Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.09.2008 | Валерий Зубов
Реформа высшей школы для современной России
Выступление Президента России Д. А. Медведева в МИФИ подтвердило обеспокоенность руководства страны накапливающимся отставанием российской системы образования. Своевременной выглядит готовность Президента дать серьезный импульс организационным изменениям в системе высшего образования с целью повысить качество подготовки специалистов в высшей школе. Возможности наращивания качества напрямую зависят от конкурентности среды. Этот закон работает и в бизнесе, и в образовании, и в обществе. Поэтому стимулирование конкурентных начал, которое лежит в основе предложений о реформировании высшей школы, - верное направление реформы.
Мягкий вариант реформы
Сопротивление реформе в начальной стадии ее реализации вполне естественно: положительные результаты только обозначены, они еще в зародыше, не осязаемы, а проблемы реальны и требуются усилия на их преодоление. Система образования по своей природе отличается консервативностью, а за годы реформ накопила значительный арсенал борьбы с разного рода нововведениями. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что высказанная президентом России идея о реструктуризации высшей школы, не вызовет сопротивления. Конечно, вызовет. Однако объективная оценка состояния системы образования в мире, свидетельствует о том, что институциональная система сталкивается с более серьезными вызовами и предложенный Президентом вариант скорее сдержанный, обозначающий вектор развития высшей школы России в глобальном образовательном пространстве, чем радикальный.
Последовательность данных вызовов в чем-то начинает напоминать революцию в информационных технологиях: лампа-транзистор-чип…Не успеваешь к одной технологии приноровиться, а она уже устарела. Какую аналогию для образования в современном стремительно меняющемся мире можно было бы придумать? Ведь образование перестает быть чем-то получаемым один раз на всю жизнь. Если еще совсем недавно для высшего образования наиболее подходящей аналогией был бы личный дом (квартира), в котором регулярно проводилась уборка, приобреталась новая мебель, но сам дом оставался один на всю жизнь, то в настоящее время более подходящим аналогом становится одежда: которая регулярно должна не только приводиться в порядок, но и обновляться, к тому же весь гардероб, как правило, не приобретается в одном магазине. Открывается веер возможностей, и уже не столько потребитель ищет то, что ему нужно, сколько магазины спешат предложить клиенту, то, что он ищет. Так же и в образовании – человеку нужно самому построить свою индивидуальную образовательную стратегию в обрушивающемся на него море предложений.
Профессора не ходят строем
Принципиальная задача трансформации системы управления – повышение академического статуса, расширение самостоятельности профессорско-преподавательского состава. Профессора не ходят строем – азбучная истина. Для профессоров должны быть обеспечены академические свободы, как на уровне отдельных ученых, так и на уровне творческих коллективов, кафедр, факультетов. С одной стороны, академическая свобода является базовой ценностью в научно-педагогическом сообществе во всем мире. С другой – академическая свобода имеет под собой и вполне устойчивые практические основания. В частности, без формирования академической свободы невозможна реализация одной из основных миссий университетов: формирование инновационной среды, воспитание в студентах независимого критического мышления. Для профессоров, преподавателей и студентов в университете должна быть создана среда, привлекательная для талантливых людей, мотивированных для проведения исследований и педагогической деятельности.
Все это требует изменение системы управления в вузе – создание управляющих Советов, разделение функций, повышение прозрачности и ответственности в принятии стратегических решений.
Административные функции - финансовые, хозяйственные, а также функции стратегического планирования развития должны быть максимально отделены от научно-педагогических - присуждение ученых степеней, разработка и внедрение авторских курсов, обновление образовательных стандартов.
Гарантии автономии (в оговоренных приделах), прозрачность системы управления и реальная подотчетность являются необходимым условием привлечения средств доноров, в том числе для формирования фондов целевого капитала, которые обеспечивают финансовую устойчивость университетов в долгосрочной перспективе.
Своевременно выбрасывать старые башмаки
Необходимо последовательно реализовывать принцип персонификации ответственности на рынке. Получение права двумя ведущими вузами России выдавать именные дипломы должно стать общей практикой. Государству при этом придется оставаться заказчиком на специальности, не имеющие развитого рыночного спроса. ВУЗы должны уточнять свое позиционирование на рынке, развивать и поддерживать свой брэнд.
