодно усиление премьерской власти, предложенное «регионалами», ведь ее политсила вполне может занять главенствующее положение в Раде после возможных перевыборов и снова сделать ее премьером. Выбор будет сделан уже после отставки Юлии Владимировны с поста премьера – сейчас для нее есть более насущные проблемы (в той или иной степени касающиеся ее рейтинга).
Как скоро смогут договориться основные политические «игроки»? Можно смело утверждать, что уже не этим летом, поскольку начались парламентские каникулы. Главная «битва» вокруг проектов Конституции развернется ближе к концу 2008 г., когда Национальный конституционный совет (образованный президентом) представит свой окончательный вариант Конституции.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.