Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

28.07.2008 | Татьяна Становая

Дмитрий Медведев занялся кадровой проблемой

23 июля президент России Дмитрий Медведев провел совещание со своей администрацией, на котором обсуждались проблемы формирования кадрового резерва России. Медведев предложил создать «президентскую квоту», куда войдут специалисты, отобранные лично президентом. Обсуждение кадровой проблемы свидетельствует о стремлении нового лидера страны выстроить качественно иной кадровый резерв и сформировать механизмы привлечения кадровых ресурсов с учетом президентских возможностей. До сих пор главным кадровым «резервом» на политическом уровне признавалась «Единая Россия» и молодежное движение «Наши», что в действительности оставалось лишь политической декларацией.

Проблему кадровой политики России можно рассматривать в двух измерениях: управленческом и политическом. Первое измерение связано с вопросами эффективности и качества существующей бюрократии, квалификации чиновников, наличия и формирования кадрового резерва. Грубо говоря, за последние годы государство практически утратило полноценную кадровую политику, ротация кадров происходит крайне слабо, меритократические механизмы отсутствуют. Второе тесно связано с политической ситуацией, в данном случае – со сменой президента России. Дмитрий Медведев, пришедший на пост главы государства как преемник Владимира Путина, не просто заведомо ограничен в кадровых возможностях, но и сам не спешит брать здесь инициативу. Администрация президента и правительство сформированы практически полностью из «путинского окружения», за исключением единичных назначений.Прошедшее совещание говорит о том, что Медведев начал уделять внимание кадровой проблеме, как с управленческой точки зрения, так и с политической.

Во-первых, Медведев, очевидно, столкнулся с проблемой несоответствия задачи модернизации страны с уровнем российской бюрократии. Помимо политических аспектов реализации кадровой политики, Медведев вынужден вплотную заниматься и управленческим аспектом этой проблемы. Обозначенные Медведевым цели снижения административных барьеров, повышения уровня квалификации чиновников, введение полноценного «электронного правительства», переход на интернет-технологии в оказании государственных услуг – все это требует иного качества элиты.

В то же время пока остается непонятным, откуда будут черпаться ресурсы для кадрового резерва. По мнению Медведева, в первую очередь необходима «система мониторинга и информации о вакансиях». Кроме того, президент считает, что следует изменить работу в отделах кадров. «Существующие системы архаичны, эти службы похожи на кадровые отделы советского периода, только работают менее эффективно», - пояснил Медведев. Планируется адаптировать образование под новые задачи. Заметим, что в русле этой политики находится и значительное за последние годы повышение заработной платы чиновников. Курс на это будет продолжен: Медведев признал, что госслужбе трудно конкурировать с частным бизнесом по уровню зарплаты. Он отметил, что инвестиции государства в кадры весьма выгодны: «Мы не должны скупиться при мобилизации лучших кадров. Эти инвестиции всегда окупятся, так как это инвестиции в людей». Планируется улучшение условий работы.

При этом все же особняком в данном случае будут стоять политические должности. Несмотря на то, что Медведев говорил и о губернаторах (что понятно – происходит их ускоренная деполитизация, связанная с изменением системы назначения и выведением их из федерального политического поля), на все ключевые государственные посты кадры, видимо, и далее будут подбираться преимущественно по политическим мотивам. В этой связи возникает вопрос, насколько далеко Медведев готов пойти в развитии кадровой политики. Если формирование кадрового резерва окажется полезным только для изменений на уровне среднего звена, то это будет означать, что президент ограничится лишь управленческими задачами, если новая система ротации так или иначе будет касаться и политических должностей, то это станет очевидным сигналом о росте политического веса нового президента.

Во-вторых, Медведев мобилизует исключительно президентские механизмы для обсуждения кадровых проблем. Участниками встречи стали глава администрации Кремля Сергей Нарышкин, его первый заместитель Владислав Сурков, вице-премьер Сергей Собянин, помощники главы государства Лариса Брычева и Олег Марков, начальник управления президента по вопросам госслужбы Сергей Дубик (считавшийся протеже Медведева еще в бытность нынешнего президента главой кремлевской администрации), секретарь Общественной палаты Евгений Велихов, а также семь полпредов президента в федеральных округах. По должности это фигуры, большинство из которых обязаны своей карьерой Путину, однако их нынешнее формальное положение находится исключительно в президентских руках. Начиная встречу, Медведев отметил, что в таком составе «мы давно не собирались». «Этот формат полезен, собираюсь его использовать и дальше», - заявил он и добавил, что намерен регулярно созывать своих полномочных представителей в федеральных округах на совещания по тем или иным вопросам.

