Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.08.2008 | Алексей Портанский
Женевский провал: продолжение следует
В начале этой недели в Женеве завершились провалом переговоры в рамках Всемирной торговой организации по вопросам дальнейшей либерализации торговли. Таков смысл десятков и сотен сообщений информагентств, которые мгновенно разлетелись с берегов озера Леман по миру, чтобы быть многократно воспроизведенными в национальных СМИ, причем, как правило, с усиленным акцентом на слове «провал». На самом деле содержание происшедшего в последней декаде июля 2008 г. в штаб-квартире ВТО не укладывается в простую формулу «провал-успех», - все гораздо сложнее и не столь однозначно.
21 июля 2008 г.в Женеве открылась мини-конференция ВТО, в которой приняли участие 35 стран-членов из 153, состоявших в рядах этой организации на данное время. С инициативой проведения такой конференции выступил еще весной генеральный директор ВТО Паскаль Лами, обозначив в качестве ее цели достижение прорыва на переговорах длящихся уже семь лет так называемого Дохийского раунда. Чтобы понять, в чем сложность этих переговоров, почему они так затянулись и почему вообще эта тема заслуживает внимания, необходимо вернуться в недалекое прошлое - к переговорам предыдущего Уругвайского раунда.
Многосторонние торговые переговоры Уругвайского раунда, продолжавшиеся семь лет и увенчавшиеся созданием в 1994 г. Всемирной торговой организации (ВТО), заслуживают того, чтобы отнести их к разряду крупнейших событий в сфере международной жизни в ХХ веке. Это были, пожалуй, самые масштабные по числу участников переговоры в истории международных отношений. Членами ВТО сразу стали более 120 государств. Они приняли более 50 правовых документов, среди которых важнейшие - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также Соглашение по сельскому хозяйству. В то же время ряд особо чувствительных и сложных вопросов остался нерешенным – дальнейшее их обсуждение грозило завести Уругвайский раунд в тупик и их решили отложить на следующий раунд переговоров.
Конечно, созданная структура имела и свои недостатки. Главный из них состоял в несбалансированности по линии «Север-Юг» - очевидные преимущества были закреплены за развитыми странами. Наиболее ярко это проявляется до сих пор в сфере сельского хозяйства, где применение субсидий развитыми странами фактически не позволяет производителям из бедных стран выйти на мировые рынки.
В наше время возникла новая, еще более сложная и противоречивая проблема – выбор тех направлений деятельности ВТО, которые станут главными на ближайшую перспективу. Подходы развитых и развивающихся государств здесь существенно различны.
Эти глубокие противоречия интересов групп стран и обусловили тот кризис, в котором оказались переговоры очередного девятого раунда торговых переговоров – Дохийского раунда, начавшегося в конце 2001 г. Он получил также название Раунда Развития, что подчеркивало общее намерение поставить во главу угла переговоров проблемы развивающихся стран с учетом итогов Уругвайского раунда.
Задачи и цели Доха раунда оказались не менее амбициозными, чем цели и задачи Уругвайского. Возьмем для примера сельское хозяйство. Заслугой Уругвайского раунда была выработка Соглашения по сельскому хозяйству, в котором были прописаны ограничения по субсидиям и положено начало открытию рынка. Задачей Дохийского раунда является, по выражению генерального директора ВТО Паскаля Лами, «выравнивание игрового поля» в сфере сельского хозяйства. О чем идет речь?
Уругвайский раунд обязал произвести снижение в среднем импортных таможенных пошлин в сельском хозяйстве на 36% для развитых стран и на 24% для развивающихся. Теперь участники переговоров решили отойти от принципа снижения среднего тарифа в сельском хозяйстве, т.к. на практике это давало возможность странам устанавливать сверхвысокие пошлины на чувствительные товары. Новый принцип снижения – связывающая формула, которая предусматривает большее снижение для высоких тарифов и меньшее для низких.
Далее. Результатом Уругвайского раунда было сокращение искажающих торговлю субсидий в сельском хозяйстве в развитых странах на 20%. Сегодня на столе переговоров Доха раунда обсуждается кратное снижение этих субсидий. В ходе Уругвайского раунда развитые страны согласились снизить свои экспортные субсидии фермерам на 21%, теперь на повестке дня – полное устранение данной категории субсидий к 2013 г.
В сфере доступа на рынок промышленных товаров также решили отказаться от снижения средней ставки импортного тарифа в пользу принципа максимального снижения пиковых тарифов. Таковы лишь некоторые узловые проблемы. Решение всех обсуждаемых проблем подчинено одной цели – поддержанию справедливой конкуренции на мировых рынках, что и является, по сути, главной целью ВТО.
