Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.08.2008 | Ольга Мефодьева
Шаг вперед, три – назад
Во вторник глава правительства Владимир Путин подписал постановление, которое позволяет министру финансов иметь семь заместителей министра вместо пяти. Данное решение вписывается в общую тенденцию увеличения числа чиновников в правительстве и в государственных структурах по стране в целом, что сводит на нет административную реформу 2004 года, и ставит барьеры на пути к эффективной реализации национального плана по борьбе с коррупцией.
Увеличения числа государственных чиновников в правительстве стало закономерностью после проведения административной реформы. Для сравнения в 2004-2005 гг. в составе кабинета министров значилось 77 человек, то теперь 92 человека. В основном увеличилось количество заместителей министров, если изначально у каждого руководителя министерств было по два министра, то затем в профильных ведомствах их количество начало увеличивать и на сегодняшний день в некоторых министерствах по 6-8 заместителей. Расширение бюрократического аппарата за последние годы произошло и на более широком уровне – всего в России на 2007 год, по данным различных источников, 1,5 млн. бюрократов.Такая ситуация сводит на нет административную реформу, которая уже признана провалившейся. Стоит напомнить, что цели административных преобразований были благие: ограничение вмешательства государства в экономику, исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, разграничение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти. Но, к сожалению, реализация данной реформы была поручена все тем же самым министерствам, которые за свои «функции и полномочия» бились на смерть. И в итоге произошло не сокращение неповоротливого бюрократического аппарата, а наоборот, его рост. Мы видим, что высшие чиновники в качестве компенсаторной реакции после и так неудавшейся реформы сделали все, чтобы увеличить государственный аппарат.
Но первостепенной причиной увеличения чиновничества можно назвать личные мотивы крупных чиновников и высшего руководства страны. Во-первых, расширение государственного влияния в экономике подразумевает усиления технократического чиновничества, что в свою очередь ведет к увеличению количества департаментов министерств и контрольных ведомств. Во-вторых, складывавшийся моноцентрический режим нуждался в опоре, которой стал расширенный административный аппарат во главе лояльными доминантному игроку фигурами. Что касается нынешнего увеличения количества чиновников в правительстве Российской Федерации, то здесь также по большей части действуют личные мотивы господина премьера. Ни для кого не секрет, что когда на руководящую должность приходит новый человек, то непременно ключевые посты занимает его команда. Когда Владимир Путин стал председателем правительства, которое до этого было сформировано под его пристальным надзором, ему необходимо было как-то обустроить и свою президентскую команду. И тотчас же был увеличен состав вице-премьеров: к Сергею Иванову, Александру Жукову, Алексею Кудрину, Сергею Нарышкину добавились Виктор Зубков, Игорь Шувалов, Игорь Сечин и Сергей Собянин. Также с приходом Путина было увеличено количество министерств с 16 до 18, ликвидировано одно агентство, но прибавилось 7 служб. Отсюда можно сделать вывод, что кадровая политика Владимира Путина, как и во время его президентства, исходит из поставленных им задач и принципа личной лояльности.
В таких условиях нельзя не только говорить о какой-либо будущей модернизации системы административного управления, но и об успешности приоритетной антикоррупционной тематики. Как известно, к 31 июля был подготовлен Национальный план противодействия коррупции, в осенней депутатской сессии будет проходить кропотливая работа по рассмотрению и принятию антикоррупционных законов. Казалось бы, работа кипит, и результаты не за горами. По заявлениям руководителя одной из рабочих групп по составлению антикоррупционного плана Сергея Степашина, предстоящая борьба с коррупцией будет сосредоточена на чиновнике и его функциях. В контексте расширения государственного бюрократического аппарата эффективность, а также реалистичность подобных подходов находится под огромным вопросом. А возможная системная результативность антикоррупционной борьбы откладывается на долгое время.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.