Совещание показало, что Медведев намерен наращивать свои возможности в реализации кадровой политики России. Президент подтвердил, что будет вплотную заниматься, в частности, подбором губернаторов именно через собственную, президентскую «инфраструктуру». До сих пор создавалось впечатление, что Медведев теряет монополию в этом вопросе: региональными властями начал активно заниматься и Владимир Путин. На уровне кабинета министров создаются механизмы и институты, позволяющие оценивать работу губернаторов и на основании этого принять решения. На нынешнем совещании Медведев дал понять, что намерен вплотную заниматься вопросами подбора губернаторов. Он признал, что в стране существует огромная проблема с подбором кандидатов на должности губернаторов. По словам президента, «нет скамейки запасных». «Каждый раз ломаем головы, как найти кадры для замещения высших должностей в регионах», - признал президент, давая четкий сигнал элитам о намерениях активно участвовать в принятии кадровых решений. Заметим, что нынешняя система назначения губернаторов давно остро критикуется за крайнюю коррупционность и при этом неэффективность. Подтверждением этого стала и встреча Медведева с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером. На ней президент заявил, что губернаторы будут должностью отвечать за отставание в процессе газификации регионов.

При этом Медведев выступил за создание собственной «президентской квоты». «Личные профессиональные достижения этих людей я буду оценивать сам», - предупредил глава государства. По словам Медведева, необходимо добиться того, «чтобы присутствие в этой квоте было не симпатичной рамочкой, а реальным знаком качества». По его мнению, в эту квоту должны попадать «настоящие специалисты, а не лица, которые нравятся, попали по знакомству или по коррупционной схеме». Таким образом, впервые президент публично делает заявку на формирование «медведевского» кадрового ресурса, который до сих пор просто отсутствовал, а возможности его появления оценивались, во многом справедливо, скептически.

В-третьих, Медведев достаточно четко дает понять, что намерен вплотную заниматься проблемами качества чиновничества. Недавно он провел совещание, на котором крайне критично отозвался об уровне компьютерной грамотности чиновников. «Если человек не хочет учиться, он должен уйти», - сказал он в Петрозаводске. На этот раз президент выступил за мобильность управленческих кадров в пределах страны. «У нас низкий уровень кадровой ротации», - сказал глава государства. По его мнению, это «сказывается на судьбе дела, которое поручено, отсюда колоссальные убытки, огромные коррупционные риски».

Все это не просто показывает готовность Медведева «заняться» кадрами и чиновничеством, а сказывается на его публичном образе. Изначально, только придя на пост президента, Медведев начал развивать не только коррупционную, но и в более широком смысле, «антибюрократическую» линию, куда входят такие проблемы как повышение качества бюрократии и ее эффективности, квалификации госслужащих, снижение злоупотреблений в отношениях с бизнесом и гражданами. При этом Медведев выразил возмущение тем, что в России государственные должности можно купить за деньги. «Решение о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, - за деньги, то есть должности продаются», - сказал глава государства. В-четвертых, Медведев пытается взять инициативу в формировании некоего кадрового резерва в свои руки. До сих пор «официальным» кадровым резервом в России назывались «Единая Россия» и движение «Наши». Однако для Медведева тут возникают проблемы. В действительности «путинские» политические ресурсы в виде партии власти и молодежного движения как таковыми кадровыми резервами не являлись: все ключевые назначения в России на высшие должности и на федеральном, и на региональном уровне происходили без участия этих политических структур. В то же время публичный статус «кадрового ресурса» был неким жестом политической поддержки этих организаций со стороны Кремля. Для Медведева они не являются «своими» и пока Медведев не спешит оказывать им дополнительную собственную поддержку как президентскому кадровому резерву.

Подводя итоги, важно отметить, что сложилась ситуация, при которой приход на пост президента новой фигуры не обеспечен возможностями реализации собственной кадровой политики. Сохраняется политическое доминирование Владимира Путина, а основные механизмы ротации слишком тесно связаны с интересами близких к Путину фигур, с которыми Медведев не намерен конкурировать. В этих условиях стремление выстроить собственную систему, подчиненную лично президенту, вполне понятно.

Медведев предлагает создать общенациональную систему резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе. «Нужно найти специалистов и подготовить базу данных» - заявил глава государства на совещании. Медведев подчеркнул, что это должна быть «открытая база данных для всей страны». «Включение в любой список не должно вести к автоматическому продвижению по служебной лестнице», - предупредил президент. Он пояснил, что новая система не должна повторять номенклатурную систему времен СССР, «когда один раз человек попал и до пенсии его сопровождают». Пристальное внимание Медведева к кадровым проблемам можно рассматривать как часть процесса «врастания в должность»: без наличия собственных, контролируемых лично механизмов кадровой ротации Медведеву будет трудно наращивать свой реальный политический вес. При этом подобные намерения и тенденции нельзя рассматривать в контексте отстраивания Медведева от Путина: оба лидера заинтересованы в наличии в стране устойчивой сильной президентской власти, а отсутствие автономных кадровых возможностей делает президента в некотором роде «ущербным». Кроме того, наличие неформального тандема сохраняет возможности для согласования основных кадровых решений, без чего нынешняя система в целом не может быть стабильной. В то же время наличие собственной кадровой политики, хотя и не ведет к конфликту интересов с Путиным, но все же может рассматриваться как возможность для повышения собственного политического веса.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net