Если бы меня спросили, в чем заключается главное условие успешного инновационного процесса, я бы сказал: «своевременно выбрасывать старые башмаки» . Чаще всего, самое трудное на пути инноваций – это не придумать что-то новое, а расчистить для него дорогу. Для усиления исследовательской компоненты в вузах, какую стимулирующую роль играет сегодня ВАК? ВАК консервирует ситуацию, сдерживает развитие в безуспешных попытках цементировать прошлое. Какие бы степени и звания ни присуждал сегодня ВАК, практически никто из российских и зарубежных ученых, исследователей, экспертов не знает работ этих докторов наук. Оценка заслуг происходит не в ВАКе, а в профессиональном сообществе, в конкуренции.
Построение эффективной, конкурентоспособной системы высшего образования – это не может быть просто данью моде. И это даже шире задача, чем перевод всей экономики на инновационный путь развития. Что такое инновационная экономика? По определению идеи рождаются не в организациях, а в головах. Поэтому для инновационного, а не догоняющего общества принципиально важна установка на конкурентность идей, на дискуссионность, полемику по всему публичному фронту – в Парламенте, в СМИ, между институтами гражданского общества, профессиональными элитами, в политике. Только наличие внутренней конкурентности делает общество в целом и соответственно экономику конкурентоспособными в современном мире. В инновационной экономике необходима общественная поддержка индивидуализма, поддержка персональной ответственности за свой продукт. Если для университета таким продуктом служит диплом – то нужна персонификация диплома.
Для инновационной экономики нужны новые управленческие кадры, готовые работать в условиях динамично развивающихся рынков, мыслить критически, анализировать, быть компетентными в стратегическом планировании, принятии решений в нестандартных ситуациях, владеть современными управленческими технологиями.
Неконкурентоспособная оплата интеллектуального труда
В американских университетах средняя годовая зарплата профессоров от $ 54 тысяч до 68 тысяч. Лучшие профессора получают более $ 90 тысяч в год. Это на порядок выше, чем зарплата профессоров в наших университетах, причем как в среднем, так и для лучших профессоров. По сравнению с этой ситуацией средняя зарплата работников, например, в нефтяной отрасли в России и в зарубежных странах примерно одинаковая. Таких диспропорций в нефтяном бизнесе – нет. Это означает серьезную недооценку интеллектуального труда в нашей стране. Но для решения задачи вывода зарплаты профессорско-преподавательского состава вузов на конкурентоспособный уровень только бюджетных источников недостаточно, необходимо привлечение внешних источников финансирования.
Несмотря на возросшие возможности бюджета в решении проблем образования, мы должны иметь в виду два обстоятельства:
Во-первых, удельный вес расходов на образование в федеральном бюджете остается величиной постоянной на протяжении последних 9 лет. Поэтому в структурном отношении приоритетного финансирования высшего образования – нет. Образование не проигрывает другим секторам и отраслям, но насыщается бюджетными ресурсами пропорционально общему темпу роста.
Во-вторых, рост удельных расходов на одного обучающегося приходится за счет личных, а не корпоративных ресурсов. Но личные ресурсы (ресурсы семей) не становятся поводом для последующего контроля за качеством учебного процесса. Бизнес крайне заинтересован в повышении качества рабочей силы, но не вкладывается заметными деньгами в учебный процесс в вузах, не имея возможности их контролировать. Переход на автономную организационно-правовую форму и трансформация органа административного управления вузом в аналог Совета директоров стейкхолдеров, представляющих собственников вуза (государство, профессорско-преподавательский состав, бизнес, частных жертвователей, независимых директоров) – необходимый этап привлечения корпоративных средств.
«Культурно-медицинская» модель взаимодействия с бизнесом
В программе, которую представил Президент, отчетливо заявлена идея инновационности в связке «вуз-наука». Логическим следствием этого подхода будет завершение цепочки справа: вуз – наука – бизнес. Представляется, что взаимодействие бизнеса и вузов не следует понимать как дорогу с односторонним движением – не только бизнес должен быть представлен в органах управления вузами, но и профессора и преподаватели должны быть представлены в органах управления бизнесом. Идея о включенности в советы директоров предприятий с государственным участием независимых директоров от образования вполне уместна. В результате взаимного участия в управлении обеспечивается трансляция современных управленческих технологий от бизнеса к университету и от университета в бизнес, обеспечивается трудоустройство выпускников в компаниях и фирмах, где налажено соучастие в управлении, повышается качество подготовки студентов на основе реальной практики.
