Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.08.2008 | Татьяна Прийменко
Новое – хорошо пролоббированное старое
В четверг, отвечая на вопросы журналистов о подписании Дмитрием Медведевым антикоррупционного плана, глава президентской администрации Сергей Нарышкин высказался по поводу своевременности принятия закона о регулировании лоббистской деятельности. Цитируя источник в Кремле, информационное агентство «РИА Новости» подчеркнуло, что «эта тема является новой для России», и что на нее удалось «выйти через борьбу с коррупцией». Можно только порадоваться решимости главы администрации, решившего лично обозначить необходимость регулирования столь неоднозначной для государственной сферы управления деятельности как лоббизм, и не согласиться с авторитетным кремлёвским источником по поводу новизны заявленной темы.
Напомним, что вопрос о необходимости нормативного регулирования лоббизма возник ещё в начале 90-х годов, в бытность существования Советского Союза. Проекты законов о лоббизме так же вносились неоднократно, но ни одна из попыток не имела успеха. Первый раз законопроект о лоббизме разбирался в Государственной Думе первого созыва, но после рассмотрения в первом чтении о нём успешно забыли до 2003 года, когда была внесен вариант Немцова и Хакамады.
Среди причин, по которым в России до сих пор нет нормативной базы для лоббизма, в первую очередь можно отметить успешную деятельность тех же лоббистов. Все внесённые законопроекты в некоторой степени копировали американский опыт и предполагали обязательную регистрацию лиц, занимающихся лоббизмом, в обмен на предоставление свободного доступа в государственные органы. Помимо этого также необходимо было бы подавать подробный отчёт о «проделанной работе», который содержал бы данные заказчика, объекта лоббирования и результат. Раскрытие такой информации в сфере, которая всегда считалась конфиденциальной, видится, по крайней мере, проблематичной. Более того, профессиональные лоббисты отмечают возможность нарушения конкуренции в своих кругах, если заявленная информация станет известна конкурентам. Это, во-первых.
Во-вторых – принятие закона о лоббизме также не выгодно и чиновникам, которые сотрудничают с лоббистами, так как раскрытие данных о доходах за помощь в продвижении того или иного решения – не самый лучший пиар ход, особенно если чиновник является или хочет стать публичным политиком. Именно с этим можно было бы увязать противодействие рассмотрению законопроектов о лоббизме в последующих созывах Государственной Думы. Какому народному избраннику захочется отчитываться о доходе при голосовании за тот или иной законопроект?
В-третьих – лоббизм и коррупция два очень близких понятия, которые не всегда удаётся разделить. Механизмы успешной лоббистской деятельности трудно описать, а проконтролировать ещё сложнее. Поэтому только после чёткого определения понятия коррупции, можно будет очертить сферу собственно лоббизма.
Интересно отметить, что в этот раз о необходимости разработки нормативной базы лоббизма заявила не группа депутатов и не кандидат на какую-либо выборную должность, а глава президентской администрации, что указывает на серьёзность сделанного заявления и на высокий ресурс, сконцентрированный для решения этой задачи.
Проблема коррумпированности высших эшелонов власти поднималась ещё в период президентства Владимира Путина, но с необходимостью нормативной регуляция лоббизма эту тему тогда никто не связывал. Новая президентская команда не только обозначила антикоррупционную тематику, но и преступила к ее законодательному закреплению. Актуализация темы правового регулирования лоббистской деятельности в этом контексте может говорить о системном видении проблемы.
Таким образом, анонсирования темы необходимости разработки закона о лоббизме в принципе не является новинкой для российской общественности, но уровень, на котором этот вопрос был поднят, может гарантировать переход от обсуждения к реализации.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.