Результатом переговоров в рамках ВТО, а до этого ГАТТ, является постепенная либерализация торговли, т.е. снижение торговых барьеров. От этого выигрывают все участники процесса. Для простых потребителей во всем мире успешное торговое соглашение Дохийского раунда означало бы снижение цен на готовые товары. Для бизнеса подобное соглашение явилось бы сигналом к дальнейшей торговой экспансии, что крайне важно на фоне наблюдающегося в последнее время замедления экономического роста в мире. По подсчетам Всемирного банка и других авторитетных институтов, успешное завершение Дохийского раунда и достижение нового соглашения по дальнейшей либерализации торговли способствовало бы росту товарооборота в мире примерно на 100 млрд. долл. в год. Это в свою очередь потянуло бы за собой решение таких проблем, как бедность, дефицит продовольствия в современном мире, финансовая нестабильность, изменение климата. Именно прогресс торговых переговоров, как полагают многие эксперты, может дать импульс решению других глобальных проблем.
В центре внимания переговоров Дохийского раунда с самого начала находятся такие острейшие вопросы, как размер субсидий фермерам и импортные тарифы на продукцию сельского хозяйства в развитых странах, а также импортные тарифы на промышленные товары в крупнейших развивающихся странах – Бразилии, Индии и Китае. Группа бедных стран стремится добиться существенного снижения поддержки фермерам в США, занятым выращиванием, хлопка, сои и зерновых. В этом вопросе с бедными солидарны и крупные развивающиеся страны. Соединенные Штаты в обмен на подобные уступки требуют снижения торговых барьеров от Бразилии и Индии для своих промышленных товаров. В этом же заинтересованы и страны ЕС. США и ЕС в свою очередь спорят между собой о том, кто готов на большее сокращение субсидий в агросекторе. Групп стран или переговорных альянсов, сформировавшихся на основе общности интересов, на переговорах Дохийского раунда насчитывается более десяти. При этом любое будущее соглашение должно быть принято путем консенсуса и его положения должны стать связывающими для всех стран-участниц. Разумеется, обсуждаются некоторые исключения, - например, доля и перечень тех чувствительных товаров для развивающихся стран, на которые не будут распространяться общие обязательства по открытию рынков.
В ходе прошедшей мини-конференции в Женеве семь ведущих участников мировой торговли – Австралия, Бразилия, Китай, Евросоюз, Индия, Япония и США – смогли предложить общий компромиссный вариант решения ключевых проблем. При этом, к примеру, США выразили готовность сократить фермерские субсидии на 70% - до 14,5 млрд.долл. в год, а ЕС – снизить наиболее искажающие торговлю сельхозсубсидии на 80% - до 37,7 млрд.долл.в год.
Инициатива семи названных стран вселила на некоторое время оптимизм в участников конференции. Однако детальные дискуссии вновь выявили острые противоречия. На сей раз причиной провала переговоров стали разногласия между США, с одной стороны, и Индией, Китаем и Индонезией, с другой, в отношении условий импорта сельхозпродукции. Вашингтон не согласился с позицией этих стран, предполагающей принятие мер по защите национальных производителей сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта. Между тем, страны-участницы были близки к достижению согласия, о чем заявила представитель США на торговых переговорах Сьюзан Шваб.
Отсутствие ожидаемого результата не тождественно провалу. По крайней мере, с таким настроением покинули Женеву многие ведущие участники дискуссии. Так, в заявлении председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу отмечается, что стороны сделали абсолютно все, что могли, для согласования точек зрения и нахождения компромисса. И в этой связи глава Еврокомиссии намерен рекомендовать странам ЕС оценить результаты женевской встречи и подготовиться к повторным переговорам.Несмотря на неуспех конференции, впервые за все время Дохийского раунда достигнут существенный прогресс по наиболее болезненным вопросам. Из двадцати обсуждавшихся вопросов стороны существенно сблизили позиции по восемнадцати. Переговоры Дохийского раунда не прерваны, как это случилось в 2006 г., и вероятно в скором времени будут продолжены.
Нынешняя неудача переговоров в рамках ВТО вновь побудила российских скептиков усомниться в целесообразности стремления присоединиться к данной организации, переживающей столь непростые времена. Подобный довод нельзя считать серьезным. Страны-члены ВТО скорее всего приложат максимум усилий, чтобы решить существующие проблемы и выработать новое соглашение по либерализации торговли. Однако наивно надеяться, что интересы тех, кто не участвует в этом процессе, будут при этом учтены. России давно пора стать равноправным участником выработки правил мировой торговли – только таким путем можно расширить свое присутствие на мировых рынках. Но сделать это возможно, только став полноправным членом ВТО.
Алексей Портанский - к.э.н., Директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.