Вообще следует заметить, что идея «взаимоопыления» учебного и производственного процессов успешно представлена в ряде профессий – культуре, медицине. Задача сегодняшнего дня – сделать общепринятой «культурно-медицинскую» практику.
Залог успеха - в скорости принятия решений
Сегодня скорость принятия и реализации решений становится основным конкурентным преимуществом. Мы не инспекторы ГАИ на глобальном трафике образовательных услуг. И если, мы задерживаемся в скорости принятия необходимых решений в ответ на вызовы времени, то нас с удовольствием обойдут «другие, менее талантливые, но более сильные духом».
Мы более 5 лет потратили на споры о ЕГЭ, для того, чтобы убедиться, что около 20% наших школьников не справляется с программами по математике и естественно-научным дисциплинам. Так не о ЕГЭ надо спорить, а срочно принимать кардинальные меры для того, чтобы наши дети смогли освоить программы и остаться конкурентоспособными. Ведь после успехов в начальной школе по результатом международных сравнений, в основной школе мы полностью теряем все преимущества, и наши дети становятся неконкурентоспособными по результатам тех же международных сравнительных исследований – из первой десятки стран-лидеров мы оказываемся в последней.
Точно также мы много лет пытаемся перейти на двухуровневое высшее образование, но вместо того, чтобы разрабатывать эффективные короткие образовательные программы, отвечающие требованиям современного рынка труда, мы решаем задачу двух «Ф» - как бы так сократить физкультуру и философию, чтобы из 5-летней программы специалиста сделать 4-летнюю программу бакалавра.
В настоящее время стали тратить усилия на споры, насколько объективны международные рейтинги и какой нам лучше подходит, но ведь ни в одном рейтинге университетов мы не представлены достойно. Мы снижаем свои позиции, а другие университеты стремительно врываются в первую сотню, в первую двадцатку, в первую десятку. В пример можно привести экономический факультет университета Помпей Фабра (Испания), который с момента образования в 1990 году сегодня уже вошел в десятку экономических факультетов Европы. Образование в университете Помпей Фабра основывается на интеграции специальных профессионально-ориентированных и гуманитарных дисциплин и использовании проектно-ориентированного обучения. Они активные участники проекта «Европейские студии», который открывает все возможности для креативного образования, основанного на фундаменте глубоких математических и экономических знаний.
Сегодня такие же успехи демонстрируют не только университеты Европы, но и стран Юго-Восточной Азии – Китая, Южной Кореи, Японии. Их технология – «безостановочно двигаться вперед, опираясь на камни», а мы даем «задний ход», утопая в спорах и не видя точек опоры под ногами.
От импорта образования к экспорту
Сегодня Россия относится к странам, импортирующим высшее образования. А качество любого товара определяется внешней оценкой, в частности, экспортом. Внутренние оценки качества российского высшего образования у нас завышены. Многие ректора вузов до сих пор пребывают в иллюзиях, что дают студентам лучшее в мире образование, а если что-то все-таки не так, и с рынка труда поступают сигналы о низком качестве образования, то вся вина сваливается на недофинансирование. Поэтому нам очень нужны внешние оценки. Если попытаться собрать внешние оценки в некоторую целостную картину, то получается, что качество российского высшего образования крайне неоднородно. У нас есть заметная часть образовательных услуг очень высокого качества, которые предоставляют наши ведущие вузы по отдельным программам. Эти услуги экономически недооценены. Показателем экономической недооценки служит успешность наших выпускников, которой они добились, уехав в западные страны. По оценке С. Капицы, за 15 наиболее сложных лет перестройки и реформ, только ФИЗТЕХ посредством своих выпускников вывез на Запад около $1,5 млрд. В этом случае, мы фактически позволяем себе роскошь оказывать «гуманитарную помощь» наиболее развитым странам, вместо того, чтобы на этом зарабатывать.
Это вовсе не означает, что надо городить запретительные барьеры. Представляется, что очень важным направлением должно стать стимулирование экспорта образовательных услуг, что и позволит нам попутно избавиться от «гуманитарной помощи». Экспорт образовательных услуг означает не только открытие филиалов наших ведущих вузов в зарубежных странах, командировки наших профессоров для преподавания авторских курсов в западных университетах, но и обучение иностранных студентов в наших университетах. В последнем случае приобретенные иностранным студентом знания и компетенции экспортируются вместе с ним. Доля иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, служит показателем внешней оценки, а значит и качества наших образовательных программ. Для того, чтобы ее резко повысить, нам нужно перейти на новые образовательные технологии, активизировать языковую подготовку и провести работу «на доброту» - стать гораздо более толерантными и открытыми.
От собеса к инвестиционной отрасли
Мы привыкли относиться к образованию, как и ко всем отраслям социальной сферы, как к собесу. Кто-то что-то кому-то должен дать, а кто-то что-то должен получить, причем бесплатно. Мы ругаемся, что никогда не использовали то, чему нас учили, смеемся над фразой при устройстве на работу – «забудьте все, чему вас учили в университете». А ведь здесь кроется одна из главных причин нашего отставания в образовании. Мы пока не смогли разорвать цепкие объятия патернализма, и там, где патернализм эффективен – мы занимаем первые места в международных рейтингах. А там, где надо уйти от модели образовательного собеса к образованию как инвестиционному проекту – мы оказываемся на последних строчках рейтингов. Давайте сравним – мы неоднократно подтверждали, что находимся в первой пятерке стран по результатам международных сравнений, которые оценивают математическую грамотность в начальной школе, мы заняли первое место в последнем международном исследовании грамотности чтения и понимания текста, но опять же в начальной школе. Да, у нас прекрасная система образования на тех ступенях, где патерналистская модель эффективна. Но мы пока не поняли, чем отличается университет от детского сада, поэтому стали выпадать из международных рейтингов университетов. В последнем рейтинге ни одного российского университета нет среди 200 лучших вузов мира. Освоив модель образовательного собеса, мы достигли высоких результатов, но для университетов нужна модель инвестирования в человеческий капитал.
Вряд ли, есть основания утверждать, что в цепочке «образование –исследования - венчурные проекты - массовое освоение инноваций» образование является первым звеном инновационной цепочки, если за начало принимать новую идею, новый продукт или новую технологию. Начало всегда в конкретной голове и появиться новация может при самых различных обстоятельствах: при попытке выскочить из неминуемого банкротства, на испытательном автодроме, в аудитории при ответе на «глупый» вопрос студента, сидя под яблоней или даже в ванне. Не очень продуктивным видятся затраты на оценку удельных весов вклада отдельных институциональных систем в инновационном процессе в целом. Решающим остается синергетический эффект взаимодействия государства, бизнеса, институализированных науки и образования. Принципиально важно, чтобы поезд двигался в верном направлении с максимально безопасной скоростью и ни один вагон этого состава не тормозил общий ход.
В решении общей инновационной задачи у высшего образования две основных функции: выработка и обобщение современного научного метода и массовая подготовка носителей этих методов и компетенций – специалистов. И так как современное российское общество рассматривает образование и как социальное благо, и как необходимую стадию инвестирования под нужды бизнеса, то государству и образовательному сообществу следует уточнить акценты в данной дилемме в конкретных сегодняшних обстоятельствах. Представляется, задачам бизнеса сегодня должен быть отдан приоритет.
Безусловно, очень не просто уйти от модели образовательного «собеса» к образованию как инвестиционному проекту, от которого инвесторы – государство, семьи, бизнес – ждут отдачи в виде конкурентного продукта. Но движение должно быть именно в этом направлении. Если наш поезд пойдет по другому пути, то дальше все станции будут не те.
Запуская новую инвестиционную модель образования на конвейер, нам необходимо думать о новом опытном образце. И в свете этого тем вузам, чей статус на первых порах видится заниженным, скорее следует обратить внимание на новые возможности в совершенно новой среде образования. Муравьи мамонтов пережили.
Валерий Зубов – депутат Государственной думы, доктор экономических наук, профессор.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.